ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы автоматики и теории управления техническими системами»
26.02.05 – Раздел 1.05 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы автоматики и теории управления техническими системами»
26.02.05 – Раздел 1.05 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы автоматики и теории управления техническими системами»
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы автоматики и теории управления техническими системами» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы автоматики и теории управления техническими системами»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.6 Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Основы автоматики и теории управления техническими системами» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Проведение государственного экзамена
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
- Безопасность жизнедеятельности
- Квалификационный экзамен
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
- Экологические основы природопользования
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Электрооборудование судов
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Техническая термодинамика и теплопередача
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Проведение государственного экзамена
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Автоматическое регулирование параметров энергетических установок
Тема 1.1 Общие сведения об автоматических системах
Лекция (урок):
Понятие об автоматических системах. Классификация автоматических систем.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 1.2 Основные элементы автоматических систем
Лекция (урок):
Классификация элементов. Измерительные элементы. Усилительные элементы. Исполнительные элементы и регулирующие органы.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 1.3 Статические и динамические характеристики автоматических систем
Лекция (урок):
Основные сведения об управляемых объектах. Статические характеристики систем. Динамические характеристики систем. Типовые звенья систем.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 1.4 Корректирующие устройства автоматических систем
Лекция (урок):
Интегральные регуляторы. Пропорциональные регуляторы. Пропорционально - интегральные регуляторы. Корректирующие устройства автоматических систем: функциональные схемы, нагрузочные характеристики, графики переходного режима
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 2. Контрольно-измерительные приборы
Тема 2.1 Приборы для измерения температуры
Лекция (урок):
Изучение конструкции и принципа работы КИП температуры.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.2 Приборы для измерения давления
Лекция (урок):
Изучение конструкции и принципа работы КИП давления.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.3 Приборы для измерения мощности
Лекция (урок):Изучение конструкции и принципа работы КИП мощности.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.4 Приборы для измерения частоты вращения
Лекция (урок):
Изучение конструкции и принципа работы КИП частоты вращения.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.5 Приборы для измерения уровня жидкости
Лекция (урок):
Изучение конструкции и принципа работы КИП уровня жидкости.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.6 Приборы для измерения расхода жидкости, пара
Лекция (урок):
Изучение конструкции и принципа работы КИП расхода жидкости, пара.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.7 Приборы для анализа рабочего процесса
Лекция (урок):
Изучение конструкции и принципа работы КИП анализа рабочего процесса.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 3. Средства автоматизации главных энергетических установок
Лекция (урок):
Регуляторы прямого и непрямого действия, структурная схема и принцип действия.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.1 Автоматическое регулирование угловой скорости коленчатого вала
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Регуляторы прямого и непрямого действия. Принцип работы, структурные схемы.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.2 Основные неисправности и настройка регуляторов угловой скорости
Лекция (урок):
Техническая эксплуатация регуляторов угловой скорости: основные неисправности регуляторов угловой скорости, настройка регуляторов угловой скорости.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.3 Автоматическое регулирование температурных режимов дизелей
Лекция (урок):
Регулирование температуры воды в системе охлаждения дизеля. Температурный режим в смазочной системе дизеля. Регулирование температуры топлива и воздуха. Способы регулирования температуры. Элементы регуляторов температуры.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Регуляторы температуры и вязкости прямого действия, структурная схема и принцип действия (РТП). Регуляторы температуры прямого действия дистанционный, структурная схема и принцип действия (РТПД). Неисправности регуляторов температуры и вязкости.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.4 Регуляторы температуры и вязкости
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Автоматическое регулирование вязкости топлива.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.5 Средства автоматизации топливных и смазочных систем
Лекция (урок):
Требования Регистра к средствам автоматизации топливных с смазочных систем. Средства подготовки топлива. Регулирование уровня топлива в топливных цистернах. Автоматическое управление и контроль работы топливных систем. Средства автоматизации смазочной системы.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.6 Дистанционные системы управления дизелей
Лекция (урок):
Неавтоматизированные автоматизированные системы управления дизелей. Схемы систем дистанционного управления. Структурная схема постов управления дизелей 6ЧСП 15/18. Структурная схема поста управления управления дизеля 6ЧН 18/26.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.7 Основные элементы систем ДАУ
Лекция (урок):
Структурные схемы систем ДАУ. Структурные схемы постов управления систем ДАУ. Элементы систем ДАУ: двухпозиционные воздушные клапаны, безпозиционные клапаны, трехпозиционный золотник дизеля 6ЧСП 15/18, поршневые исполнительные механизмы, мембранные исполнительные элементы, лопастные исполнительные механизмы, блокировочные устройства, корректирующие устройства.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Структурная функциональная схема гидравлической системы ДАУ дизелей 12ЧСПН 18/20: основные элементы, принцип действия.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.8 Гидравлические системы ДАУ
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Структурная схема гидравлической системы ДАУ дизелей 6ЧСН18/22.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.9 Техническое обслуживание систем ДАУ
Лекция (урок):
Подготовка систем к работе. Возможные неисправности систем ДАУ и способы их устранения. Диагностирование систем ДАУ. Регулирование и настройка элементов системы ДАУ.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 4. Средства автоматизации вспомогательных энергетических установок
Тема 4.1 Автоматизация электрических установок
Лекция (урок):
Средства автоматизации дизель-генераторов. Автоматизация работы электростанций. Структурная схема автоматизации судовой электрической станции.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Автоматическое управление паровых автономных котлов. Автоматическое управление водогрейных автономных котлов. Автоматизация управления котлов-утилизаторов.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 4.2 Средства автоматизации котельных установок
Практическое занятие:
Практическая работа № 4. Автоматизированная система управления котла КОАВ-200
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 4.3 Автоматизация якорно-швартовных,буксирных, сцепных и рулевых устройств
Лекция (урок):
Средства автоматизации якорных устройств. Средства автоматизации швартовных устройств. Средства автоматизации буксирных и сцепных устройств. Средства автоматизации рулевых машин.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы автоматики и теории управления техническими системами» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Ефимов В.С. Автоматика СЭУ и ВМ:. - ООО «ВУД», 2011. -
2. Архангельский В.С. Автоматика и аппаратура контроля СЭУ Л:. - Судостроение, 1991. -
3. Онасенко В.С. Судовая автоматика М:. - Транспорт, 1976. -
4. Нелепин Р.А. Элементы судовой автоматики Л:. - Судостроение, 1976. -
5. Самсонов Л.А., Боричев А.В. Основы автоматики:конспект лекций. - С-Петербург, ГМА им.адм. С.О.Макарова, 2001. -
6. Исаков Л.И. Техническая эксплуатация судовой автоматики М:. - Транспорт, 1983. -
7. Берке Е.В. Системы автоматики и контроля СЭУ и их эксплуатация:. - Ростов-на-Дону, ЛаПО, 2003. -
8. Алексеев В.С. Автоматика СЭУ и вспомогательных механизмов.:. - Ростов-на-Дону: РМК им. Г.Я. Седова, 2011. -
6.2 Дополнительная литература
1. Печененко В.И., Козьминых Г.В. Автоматика регулирования и управления судовых силовых установок М:. - Транспорт, 1973. -
2. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок М:Транспорт. - Транспорт, 1995. -
3. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97:. - СПб,, 1997. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.