2022-2023_26_02_03_51_21_1234-6217_osf_Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II 1 Кодекса ПДНВ)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
26.02.03 – Раздел 1.09 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.09 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы  контроля местоположения с помощью  САРП

Уметь:

- использовать методы определения местоположения с помощью  САРП при планировании и осуществлении перехода.  

Иметь практический опыт:

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды тревожной сигнализации, используемые в  САРП

Уметь:

- правильно выставлять значения алармов в настройках САРП.

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- факторы, влияющие на работу и точность получаемой информации.

Уметь:

- пользоваться радиолокатором и САРП, расшифровывать и анализировать, полученную информацию.

Иметь практический опыт:

К 1.3 Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- ограничения САРП при маневрировании и управлении судном.

Уметь:

- правильно оценивать и обрабатывать информацию, отображаемую САРП, особенно,  при маневре нашего судна и маневре судов-целей.

Иметь практический опыт:

К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- информационные источники, содержащие учебные пособия и инструкции по эксплуатации САРП.

Уметь:

- находить необходимые учебные пособия и инструкции по эксплуатации САРП.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы   контроля   местоположения   судна с  помощью  САРП.

Уметь:

- обрабатывать информацию, отображаемую САРП.

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- оптимальные значения показаний репитеров  САРП при маневрировании и управлении судном.

Уметь:

- интерпретировать и  обрабатывать информацию, получаемую с помощью САРП.

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Мореходная астрономия
 
- Навигация и лоция
 
- Основы морского права
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Физическая культура
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Основы философии
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Психология общения
 
- Судовое радиооборудование
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Теория и устройство судна
 
- Технические средства судовождения
 
- Учебная практика
 
- Электрооборудование судов
 
- Инженерная графика
 
- История
 
- Механика
 
- Морская практика
 
- Организация судовых работ
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Охрана труда
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
- Прикладная математика
 
- Работа с судовыми устройствами
 
- Экологические основы природопользования
 
- География морского судоходства
 
- Информатика
 
- Математика
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы судовождения
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
- Электроника и электротехника
 
- Астрономия
 
- География
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигация и лоция
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 30 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
30
30
В том числе: 
Лекционные занятия
5
5
Практические занятия
25
25
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
30
30
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП) 
 
Лекция (урок):

Введение. Правила техники безопасности.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1. Общие положения и введение в курс
Практическое занятие:

Изучение общих переключений на рабочем месте.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

Виды перемещения эхо-сигналов судов - целей на экране САРП.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Взаимосвязь правил в МППСС-72.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Взаимосвязь истинного и относительного движения.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Элементы движения и расхождения судов-целей в САРП.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Ручной и автоматический захват судов-целей  на автосопровождение в  САРП. 

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 2. Система автоматизированной радиолокационной прокладки
Практическое занятие:

Возможные варианты ввода скорости нашего судна.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Проигрывание маневра.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Ориентация изображения на экране  САРП.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Выбор режима стабилизации изображения на экране САРП.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Оптимальное сочетание режимов стабилизации и ориентации изображения на экране САРП.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Эксплуатационные требования к САРП.

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Решение задачи расхождения № 8

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 2. Система автоматизированной радиолокационной прокладки
Практическое занятие:

Решение задачи расхождения № 9

1
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 3. Заключение
Лекция (урок):

Заключительное занятие

1
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. А. Иванов, Н. В.  Ивановский, Л. Н. Козаченко Технические средства судовождения :Учебное пособие  . - КГМТУ, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Резолюция IМО MSC. 192(79) - Принятие пересмотренных эксплуатационных требований к радиолокационному оборудованию:. - , . - 
 
2. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года, исправленная протоколом 1995 года с изменениями и дополнениями (ПДПНВ-78 с поправками):. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система  «Лань».
http://e.lanbook.com/books
 
2
Информационный портал IMO
http://www.imo.org
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.