ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
 
«Управление судном и безопасность мореплавания»
 
26.02.03 – Раздел 1.08 – 2021 г.
 
 
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление судном и безопасность мореплавания»
 
26.02.03 – Раздел 1.08 – 2021 г.
 
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА
 
 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
 
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
«Управление судном и безопасность мореплавания»
 
шифр и полное наименование
 
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
 
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
 
	Рабочая программа дисциплины «Управление судном и безопасность мореплавания» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
	Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.
 
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
 
Получено положительное заключение 
 
 
Составитель(и) программы:
 
 
 
Специалист по УМР УМУ Института
 
 
 
 
Место хранения экземпляра
 
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
 
Облачное хранилище данных
 
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
 
Проверка / Изменение №___
 
Дата проверки / внесения изменения
 
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
 
Провел проверку / Учел изменение
 
 
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
 
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Управление судном и безопасность мореплавания»:
 
Код и наименование компетенции
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.8 Передача и получение информации посредством визуальных сигналов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 6.1 Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 6.2 Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
К 6.3 Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
 
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4, 5 курсе в 6, 7, 8, 9 семестре.
 
Дисциплина «Управление судном и безопасность мореплавания» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
 
- Теория и устройство судна
 
 
 
 
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
 
 
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
 
 
- Управление работой флота
 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
 
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
 
 
- Эффективность работы судна
 
 
- Информационные технологии на водном транспорте
 
 
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
 
 
- Навигационная гидрометеорология
 
 
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
 
- Судовые энергетические установки
 
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
 
 
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
 
- Основы финансовой грамотности
 
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Технические средства судовождения
 
 
- Экологические основы природопользования
 
 
- Электрооборудование судов
 
 
 
 
- Организация судовых работ
 
 
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
 
 
- География морского судоходства
 
 
 
 
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
 
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
 
- Работа с судовыми устройствами
 
 
- Электроника и электротехника
 
 
 
 
- Иностранный язык (английский)
 
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
 
 
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
 
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
 
 
- Информационные технологии на водном транспорте
 
 
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
 
 
- Навигационная гидрометеорология
 
 
 
- Судовые энергетические установки
 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
 
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
 
- Эффективность работы судна
 
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
 
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
 
- Проведение государственного экзамена
 
 
 
- Управление работой флота
 
 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 153 час.
 
 
 
Учебные занятия с преподавателем, всего
 
Консультации (групповые), всего
 
Промежуточная аттестация: 
 
Общая трудоемкость дисциплины
 
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
 
Наименование разделов и тем дисциплины
 
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
 
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
 
 
 
Тема 1.1 Основные принципы несения ходовой вахты. Организация радиолокационного наблюдения
 
Лекция (урок):
1. Рекомендации по организации штурманской службы и организации радиолокационного наблюдения на судах
2. Обязанности и инструкции для вахтенного помощника капитана при несении вахты
3. Требования по дополнительной подготовке рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту
4. Требования МК ПДНВ с поправками и устава службы на судах по организации службы и основным принципам несения ходовой навигационной вахты.
5. Понятия  истинного и относительного движени
6. Организация радиолокационного наблюдения.
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Лекция (урок):
1. Маневренные элементы судна, порядок их определения и учета. Инерционные свойства судов в различных условиях
2. Силы, действующие на перо руля на переднем и заднем ходу
3. Особенности работы винтов правого и левого вращения. Действие сил комплекса «корпус-винт-руль» на передних и задних ходах при различных углах перекладки руля
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Тема 1.2 Маневренные характеристики судна. Влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна
 
Практическое занятие:
Практическое занятие № 1 и № 2 «Маневренные характеристики судна»
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
 
 
 
Тема 2.1 Национальные нормативные документы по безопасности. Судовая документация
 
Лекция (урок):
1. Основные национальные документы по безопасности плавания
2. Органы надзора и контроля за обеспечением безопасности плавания в России и их функции
3. Судовая документация
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Лекция (урок):
1. Общие положения и определения, правила плавания и маневрирования в различных условиях
2. Огни и знаки на судах и плавсредствах
3. Звуковые и световые сигналы, сигналы бедствия
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Тема 2.2 Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)
 
Практическое занятие:
Практическое занятие № 3 и № 4. «Отработка на макетах и тренажере правил плавания и маневрирования в различных условиях»
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Тема 2.3 Визуальные средства связи, наблюдения и сигнализации. Международный свод сигналов.
 
Лекция (урок):
1. Визуальные средства связи, наблюдение и сигнализация
2. Световая сигнализация по азбуке Морзе. Сигналы бедствия, передаваемые визуальными средствами. Сигналы спасательных станций
3. Международный свод сигналов
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
 
 
Тема 3.1 Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим сооружениям
 
Лекция (урок):
1. Выбор места якорной стоянки
2. Подготовка судна и маневрирование при постановке на якорь
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Лекция (урок):
1. Маневрирование при различных способах швартовки. Особенности швартовных операций в ледовых условиях
2. Швартовные операции к борту другого судна на ходу и стоящему на якоре. Правила техники безопасности при швартовных операциях
3. Управление судном при плавании в узкостях. Особенности плавания на мелководье, прием и высадка лоцмана. Аварийные ситуации при плавании в узкостях и на мелководье
4. Особенности управления судном при плавании в штормовых условиях, борьба с обледенением
5. Организация буксировочных операций
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Тема 3.2 Швартовные операции. Плавание в особых обстоятельствах
 
Практическое занятие:
Практическое занятие № 5 и № 6. «Отрабатывание на тренажере по управлению судном швартовных операций в различных условиях»
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Самостоятельная работа:
Подготовка к экзамену
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
 
 
 
 
Лекция (урок):
1. Оказание помощи в штормовых условиях терпящему бедствие судну. Способы спасания людей с аварийного судна
2. Способы снятия судов с мели. Меры, принимаемые на аварийном судне
3. Оценка состояния аварийного судна. Типовая информация об остойчивости
4. Правила маневрирования в особых случаях и при тревоге «Человек за бортом»
5. Ответственность за аварии на морском флоте
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Практическое занятие:
Практическое занятие № 7. «Маневрирование при тревоге «Человек за бортом» и поиск пострадавших в море»
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Практическое занятие:
Практическое занятие № 8. «Расчеты для выбора способа снятия судна с мели. Руководство людьми после оставления судна»
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
Тема 4.1 Управление судном в аварийных ситуациях. Конструкция и снабжение спасательных средств. Требования международных документов по безопасности плавания
 
Самостоятельная работа:
Подготовка к контрольной работе
 
К 1.1,К 1.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.2.
 
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Управление судном и безопасность мореплавания» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
 
1. Топильский, П.В. Организация ходовой навигационной вахты и управление морским судном:. - Севастополь, 2016. - 
 
 
2. Гуцуляк, В.Н. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) с комментариями:. - Центр морского права, 2019. - 
 
 
6.2 Дополнительная литература
 
 
1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 (МППСС-72):. - МОРКНИГА, 2016. - 
 
 
2. В.И. Дмитриев Пути повышения безопасности судоходства:Учебное пособие. - МОРКНИГА, 2015. - 
 
 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
 
Наименование информационного ресурса
 
Ссылка на информационный ресурс
 
 
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
 
http://www.iprbookshop.ru
 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
 
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
 
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
 
Наименование информационной технологии /программного продукта
 
 
 
 
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
	Образовательные технологии	Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). 
	Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
	
	Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
	Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
	
	Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
	Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
	Практические занятия предполагают решение практических заданий.
	В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
	
	Рекомендации по организации самостоятельной работы
	Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
	Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
	При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.