ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- основные понятия и определения навигации;
- средства навигационного оборудования и ограждений;
- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- роль человеческого фактора;
Уметь:
- определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки
- определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
Иметь практический опыт:
- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;
- определения поправки компаса;
- определения направлений и расстояний на картах;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
- вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения;
- классификацию навигационных опасностей, условные обозначения навигационных опасностей на навигационной карте;
- термины и определения, употребляемые на судне;
Уметь:
- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
- использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты;
Иметь практический опыт:
- понимания и выполнения команд и общения с вахтенным помощником по вопросам, связанным с обязанностями по несению вахты;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
Уметь:
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки;
- определения направлений и расстояний на картах;
Иметь практический опыт:
- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;
- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;
- основы судовождения;
- назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования;
Уметь:
- использовать магнитные компасы;
- определять компасный курс, курсовой угол, брать пеленг;
Иметь практический опыт:
- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;
- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;
- деление горизонта на румбы и градусы,
- видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов и огней в море;
Уметь:
- вести визуальное и слуховое наблюдение;
Иметь практический опыт:
- выполнения обязанностей, связанных с ведением наблюдения, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или обнаруженный объект в градусах или четвертях;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
- виды и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения;
- классификацию навигационных опасностей, условные обозначения навигационных опасностей на навигационной карте;
- термины и определения, употребляемые на судне;
Уметь:
- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
Иметь практический опыт:
- понимания и выполнения команд и общения с вахтенным помощником по вопросам, связанным с обязанностями по несению вахты;
- способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Уметь:
- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Иметь практический опыт:
- выбора и применения способов решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
- алгоритм использования современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
Уметь:
- использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
Иметь практический опыт:
- использования современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности;
- этапы и алгоритм планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Уметь:
- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Иметь практический опыт:
- планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере, использования знаний по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
- принципы эффективной работы и взаимодействия в коллективе и команде;
Уметь:
- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Иметь практический опыт:
- эффективной работы и взаимодействия в коллективе и команде;
- основные понятия и определения навигации;
- средства навигационного оборудования и ограждений;
- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- роль человеческого фактора;
- основные понятия и определения навигации;
- средства навигационного оборудования и ограждений;
- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- роль человеческого фактора;
Уметь:
- определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки
- определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
Иметь практический опыт:
- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;
- определения поправки компаса;
- определения направлений и расстояний на картах;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
Уметь:
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки
Иметь практический опыт:
- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;
- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
Задачи и сущность науки судовождения, понятие о геоиде, земном эллипсоиде и земном шаре; полюса, меридианы, экватор, параллели; понятие о морской навигационной карте; задачи, решаемые на морских навигационных картах
Географическая система координат. Разность широт, разность долгот
Практическая работа № 1. «Вычисление разности широт, разности долгот, координат портов отхода и прихода судна»
Решение задач на вычисление разности широт, разности долгот, координат пунктов отхода и прихода судна. Выполнение домашнего задания (РГР) № 1.
Единицы измерения длины - морская миля, кабельтов; единица измерения скорости - узел; единицы измерения глубины моря и высоты предметов - метры, футы, морские сажени, размерность единиц, таблицы соотношения между единицами
Дальность видимого горизонта и дальность видимости огней и предметов в море
Определение направлений в море. Румбовая, четвертная и круговая системы, их применение, переход от одной системы к другой. Соотношение между курсом судна, пеленгом и курсовым углом на ориентир
Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитный меридиан, магнитное склонение; обозначение магнитного склонения на морских навигационных картах, изменение магнитного склонения, приведение склонения к году плавания; магнитные аномалии и бури; магнитные курсы и пеленги, зависимость между магнитными и истинными направлениями
Практическая работа № 2. «Решение задач по приведению магнитного склонения к году плавания»
Решение задач на приведение магнитного склонения к году плавания. Выполнение домашнего задания (РГР) № 2.
Магнетизм судового железа; магнитное поле судна, компасный меридиан, девиация магнитного компаса, понятие об уничтожении девиации; определение остаточной девиации, таблицы девиации, компасные курсы и пеленги; зависимость между компасными и магнитными направлениями
Необходимость перехода от истинных направлений к компасным, и от компасных к истинным; зависимость между истинным и компасным направлениями; общая поправка магнитного компаса; порядок перехода от компасных направлений к истинным (исправление) и от истинных направлений к компасным (перевод)
Практическая работа № 3. «Решение задач на перевод направлений и исправление направлений»
Решение задач на перевод и исправление направлений. Выполнение домашнего задания (РГР) № 3.
Назначение магнитных компасов, устройство 127-мм магнитного компаса; устройство магнитного компаса с оптической передачей показаний "КМО-Т", гирокомпас, его назначение, основные узлы, принцип работы, преимущества и недостатки гирокомпаса по сравнению с магнитным компасом; авторулевой, назначение и принцип работы, перевод автоматического управления рулем на ручное и обратно
Назначение лагов, общие данные и принцип действия; определение скорости пройденного судном расстояния с помощью лага (снятие отсчетов)
Назначение и устройство ручного лота, разбивка лотлиня, меры безопасности при работе с ручным лотом, измерение глубины ручным лотом, уход за лотом; эхолот (назначение, принцип действия, снятие отсчетов)
Терминология прибрежных районов плавания и навигационных опасностей; постоянные и временные навигационные опасности, условные обозначения навигационных опасностей на морской карте. Системы ограждения опасностей
Назначение и классификация средств навигационного оборудования (СНО). Береговые средства навигационного оборудования (СНО). Плавучие средства навигационного оборудования (СНО). Радиолокационные отражатели и радиолокационные маяки-ответчики. Радиотехнические, звукосигнальные и гидроакустические СНО, их классификация и характеристика
Основы навигационной гидрометеорологии, гидрометеорологические приборы и инструменты (назначение, принцип действия)
Алгоритм производства гидрометеонаблюдений. Гидрометеорологические параметры и приборы, которыми они измеряются.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.