2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Обществознание (включая экономику и право)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
26.02.03 – ПОО.03 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание (включая экономику и право)»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ПОО.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание (включая экономику и право)»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Февралёв Е.А
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов

Уметь:

- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- базовый понятийный аппарат социальных наук

Уметь:

- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- о методах познания социальных явлений и процессо

Уметь:

- оценивать социальную информацию, выполнять поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Родная литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Охрана труда
 
- Основы морского права
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 61 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
61
17
44
В том числе: 
Лекционные занятия
61
17
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
61
17
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений
 
Тема 1.1 Наука и образование в современном мире
Лекция (урок):

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. 

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.2 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Лекция (урок):

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Религия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Искусство. Виды искусств. Роль морали, религии и искусства в жизни людей. 

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Экономика
 
Тема 2.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Лекция (урок):

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. Типы экономических систем. 

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Лекция (урок):

Спрос и предложение. Их факторы. Издержки, выручка, прибыль. Роль фирм в экономике. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Деньги. Банковская система и Роль центрального банка. Инфляция, её виды, причины возникновения. Налоги. Функции государства в экономике.

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.3 Рынок труда и безработица
Лекция (урок):

Спрос на труд и его факторы. Предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, причины и последствия. Защита прав потребителя. Реальный и номинальный доход. 

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.4 Основные проблемы экономики России. 
Лекция (урок):

Особенности современной экономики России. Экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. Россия в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Лекция (урок):
1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Социальные отношения
 
Тема 3.1 Социальная роль и стратификация
Лекция (урок):

Социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальный статус и престиж.

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
Лекция (урок):

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальный конфликт. Причины возникновения и пути разрешения социальных конфликтов.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Лекция (урок):

Особенности социальной стратификации в современной России. Молодежь как социальная группа.  Особенности молодежной политики в России. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения. Права и обязанности супругов. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. Политика
 
Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе
Лекция (урок):

Понятие власти. Политика как общественное явление. Политическая система. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Функции государства. Типология политических режимов. Условия формирования демократических институтов и традиций. 

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2 Участники политического процесса
Лекция (урок):

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения, их классификация. 

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3 Элита и политическое лидерство
Лекция (урок):

Понятие политической элиты. Политическая элита, особенности её формирования в современной России.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.4 Избирательный процесс
Лекция (урок):

Понятие и сущность избирательного права. Особенности избирательной компании Российской Федерации.

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 5. Право
 
Тема 5.1 Правовое регулирование общественных отношений
Лекция (урок):

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права. Формы права. Действие нормативных актов. 

6
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.2 Основы конституционного права РФ
Лекция (урок):

Конституционное право как отрасль российского права. Виды власти. Понятие гражданства. Судебная система Российской Федерации. Обязанность защиты Отечества. 

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.3 Отрасли российского права
Лекция (урок):

Гражданское право и гражданские правоотношения.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.4 Правосознание и правотворчество: понятие, структура, роль в жизни общества
Лекция (урок):

Правосознание и правотворчество: понятие, структура, роль в жизни общества

Роль правосознания в повседневной жизни индивида. Определение правотворчества, его цель и способы реализации.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.5 Международное право
Лекция (урок):

Права человека. Международные нормативные акты по правам человека. Конвенция ООН о правах человека. 

4
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 6. Социальная сфера жизни общества
 
Тема 6.1 Социальные конфликты и пути их разрешения
Лекция (урок):

Социальные конфликты. Причины и истоки социальных конфликтов. Пути их разрешения.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Дифференцированный зачет
Лекция (урок):
2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Васильев М.В. Обществознание:учебник для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 
 
2. А.М. Волков, Е.А. Лютягина Обществознание. Основы государства и права:учебник для спо. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Бердников И.П. Обществознание:учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Эр, 2019. - 
 
2. Коршунова О.Н., Иванов А.Ю., Салимгареев М.В Обществознание:учебно-методическое пособие. - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2019. - 
 
3. Конституция РФ:. - , . - 
 
4. Брандт М.Ю.  Обществознание: понятия и термины:Справочные издания. - , 2020. - 
 
5. Никитин А.Ф.  Обществознание, экономика, право:Большой школьный словарь. - АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2021. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.