2022-2023_26_02_03_52_21_12345-6217_osf_Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.03 – Раздел 1.14 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.14 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Воробьев С.В.
должность, ФИО
 
Препод., Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.14 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
- Механика
 
- Физика
 
- Химия
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Навигация и лоция
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Физическая культура
 
- Эффективность работы судна
 
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Общая лоция
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
- Судовые энергетические установки
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
- Мореходная астрономия
 
- Основы философии
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Технические средства судовождения
 
- Учебная практика
 
- Экологические основы природопользования
 
- Электрооборудование судов
 
- Инженерная графика
 
- Морская практика
 
- Организация судовых работ
 
- Охрана труда
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
- Прикладная математика
 
- География морского судоходства
 
- Информатика
 
- История
 
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
- Математика
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы судовождения
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
- Работа с судовыми устройствами
 
- Электроника и электротехника
 
- Астрономия
 
- География
 
- Иностранный язык (английский)
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Навигация и лоция
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Физическая культура
 
- Эффективность работы судна
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
- Основы морского права
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Психология общения
 
- Управление работой флота
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 63 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
15
15
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
63
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
 
Лекция (урок):

1. Эксплуатационные параметры и показатели дизеля

2. Контроль и регулировка параметров рабочего

процесса

3. Индицирование дизеля

4. Индикаторные диаграммы

5. Нагрузочные характеристики

6. Внешние характеристики

7. Винтовые характеристики

8. Эксплуатационные режимы работы дизеля

9. Назначение режимов, работа дизеля при волнении

10. Работа дизеля при аварийных ситуациях

20
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Контроль параметров рабочего цикла дизеля

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Обработка индикаторных диаграмм

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Испытание дизеля на режимах винтовых характеристик

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Энерго-экономические показатели

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Контроль и регулировка параметров рабочего процесса дизеля

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Регулирование судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Проверка и регулирование механизма газораспределения

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5. Проверка и регулирование топливной аппаратуры 

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Практические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Динамическое регулирование дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля

2. Обслуживание дизеля во время работы и стоянки

3. Оценка технического состояния дизеля во время работы

6
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Управление дизельной установкой 

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности дизелей и их устранение

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.3 Управление дизельной установкой
Самостоятельная работа:

Приемка и хранение топлива и масла, основные правила бункеровки

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Эксплуатация судовых котельных и турбинных установок
 
Лекция (урок):

Техническое использование паровых котлов

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. Подготовка к действию и обслуживание котлоагрегата КОАВ-200

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.1 Техническое использование паровых котлов
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности в работе котла

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Техническое использование судовых паровых турбоагрегатов

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 ехническое использование судовых паровых турбоагрегатов
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности турбин и их устранение

3
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Осипов О.В., Воробьев Б.Н. Судовые дизельные двигатели [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Лань, 2022. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book 
 
2. Султанов, А.М.  Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Емельянов П.С. Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - ГМА им .адм. С.О. Макарова, 2008. - 
 
2. Сизых В.А.  Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - РКонсульт, 2003. - 
 
3. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97.:. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.