ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
 
«Технические средства судовождения»
 
26.02.03 – Раздел 1.06 – 2021 г.
 
 
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
 
26.02.03 – Раздел 1.06 – 2021 г.
 
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА
 
 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
 
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
«Технические средства судовождения»
 
шифр и полное наименование
 
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
 
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
 
	Рабочая программа дисциплины «Технические средства судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
	Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.
 
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
 
Получено положительное заключение 
 
 
Составитель(и) программы:
 
 
 
Специалист по УМР УМУ Института
 
 
 
 
Место хранения экземпляра
 
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
 
Облачное хранилище данных
 
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
 
Проверка / Изменение №___
 
Дата проверки / внесения изменения
 
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
 
Провел проверку / Учел изменение
 
 
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
 
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства судовождения»:
 
Код и наименование компетенции
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 6.1 Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 6.3 Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
 
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
 
Дисциплина «Технические средства судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
 
- Электроника и электротехника
 
 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
 
 
- Основы финансовой грамотности
 
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Теория и устройство судна
 
 
 
 
- Экологические основы природопользования
 
 
- Электрооборудование судов
 
 
 
 
 
- Организация судовых работ
 
 
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
 
 
- География морского судоходства
 
 
 
 
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
 
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
 
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
 
- Работа с судовыми устройствами
 
 
 
 
- Иностранный язык (английский)
 
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
 
 
 
- Основы финансовой грамотности
 
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Теория и устройство судна
 
 
 
 
- Экологические основы природопользования
 
 
- Электрооборудование судов
 
 
 
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
 
- Информационные технологии на водном транспорте
 
 
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
 
 
- Навигационная гидрометеорология
 
 
 
- Судовые энергетические установки
 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
 
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
 
- Эффективность работы судна
 
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
 
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Проведение государственного экзамена
 
 
 
- Управление работой флота
 
 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
 
Учебные занятия с преподавателем, всего
 
Консультации (групповые), всего
 
Промежуточная аттестация: 
 
Общая трудоемкость дисциплины
 
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
 
Наименование разделов и тем дисциплины
 
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
 
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
 
 
Раздел 1. Технические средства судовождения
 
 
Лекция (урок):
Введение в дисциплину. Правила техники безопасности
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Изучение общих переключений на рабочем месте.
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Самостоятельная работа:
Техника безопасности
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лекция (урок):
1. Магнитный компас УКП-М
2. Котелок и пеленгатор компас УКП-М
3. Магнитное поле судна
4. Уравнения Пуассона
5. Измерительные приборы: дефлектор, инклинатор
6. Практическое уничтожение четвертной девиации
7. Практические способы определения девиации
8. Остаточная девиация магнитного компаса. Требования IMO магнитным компасам
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 1. Выверка компаса УКП-М
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 2. Принцип уничтожения девиации компаса
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 3. Вычисление коэффициентов девиации
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
 
Самостоятельная работа:
Требования к магнитным компасам
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лекция (урок):
1. Гироскоп. Основные понятия. Принцип построения гирокомпаса
2. Гирокомпас «Курс-4». Гироазимуткомпас «Вега»
3. Погрешности гирокомпаса. Требования IMO к гирокомпасам
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Гирокомпас «Курс-4»
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Гироазимуткомпас «Вега». 
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Самостоятельная работа:
Гирокомпасы зарубежного производства
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лекция (урок):
1. Измерение скорости судна и пройденного пути. Принцип действия лага «ИЭЛ-2М». Требования IMO к лагам
2. Принцип действия эхолота. Требования IMO к эхолотам
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Практическое занятие:
Практическая работа № 4. Настройки лага «ИЭЛ-2М», эхолота «SAMYUNG SES-2000»
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Тема 4. Измерители скорости, глубины
 
Самостоятельная работа:
Лаги и эхолоты зарубежного производства
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Лекция (урок):
Авторулевой судна
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Практическое занятие:
Практическая работа № 5. Функции настройки авторулевого
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
Тема 5. Устройство удержания судна на курсе
 
Самостоятельная работа:
Адаптивный авторулевой
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
 
К 1.1,К 1.2,К 1.9,К 3.6,К 6.1,К 6.3
 
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
 
1. Горобцов А.П., Устинова Ю.М. Технические средства судовождения. Том 3. Судовые приборы электронной навигации :Учебник для вузов . - МОРСАР, 2016. - 
 
 
6.2 Дополнительная литература
 
 
1. Воронов В.В.  Перфильев В.К. Яловенко А.В. Технические средства судовождения. Конструкция и эксплуатация:. - Транспорт, 1988. - 
 
 
 
2. Смирнов Е.Л.  Яловенко А.В.  Воронов В.В. Технические средства судовождения. Теория:. - Элмор, 1996. - 
 
 
3. Смирнов Е.Л. Яловенко А.В. Перфильев В.К. Воронов В.В. Сизов В.В. Технические средства судовождения. Том 2. Конструкция и эксплуатация:. - Элмор, 2000. - 
 
 
4. Кожухов В.П. Воронов В.В. Григорьев В.В. Девиация магнитного компаса:. - Морской транспорт, 1960. - 
 
 
5. Хлюстин Б.П. Девиация магнитного компаса:. - Гострансиздат, 1935. - 
 
 
6. Воронов В.В. Григорьев В.В. Яловенко А.В. Судовые магнитные компасы. Теория. Конструкция. Девиационные работы:. - Элмор, 2006. - 
 
 
7. Нечаев П.А. Григорьев В.В. Магнитно-компасное дело:. - Транспорт, 1983. - 
 
 
8. Хазиахметов Т.А. Лекции по дисциплине ТСС:. - , . - 
 
 
9. Хазиахметов Т.А. УМКД по дисциплине ТСС:. - , . - 
 
 
10. Малков С.В. Технические средства судовождения:Методические указания к лабораторным работам. - , 2008. - 
 
 
11. Дмитриев В.И.  Евменов В.Ф. Каратаев О.Г. Ракитин В.Д. Технические средства судовождения:. - Транспорт, 1990. - 
 
 
12. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года, исправленная протоколом 1995 года с изменениями и дополнениями (ПДПНВ-78/95):. - ФСТМ, 1996. - 
 
 
13. Гироскопические компасы класса  STANDART:. - ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2005. - 
 
 
14. Технические средства судовождения:. - Политехнический университет, 2013. - 
 
 
15. Transas. Руководство:. - , 2001. - 
 
 
16. Информационные системы:. - , . - 
 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
 
Наименование информационного ресурса
 
Ссылка на информационный ресурс
 
 
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
 
http://www.iprbookshop.ru
 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
 
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
 
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
 
Наименование информационной технологии /программного продукта
 
 
 
 
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
	Образовательные технологии	Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). 
	Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
	
	Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
	Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
	
	Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
	Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
	Практические занятия предполагают решение практических заданий.
	В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
	
	Рекомендации по организации самостоятельной работы
	Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
	Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
	При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.