ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.05.05 – Б1.В.ДВ.01.02 – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Защита информации»
26.05.05 – Б1.В.ДВ.01.02 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Защита информации»
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Защита информации» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Препод., Мартемьянов С.В.
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Защита информации»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- базовые информационные технология и программные средства, которые используются в профессиональной деятельности
Уметь:
- использовать основные информационные технологии и программные средства в процессе решения задач, связанных с профессиональной деятельностью
Владеть:
- использования основных информационных технологий и программных средств при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью
ОПК-05.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
- как формулировать требования к программному обеспечению для пользователей, уметь загружать изучаемые системы, применять полученные навыки работы с этими системами в работе с другими программами
Уметь:
- формулировать требования к программному обеспечению, загружать изучаемые системы, применять навыки работы с этими системами в работе с другими программами, а также использовать основные информационные технологии и программные средства для решения профессиональных задач
Владеть:
- формулирования требований к программному обеспечению, загрузки изучаемых систем, работы с этими системами и применения основных информационных технологий и программных средств для решения профессиональных задач
ОПК-05 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-05.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
- основные информационные технологии и программные средства, применяемые в профессиональной деятельности
Уметь:
- применять основные информационные технологии и программные средства, используемые в профессиональной деятельности, для решения задач
Владеть:
- применения основных информационных технологий и программных средств, используемых в профессиональной деятельности, для успешного решения задач
ОПК-05 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-05.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
- как обновлять операционную систему и программное обеспечение на компьютере
Уметь:
- правильно выполнять процедуру обновления операционной системы и программного обеспечения, а также обновлять данные в базах данных и других хранилищах с минимальным риском потери информации
Владеть:
- работы с компьютерными системами и программным обеспечением
ПК-16.3 Умеет производить обновление системы и информации
Знать:
- как создавать и поддерживать настройки системы и файлов для резервного копирования
Уметь:
- создавать и настраивать ее конфигурацию, а также заботиться о сохранности данных с помощью резервного копирования
Владеть:
- навыков создания и настройки конфигурации операционной системы
ПК-16 Способен обеспечить безопасное плавание судна путем использования ЭКНИС и связанных с ней навигационных систем, облегчающих процесс принятия решений
ПК-16.5 Умеет создавать и поддерживать конфигурацию системы и резервных файлов
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Защита информации» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Тема.1.1 Основные понятия теории информационной безопасности
Лекционные занятия:
Основные понятия теории информационной безопасности
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.1 Понятие информационной безопас-ности. Основные составляющие. Важность проблемы
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.1 Изменение свойств файла
Лабораторные занятия:
Изменение свойств файла
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.2 Информация как объект защиты
Лекционные занятия:
Информация как объект защиты
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.2 Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.3 Наиболее распространённые угрозы
Лекционные занятия:
Наиболее распространённые угрозы
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.3 Система информационной безопасности
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.3 Блокировка уязвимостей на ПК Windows
Лабораторные занятия:
Блокировка уязвимостей на ПК Windows
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.3 Настройка параметров безопасности Web-браузера IE
Лабораторные занятия:
Настройка параметров безопасности Web-браузера IE
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.4 Государственная политика информационной безопасности. Концепция комплексного обеспечения информационной безопасности
Лекционные занятия:
Государственная политика информационной безопасности. Концепция комплексного обеспечения информационной безопасности
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.4 Наиболее распространённые угрозы безопасности
Самостоятельная работа:Повторение изученного материала
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.5 Построение систем защиты от угрозы нарушения конфиденциальности
Лекционные занятия:
Построение систем защиты от угрозы нарушения конфиденциальности
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.5 Резервное копирование в Windows
Лабораторные занятия:
Резервное копирование в Windows
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.5 Административный уровень информационной безопасности
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.5 Антивирусная программа Avast Free Antivirus
Лабораторные занятия:
Антивирусная программа Avast Free Antivirus
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.6 Построение систем защиты от угрозы нарушения целостности информации и отказа доступа
Лекционные занятия:
Построение систем защиты от угрозы нарушения целостности информации и отказа доступа
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.6 Процедурный уровень информационной безопасности
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.6 Особенности применения Avast Free Antivirus
Лабораторные занятия:
Особенности применения Avast Free Antivirus
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.7 Политика и модели безопасности
Лекционные занятия:
Политика и модели безопасности
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.7 Основные программно-технические меры
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.7 Модули антивируса Avast
Лабораторные занятия:
Модули антивируса Avast
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.8 Обзор международных стандартов информационной безопасности
Лекционные занятия:
Обзор международных стандартов информационной безопасности
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.8 Стандарты и спецификации в области информационной безопасности
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.8 Защита компьютера при длительных отлучках
Лабораторные занятия:
Защита компьютера при длительных отлучках
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.9 Информационные войны и информационное противоборство
Лекционные занятия:
Информационные войны и информационное противоборство
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
Тема 1.9 Проблемы информационной безопасности в современном мире
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Защита информации» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Галатенко В. А. Основы информационной безопасности :. - Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. -
6.2 Дополнительная литература
1. А. П. Алексеев Защита информации :учебное пособие . - Москва: СОЛОН-Пресс, 2016. -
2. Губарев В. В. Кибернетика, синергетика, Защита информации:учебное пособие . - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2009. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь)
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.