2022-2023_26_05_05_65-22-12345-6217_plx_Защита информации_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Защита информации»
26.05.05 – Б1.В.ДВ.01.02 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Защита информации»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.ДВ.01.02 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Защита информации»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Защита информации» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ольшанский В.В.
должность, ФИО
 
Препод., Мартемьянов С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Защита информации»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- базовые информационные технология и программные средства, которые используются в профессиональной деятельности

Уметь:

- использовать основные информационные технологии и программные средства в процессе решения задач, связанных с профессиональной деятельностью

Владеть:

- использования основных информационных технологий и программных средств при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью

ОПК-05.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- как формулировать требования к программному обеспечению для пользователей, уметь загружать изучаемые системы, применять полученные навыки работы с этими системами в работе с другими программами

Уметь:

- формулировать требования к программному обеспечению, загружать изучаемые системы, применять навыки работы с этими системами в работе с другими программами, а также использовать основные информационные технологии и программные средства для решения профессиональных задач

Владеть:

- формулирования требований к программному обеспечению, загрузки изучаемых систем, работы с этими системами и применения основных информационных технологий и программных средств для решения профессиональных задач

ОПК-05 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-05.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- основные информационные технологии и программные средства, применяемые в профессиональной деятельности

Уметь:

- применять основные информационные технологии и программные средства, используемые в профессиональной деятельности, для решения задач

Владеть:

- применения основных информационных технологий и программных средств, используемых в профессиональной деятельности, для успешного решения задач

ОПК-05 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-05.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- как обновлять операционную систему и программное обеспечение на компьютере

Уметь:

- правильно выполнять процедуру обновления операционной системы и программного обеспечения, а также обновлять данные в базах данных и других хранилищах с минимальным риском потери информации

Владеть:

-  работы с компьютерными системами и программным обеспечением

ПК-16.3 Умеет производить обновление системы и информации
 
 
 
 
 
Знать:

- как создавать и поддерживать настройки системы и файлов для резервного копирования

Уметь:

- создавать и настраивать ее конфигурацию, а также заботиться о сохранности данных с помощью резервного копирования

Владеть:

- навыков создания и настройки конфигурации операционной системы

ПК-16 Способен обеспечить безопасное плавание судна путем использования ЭКНИС и связанных с ней навигационных систем, облегчающих процесс принятия решений
ПК-16.5 Умеет создавать и поддерживать конфигурацию системы и резервных файлов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Защита информации» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Лабораторные занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема.1.1 Основные понятия теории информационной безопасности 
Лекционные занятия:

Основные понятия теории информационной безопасности 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.1 Понятие информационной безопас-ности. Основные составляющие. Важность проблемы
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.1 Изменение свойств файла 
Лабораторные занятия:

Изменение свойств файла 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.2 Информация как объект защиты 
Лекционные занятия:

Информация как объект защиты 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.2 Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность 
Самостоятельная работа:

Письменная работа 

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.3 Наиболее распространённые угрозы 
Лекционные занятия:

Наиболее распространённые угрозы 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.3 Система информационной безопасности 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.3 Блокировка уязвимостей на ПК Windows 
Лабораторные занятия:

Блокировка уязвимостей на ПК Windows 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.3 Настройка параметров безопасности Web-браузера IE 
Лабораторные занятия:

Настройка параметров безопасности Web-браузера IE 

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.4 Государственная политика информационной безопасности. Концепция комплексного обеспечения информационной безопасности 
Лекционные занятия:

Государственная политика информационной безопасности. Концепция комплексного обеспечения информационной безопасности 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.4 Наиболее распространённые угрозы безопасности 
Самостоятельная работа:Повторение изученного материала
4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.5 Построение систем защиты от угрозы нарушения конфиденциальности 
Лекционные занятия:

Построение систем защиты от угрозы нарушения конфиденциальности 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.5 Резервное копирование в Windows 
Лабораторные занятия:

Резервное копирование в Windows 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.5 Административный уровень информационной безопасности 
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.5 Антивирусная программа Avast Free Antivirus 
Лабораторные занятия:

Антивирусная программа Avast Free Antivirus 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.6 Построение систем защиты от угрозы нарушения целостности информации и отказа доступа 
Лекционные занятия:

Построение систем защиты от угрозы нарушения целостности информации и отказа доступа 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.6 Процедурный уровень информационной безопасности 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.6 Особенности применения Avast Free Antivirus 
Лабораторные занятия:

Особенности применения Avast Free Antivirus 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.7 Политика и модели безопасности 
Лекционные занятия:

Политика и модели безопасности 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.7 Основные программно-технические меры 
Самостоятельная работа:

Письменная работа 

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.7 Модули антивируса Avast 
Лабораторные занятия:

Модули антивируса Avast 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.8 Обзор международных стандартов информационной безопасности 
Лекционные занятия:

Обзор международных стандартов информационной безопасности 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.8 Стандарты и спецификации в области информационной безопасности 
Самостоятельная работа:

Устная работа 

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.8 Защита компьютера при длительных отлучках 
Лабораторные занятия:

Защита компьютера при длительных отлучках 

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.9 Информационные войны и информационное противоборство
Лекционные занятия:

Информационные войны и информационное противоборство

2
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
Тема 1.9 Проблемы информационной безопасности в современном мире 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

4
ОПК-05.1,ОПК-05.2,ОПК-05.3,ПК-16.3,ПК-16.5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Защита информации» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Галатенко  В. А.  Основы информационной безопасности :. - Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А. П. Алексеев Защита информации :учебное пособие . - Москва: СОЛОН-Пресс, 2016. - 
 
2. Губарев В. В.  Кибернетика, синергетика, Защита информации:учебное пособие . - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2009. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
.
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
2
4-02
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
3
4-12
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь)
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.