2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Основы судовождения
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судовождения»
26.02.03 – ОП.10. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы судовождения»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.10. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы судовождения»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Б.А. Пичковский
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы судовождения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные понятия и определения навигации;

- средства навигационного оборудования и ограждений;

- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;

- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;

- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;

- роль человеческого фактора;

Уметь:

- определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;

- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;

- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки

- определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;

Иметь практический опыт:

- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;

- определения поправки компаса;

- определения направлений и расстояний на картах;

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;

- назначение и принцип работы авторулевого;

- назначение, классификацию и принцип работы лагов;

- вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения;

- классификацию навигационных опасностей, условные обозначения навигационных опасностей на навигационной карте;

- термины и определения, употребляемые на судне;

Уметь:

- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;

- использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты;

Иметь практический опыт:

- понимания и выполнения команд и общения с вахтенным помощником по вопросам, связанным с обязанностями по несению вахты;

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;

- назначение и принцип работы авторулевого;

- назначение, классификацию и принцип работы лагов;

Уметь:

- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;

- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки;

- определения направлений и расстояний на картах;

Иметь практический опыт:

- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;

- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;

К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы судовождения;

- назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования;

Уметь:

- использовать магнитные компасы;

- определять компасный курс, курсовой угол, брать пеленг;

Иметь практический опыт:

- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;

- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;

К 6.1 Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- деление горизонта на румбы и градусы,

- видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов и огней в море;

Уметь:

- вести визуальное и слуховое наблюдение;

Иметь практический опыт:

- выполнения обязанностей, связанных с ведением наблюдения, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или обнаруженный объект в градусах или четвертях;

К 6.2 Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;

- назначение и принцип работы авторулевого;

- назначение, классификацию и принцип работы лагов;

- виды и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения;

- классификацию навигационных опасностей, условные обозначения навигационных опасностей на навигационной карте;

- термины и определения, употребляемые на судне;

Уметь:

- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;

Иметь практический опыт:

- понимания и выполнения команд и общения с вахтенным помощником по вопросам, связанным с обязанностями по несению вахты;

К 6.3 Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

Уметь:

- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

Иметь практический опыт:

- выбора и применения способов решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- алгоритм использования современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

Уметь:

- использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

Иметь практический опыт:

- использования современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- этапы и алгоритм планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

Уметь:

- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

Иметь практический опыт:

- планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере, использования знаний по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы эффективной работы и взаимодействия в коллективе и команде;

Уметь:

- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и  команде;

Иметь практический опыт:

- эффективной работы и взаимодействия в коллективе и команде;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения навигации;

- средства навигационного оборудования и ограждений;

- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;

- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;

- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;

- роль человеческого фактора;

- основные понятия и определения навигации;

- средства навигационного оборудования и ограждений;

- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;

- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;

- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;

- роль человеческого фактора;

Уметь:

- определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;

- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;

- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки

- определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;

Иметь практический опыт:

- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;

- определения поправки компаса;

- определения направлений и расстояний на картах;

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;

- назначение и принцип работы авторулевого;

- назначение, классификацию и принцип работы лагов;

Уметь:

- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;

- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки

Иметь практический опыт:

- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;

- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- География
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- География морского судоходства
 
- Навигация и лоция
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
26
26
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Основы навигации
 
Тема 1.1 Форма и размеры Земли. Основные точки, линии, плоскости на поверхности Земли

Лекция (урок):

Задачи и сущность науки судовождения, понятие о геоиде, земном эллипсоиде и земном шаре; полюса, меридианы, экватор, параллели; понятие о морской навигационной карте; задачи, решаемые на морских навигационных картах

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

Географическая система координат. Разность широт, разность долгот

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. «Вычисление разности широт, разности долгот, координат портов отхода и прихода судна»

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.2 Географические координаты
Самостоятельная работа:

Решение задач на вычисление разности широт, разности долгот, координат пунктов отхода и прихода судна. Выполнение домашнего задания (РГР) № 1.

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.3 Единицы длины и скорости, принятые в судовождении
Лекция (урок):

Единицы измерения длины - морская миля, кабельтов; единица измерения скорости - узел; единицы измерения глубины моря и высоты предметов - метры, футы, морские сажени, размерность единиц, таблицы соотношения между единицами

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.4 Дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и огней в море
Лекция (урок):

Дальность видимого горизонта и дальность видимости огней и предметов в море

2
К 1.1,К 1.2,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.5 Системы деления горизонта
Лекция (урок):

Определение направлений в море. Румбовая, четвертная и круговая системы, их применение, переход от одной системы к другой. Соотношение между курсом судна, пеленгом и курсовым углом на ориентир

3
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитный меридиан, магнитное склонение; обозначение магнитного склонения на морских навигационных картах, изменение магнитного склонения, приведение склонения к году плавания; магнитные аномалии и бури; магнитные курсы и пеленги, зависимость между магнитными и истинными направлениями

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. «Решение задач по приведению магнитного склонения к году плавания»

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.6 Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги
Самостоятельная работа:

Решение задач на приведение магнитного склонения к году плавания. Выполнение домашнего задания (РГР) № 2.

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.7 Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги
Лекция (урок):

Магнетизм судового железа; магнитное поле судна, компасный меридиан, девиация магнитного компаса, понятие об уничтожении девиации; определение остаточной девиации, таблицы девиации, компасные курсы и пеленги; зависимость между компасными и магнитными направлениями

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

Необходимость перехода от истинных направлений к компасным, и от компасных к истинным; зависимость между истинным и компасным направлениями; общая поправка магнитного компаса; порядок перехода от компасных направлений к истинным (исправление) и от истинных направлений к компасным (перевод)

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. «Решение задач на перевод направлений и исправление направлений» 

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1.8 Исправление и перевод направлений
Самостоятельная работа:

Решение задач на перевод и исправление направлений. Выполнение домашнего задания (РГР) № 3.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Раздел 2. Технические средства судовождения
 
Тема 2.1 Системы курсоуказания и ориентации
Лекция (урок):

Назначение магнитных компасов, устройство 127-мм магнитного компаса; устройство магнитного компаса с оптической передачей показаний "КМО-Т", гирокомпас, его назначение, основные узлы, принцип работы, преимущества и недостатки гирокомпаса по сравнению с магнитным компасом; авторулевой, назначение и принцип работы, перевод автоматического управления рулем на ручное и обратно

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 2.2 Системы и устройства для определения пройденного расстояния и скорости суда
Лекция (урок):

Назначение лагов, общие данные и принцип действия; определение скорости пройденного судном расстояния с помощью лага (снятие отсчетов)

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 2.3 Системы и устройства для определения глубины
Лекция (урок):

Назначение и устройство ручного лота, разбивка лотлиня, меры безопасности при работе с ручным лотом, измерение глубины ручным лотом, уход за лотом; эхолот (назначение, принцип действия, снятие отсчетов)

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Раздел 3. Основы лоции
 
Тема 3.1 Навигационные опасности
Лекция (урок):

Терминология прибрежных районов плавания и навигационных опасностей; постоянные и временные навигационные опасности, условные обозначения навигационных опасностей на морской карте. Системы ограждения опасностей

2
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 3.2 Береговые и плавучие средства навигационного оборудования (СНО)
Лекция (урок):

Назначение и классификация  средств навигационного оборудования (СНО). Береговые средства навигационного оборудования (СНО). Плавучие средства навигационного оборудования (СНО). Радиолокационные отражатели и радиолокационные маяки-ответчики. Радиотехнические, звукосигнальные и гидроакустические СНО, их классификация и характеристика

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Раздел 4. Гидрометеорология
 
Тема 4.1 Гидрометеорологические приборы и инструменты
Лекция (урок):

Основы навигационной гидрометеорологии, гидрометеорологические приборы и инструменты (назначение, принцип действия)

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 4.2 Порядок проведения гидрометеорологических наблюдений на судне
Лекция (урок):

Алгоритм производства гидрометеонаблюдений. Гидрометеорологические параметры и приборы, которыми они измеряются.

1
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 6.1,К 6.2,К 6.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Соломатин Н.Т. Кондратьев С.И.  Навигация:Учебник. - Печатная лавка, 2017. - 
 
2. Ермолаев Г. Г.  Морская лоция:Учебник для вузов морского транспорта. - Транспорт, 1982. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Дмитриев В.И., Григорян В.Л. Навигация и лоция:Учебник для вузов. - Академкнига, 2009. - 
 
2. Ляльков, Э.П.; Васин, А.Г.  Навигация:. - Транспорт, 1981. - 
 
3. Каретников, В. В., Мокрозуб, О. И.,  Ефимов, К. И. Картография водного транспорта:Учебное пособие. - МОРКНИГА, 2019. - 
 
4. Б. Н. Панов Гидрометеорологическое обеспечение судовождения  [Электронный ресурс]:Учебное пособие . - КГМТУ, 2020. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/174784  
 
5. А. А. Иванов, Н. В. Ивановский, Л. Н. Козаченко Технические средства судовождения  [Электронный ресурс]:Учебное пособие . - КГМТУ, 2020. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/174776  
 
6. В. К. Моргунов, А. А. Перфильев Общая лоция  [Электронный ресурс]:Учебное пособие . - СГУВТ, 2019. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147159  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.