ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.06 – Раздел 3.05. – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.06 – Раздел 3.05. – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.06 – Раздел 3.05. – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К3.3 Использование спасательных средств
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Основы финансовой грамотности
- Теория и устройство судна
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Безопасность жизнедеятельности
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Экологические основы природопользования
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Электротехника и электроника
- Ремонт судового электрооборудования
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
- Цифровые устройства автоматики
- Основы управления коллективом исполнителей
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
- Общие принципы построения автоматики судов
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Проведение государственного экзамена
- Ремонт судового электрооборудования
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
- Цифровые устройства автоматики
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Содержание курса. Аварийные ситуации и принципы выживания
Тема 1.1 Содержание курса. Аварийные ситуации и принципы выживания
Лекция (урок):
Цель и содержание дисциплины; авар. ситуации; авар. сигналы; действия экипажа; распис. по тревогам; осн. принципы выживани
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Раздел 2. Командование спасательной шлюпкой, спасательным плотом, дежурной шлюпкой во время и после спуска
Тема 2.1 Конструкция спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Лекция (урок):
Особенности конструкции и эксплуатации:
Частично закрытых спасательных шлюпок.
Полностью закрытых спасательных шлюпок.
Спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением.
Спасательных шлюпок с автономной системой воздухоснабжения.
Огнезащитных спасательных шлюпок.
Спасательных плотов.
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Лекция (урок):
Средства, обеспечивающие эксплуатацию; средства выживания; средства привлечения внимания.
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 2.2 Снабжение спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Практическое занятие:
Практическое занятие № 1. Снабжение спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Лекция (урок):
Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания. Спусковые устройства с лопарями и лебедкой. Устройство для спуска методом свободного падения. Спусковые устройства для спасательных плотов.
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 2.3 Судовые спусковые устройства. Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 2. Судовые спусковые устройства. Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 2.4 Действия, предпринимаемые после оставления судна
Лекция (урок):
Содержание Руководства по оставлению судна. Особенности действий экипажа по шлюпочной тревоге
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 2.5 Командование коллективными спасательными средствами во время или после спуска (учение №1).
Практическое занятие:
1. Руководить спуском спасательной шлюпки и плота, спуском и подъемом дежурной шлюпки (У1.3), безопасно поднимать спасательную шлюпку, спасательный плот и дежурную шлюпку
2. Практическое занятие № 3. Командование коллективными спасательными средствами во время или после спуска (учение №1)
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Раздел 3. Эксплуатация двигателя спасательной шлюпки
Тема 3.1 Требования кодекса LSA к двигателю спасательной шлюпки. Системы и устройства, связанные с работой двигателя. Охлаждение двигателя. Зарядка
батарей. Использование огнетушителя в случае возгорания двигателя.
Лекция (урок):
Цель и содержание дисциплины; методы запуска и эксплуатации двигателя спасательной шлюпки и связанного с ним оборудования
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 3.2 Эксплуатация двигателя спасательной шлюпки
Практическое занятие:
Практическое занятие № 4. Эксплуатация двигателя спасательной шлюпки
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Раздел 4. Руководство людьми, управление спасательной шлюпкой и плотом после оставления судна
Тема 4.1 Управление спасательной шлюпкой и плотом при сильном волнении.
Лекция (урок):
Действия, которые должны быть предприняты после оставления судна. Спасательные шлюпки и плоты должны приложить усилия, чтобы отойти от борта аварийного судна на безопасное расстояние.
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 4.2 Распределение пищи и воды на спасательной шлюпке и в плоту
Лекция (урок):
Знание состава рационов пищи и питьевой воды в спасательной шлюпке или на спасательном плоту, организации их раздачи и пополнения запасов пищи и воды
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 4.3 Выброс спасательных шлюпок и плотов на береговую отмель
Лекция (урок):
Знание организации выброса на берег, намеренной посадки спасательной шлюпки и плота на мель
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Лекция (урок):
Использование защитной одежды, включая гидрокостюмы и теплозащитные средства и умения использовать индивидуальные спасательные средства, бороться с гипотермией и еѐ последствиями
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 4.4 Использование индивидуальных спасательных средств для защиты от гипотермии
Практическое занятие:
Практическое занятие № 5. Использование индивидуальных спасательных средств для защиты от гипотермии
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Лекция (урок):
Использования дежурных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания находящихся на них людей и людей, оказавшихся в воде
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 4.5 Управление коллективными спасательными средствами после оставления судна (учение № 2)
Практическое занятие:
Практическое занятие № 6. Управление коллективными спасательными средствами после оставления судна (учение №2)
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Раздел 5. Использование устройств, указывающих местоположение, включая оборудование связи и сигнальную аппаратуру, а также пиротехнические средства
Лекция (урок):
Использование аппаратуры для максимального увеличения возможности обнаружения и определения местонахождения спасательной шлюпки или плота
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 5.1 Оборудование связи (УКВ радиостанции, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики и отражатели)
Практическое занятие:
Практическое занятие № 7. Оборудование связи (УКВ радиостанции, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики и отражатели)
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Лекция (урок):
Знание сигнальной аппаратуры: светосигнальное зеркало и электрический фонарь, понимания специфики применения сигнальной аппаратуры: светосигнального зеркала и электрического фонаря и умения применять сигнальное оборудование: светосигнальное зеркало и электрический фонарь.
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 5.2 Сигнальное оборудование
Практическое занятие:
Практическое занятие № 8. Сигнальное оборудование
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Лекция (урок):
Пиротехнические средства; парашютных ракет бедствия; дымовых шашек; красных ручных фальшфейеров.
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 5.3 Пиротехнические средства
Практическое занятие:
Практическое занятие № 9. Пиротехнические средства
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Раздел 6. Оказание первой помощи спасенным
Лекция (урок):
Аптечка первой помощи
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 6.1 Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 10. Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание. Уход за людьми, получившими травмы, остановка кровотечения, вывод из шокового состояния
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
Тема 6.2 Уход за людьми, получившими травмы, остановка кровотечения, вывод из шокового состояния
Лекция (урок):
Организация ухода за людьми, получившими травмы, включая остановку кровотечения и вывод из шокового состояния
К3.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ПК 3.6.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Международная конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ-78), с поправками:. - , . -
6.2 Дополнительная литература
1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), с поправками:. - , . -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.