ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
26.02.05 – Раздел 2.03 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
26.02.05 – Раздел 2.03 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.3 Предотвращение пожаров и борьба с пожарами на судах
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Безопасность жизнедеятельности
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Основы финансовой грамотности
- Теория и устройство судна
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Техническая термодинамика и теплопередача
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность жизнедеятельности
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Электрооборудование судов
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Проведение государственного экзамена
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 38 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Содержание курса. Принципы противопожарной безопасности
Тема 1.1 Назначение и содержание курса. Принципы противопожарной безопасности. Горение и прекращение горения. Пожар и его обстановка.
Лекция (урок):
Содержание курса. Принципы противопожарной безопасности:
- знание теории огня и правил противопожарной безопасности;
- регулярные тренировки и учения;
- готовность действовать по пожарной тревоге;
- знание путей эвакуации;
- знание опасностей дыма и токсичных паров;
- регулярная инспекция и обслуживание: детекторов огня, стационарного оборудования пожаротушения, переносных огнетушителей, дыхательных аппаратов,
экипировки пожарного.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Раздел 2. Руководство операциями по борьбе с пожарами на судах.
Тема 2.1 Пожарнопрофилактическая работа. Методика предупреждения пожаров.
Лекция (урок):
Программа предупреждения пожаров. Причины пожара. Противопожарные правила. Методика предупреждения пожаров
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Лекция (урок):
Стратегия и тактика, очередность действий при тушении пожаров в зависимости от размеров и опасности. Общая идея тушения пожаров в различных частях судна и грузов
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 2.2 Процедуры борьбы с пожаром в море и порту
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 1. Отработка навыков по управлению экипажем.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Лекция (урок):
Огнетушащая способность воды. Влияние воды на остойчивость судна при применении ее для тушения пожаров. Меры предосторожности и меры по устранению отрицательных последствий
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 2.3 Использование воды для пожаротушения, ее влияние на остойчивость судна, меры предосторожности и меры по устранению отрицательных последствий
Практическое занятие:
Тушение очагов возгораний в составе аварийных партий водой
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 2.4 Опасности, возникающие в процессе борьбы с пожаром
Лекция (урок):
Опасности, возникающие в процессе борьбы с пожаром.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 2.5 Тушение пожаров опасных грузов. Борьба с пожаром на танкере
Лекция (урок):
Опасные грузы. Классификация опасных грузов. Пожарная безопасность при перевозке опасных грузов. Основные требования к правилам пожарной безопасности на танкерах. Организация борьбы с пожарами на танкерах. Противопожарное оборудование на танкерах
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Лекция (урок):
Первоначальные действия. Подача сигнала тревоги и сообщение о месте возникновения пожара. Меры предосторожности. Действия по общесудовой тревоге. Оценка ситуации.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 2.6 Связь и координация во время борьбы с пожаром
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 2. Отработка взаимодействия в составе аварийных партий при разведке очага пожара и спасении пострадавшего
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Раздел 3. Организация и подготовка пожарных партий
Лекция (урок):
Состав и распределение людей в аварийных партиях. Организация аварийной партии. Обязанности и действия командира аварийной партии и его заместителя. Действия членов аварийной партии по общесудовой тревоге. Группа разведки очага пожара. Группа пожаротушения. Назначение, задачи, численный состав группы. Обязанности членов группы. Экипировка группы разведки. Техника безопасности при выполнении задания.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 3.1 Состав и распределение людей в аварийных партиях
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 3. Действия группы разведки очага пожара.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Лекция (урок):
Стратегия и тактика борьбы с огнем в различных частях судна
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 3.2 Стратегия и тактика борьбы с огнем в различных частях судна
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 4. Подготовка планов действий в чрезвычайных ситуациях. Оперативный план борьбы с пожаром
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 3.3 Подготовка планов действий в чрезвычайных ситуациях. Оперативный план борьбы с пожаром
Лекция (урок):
Требования о готовности на судах к аварийным ситуациям согласно Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ). Подготовка планов действий в чрезвычайных ситуациях. Задачи аварийных партий. Обязанности лиц старшего командного состава по организации. Состав аварийной организации (схема). Задачи подразделений. Оперативный план по борьбе с пожаром.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Раздел 4. Проверка и обслуживание оборудования и систем для обнаружения пожара и пожаротушения
Тема 4.1 Системы обнаружения пожара. Стационарные системы пожаротушения.
Лекция (урок):
Системы обнаружения пожара. Стационарные системы пожаротушения. Назначение, состав, конструкция систем обнаружения пожара.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 4.2. Переносное и мобильное оборудование для тушения пожара, системы жизнеобеспечения, личное защитное снаряжение и оборудование. Проверки и обслуживание.
Лекция (урок):
Переносное и мобильное оборудование для тушения пожара, системы жизнеобеспечения, личное защитное снаряжение и оборудование. Проверки и обслуживание.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 4.3 Организация технической эксплуатации противопожарных средств
судна.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 5. Организация технической эксплуатации противопожарных средств судна
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Тема 4.4 Требование по конвенционному и классификационному освидетельствованию
Лекция (урок):
Ознакомление с целями и задачами классификационных обществ и служб портов по освидетельствованию судов.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
Раздел 5. Расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожарами
Тема 5.1 Оценка причин инцидентов, связанных с пожарами. Составление докладов об инцидентах, связанных с пожарами
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 6. Оценка причин инцидентов, связанных с пожарами. Составление докладов об инцидентах, связанных с пожарами.
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 2.3.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), с поправками:. - , . -
6.2 Дополнительная литература
1. Бюллетень изменений и дополнений к Международному кодексу по спасательным средствам (Кодекс ЛСА):. - , 2016. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.