2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Основы морского права
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы морского права»
26.02.03 – ОП.04. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы морского права»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.04. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы морского права»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы морского права» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Алексеева А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы морского права»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные правила и требования, регулирующие безопасность на судне;

- основные правила и требования, регулирующие безопасность на судне;

Уметь:

- вести переговоры и составлять документы в соответствии с международными правилами по безопасности на море.

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования законодательства в области безопасности на море и охраны окружающей среды

- правила эксплуатации судов, определенные законодательством;

Уметь:

- выявлять нарушения законодательства в области безопасности на море и охраны окружающей среды на борту судна;

- применять необходимые меры и процедуры в случае выявления нарушений законодательства

Иметь практический опыт:

К 3.7 Наблюдение за соблюдением требований законодательства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методы и подходы к решению задач профессиональной деятельности в судовождении

- методы анализа и оценки рисков при принятии решений

Уметь:

- анализировать различные контексты и выбирать оптимальные способы решения задач в соответствии с ними

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы и функциональность современных информационных систем и технологий, используемых в судовождении

- принципы работы и функциональность современных информационных систем и технологий, используемых в судовождении

Уметь:

- работать с базами данных, уметь организовывать свою работу с большим объемом информации

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы международного морского права

Уметь:

- анализировать и решать юридические проблемы, связанные с морской торговлей и судоходством

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия, принципы и правила морского права, которые определяют взаимоотношения между судовладельцами, работниками морского транспорта, государством и другими участниками морских перевозок

Уметь:

- эффективно коммуницировать с коллегами, подчиненными и другими участниками морских перевозок, используя профессиональную терминологию и язык общения, соответствующий международным стандартам

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы гражданской ответственности, патриотизма, уважения к культуре и традициям других народов, толерантности и борьбы с коррупцией

Уметь:

- соблюдать этические стандарты и правила поведения, которые определены законами и нормативными актами, а также общепринятыми нормами морали и этики

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения на морских объектах, а также механизмы и инструменты, используемые для их реализации

Уметь:

- применять знания о принципах охраны окружающей среды и ресурсосбережения при выполнении своих профессиональных задач

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы морского права, его источники и систему

- международные конвенции и соглашения по морскому праву, а также законодательство России в этой области

Уметь:

-использовать профессиональную документацию на государственном и иностранных языках для решения задач, связанных с оформлением документов и выполнением операций в морском транспорте

- определять права и обязанности судовладельцев, экипажей и пассажиров судов на основе знания законодательства и морского права

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требований, предъявляемых к обучению и аттестации морских специалистов по вопросам безопасности судоходства

- основные нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности движения судов по морским путям, правила эксплуатации морских судов и требования международных конвенций

Уметь:

- организовывать работу системы управления безопасностью на судах и в портах, включая проведение внутренних аудитов и анализ несчастных случаев на судах

Иметь практический опыт:

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Основы морского права» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Охрана труда
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Управление работой флота
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Самостоятельная работа
5
5
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Понятие, принципы, источники и субъекты международного морского права. 
 
Лекция (урок):

Периоды развития международного морского права. Понятие и система международного морского права. Принципы международного морского права. Источники международного морского права. Субъекты международного морского права: государства, международные правительственные и неправительственные организации.

4
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.1 Понятие, принципы, источники и субъекты международного морского права. История морского права
Самостоятельная работа:

Устная работа

1
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Лекция (урок):

Внутренние морские воды. Территориальное море. Прилежащая зона. Архипелажные воды. Исключительная экономическая зона. Проливы, используемые для международного судоходства. Международные каналы. Континентальный шельф. Международный район морского дна. Открытое море. Замкнутые и полузамкнутые моря.

4
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.2 Пространственные пределы и правовой статус морских пространств и морского дна
Самостоятельная работа:

Письменная работа

1
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.3 Правовой статус судна и экипажа.
Лекция (урок):

Флаг и национальность судна. Регистрация судов. Проблема «удобных» флагов. Классификация судов. Судовые документы. Правовое положение экипажа судна. Правовое положение капитана судна.

6
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Лекция (урок):

Международно-правовая система обеспечения безопасности мореплавания. Система обеспечения безопасности мореплавания в РФ. Лоцманская служба. Системы управления движением судов. Расследование аварийных морских происшествий в России Инспектирование морских судов в портах

4
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.4 Правовое регулирование обеспечение безопасности мореплавания
Самостоятельная работа:

Подготовка презентации

1
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Лекция (урок):

Международно-правовая регламентация предотвращения загрязнения морской среды с судов. Российское законодательство об охране морской среды

4
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.5 Правовая охрана морской среды
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

1
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.6 Правовое регулирование договоров на морском транспорте
Лекция (урок):

Морская перевозка грузов и пассажиров. Фрахтование судов. Буксировка судов. Морское страхование. Агентирование судов. Договор морского посредничества. Ипотека судов.

6
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.7 Правовое регулирование в чрезвычайных обстоятельствах
Лекция (урок):

Общая и частная авария. Столкновения судов. Спасание на море. Морской протест. Аресты морских судов.

6
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Лекция (урок):

Понятие международного публичного спора. Согласительные средства разрешения международных публичных морских споров. Арбитражные средства разрешения международных публичных морских споров. Судебные средства разрешения международных публичных морских споров. Международный трибунал по морскому праву. Понятие международного частного спора. Досудебный (претензионный) порядок разрешения споров. Международный коммерческий арбитраж как основное средство разрешения международных частных морских споров.

6
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
Тема 1.8 Разрешение международных морских публичных и частных споров
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

1
К 3.6,К 3.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы морского права» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное):. - Центр морского права, 2017. - 
 
2. А. С. Скаридов Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право:учебник для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Гречуха,  В.Н. Правовое регулирование деятельности морского транспорта:монография. - Прометей, 2019. - 
 
2. А. С. Скаридов Морское право в 2 т. Том 2. Международное морское коммерческое право:учебник для бакалавриата и магистратуры. - Юрайт, 2019. - 
 
3. А. С. Скаридов Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право:учебник для бакалавриата и магистратуры. - Юрайт, 2019. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.