2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Охрана труда
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Охрана труда»
26.02.03 – ОП.09. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.09. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Синенко Л.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Охрана труда»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные опасности и риски на судне, связанные с охраной труда и меры их предупреждения

- основные требования к личной защите персонала на судне

Уметь:

- анализировать риски и определять меры по их предупреждению

- проводить инструктажи по охране труда на суде

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы  безопасности на судах, включая нормы и правила, регулирующие трудовые отношения и обеспечение безопасности персонала

Уметь:

- выполнять работы по охране труда и безопасности на судах, включая проведение инструктажей, проверку исправности оборудования и соблюдение нормативов и правил.

Иметь практический опыт:

К 6.11 Соблюдение техники безопасности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила организации труда и отдыха на судах в соответствии с международными и национальными стандартами

- меры по управлению усталостью экипажа

- последствия несоблюдения правил организации труда и отдыха на судах

Уметь:

- проводить анализ факторов, влияющих на уровень усталости членов экипажа

- ориентироваться в международных и национальных стандартах по организации труда и отдыха на судах

- разрабатывать и внедрять системы контроля уровня усталости членов экипажа

- оценивать риски, связанные с несоблюдением правил организации труда и отдыха на судах, и принимать меры по предотвращению их возникновения

Иметь практический опыт:

К 6.14 Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и принципы информационных технологий в контексте охраны труда на судах

- методы и средства работы с различными типами информации (текстовой, графической, аудио- и видеоматериалами) для выполнения задач по охране труда на судах

Уметь:

- анализировать полученную информацию и выделять ключевые моменты, связанные с областью охраны труда на судах

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы и подходы к планированию и реализации профессионального и личностного развития

Уметь:

- планировать и реализацовать свое профессиональное и личностное развитие, в том числе определения целей, выбора необходимых ресурсов и инструментов, контроля прогресса

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- понимание культурных и социальных норм и ценностей, связанных с коммуникацией на государственном языке Российской Федерации

Уметь:

- понимать и адекватно реагировать на различные ситуации, в которых требуется устная коммуникация на государственном языке Российской Федерации, включая общение с коллегами, начальством и клиентами

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- традиционные общечеловеческие ценности, такие как уважение к человеческой жизни, свободе и правам человека, семейным ценностям и здоровому образу жизни

Уметь:

- работать в команде, учитывая многообразие культур и религий, проявлять уважение и терпимость к другим людям

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы и методы ресурсосбережения на судах

- способы предотвращения несчастных случаев и меры по ликвидации последствий аварий на судах

Уметь:

- применять принципы бережливого производства на судах для оптимизации использования ресурсов и уменьшения отходов

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования и нормативные акты, регулирующие транспортную безопасность на судах

- особенности проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на судах

Уметь:

- проводить инструктажи и обучения по вопросам транспортной безопасности для экипажа

Иметь практический опыт:

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- возможные опасности и аварийные ситуации при погрузке, размещении и креплении груза

Уметь:

- проводить инструктажи и обучения по вопросам безопасной погрузки, размещения и крепления груза для экипажа

- контролировать выполнение правил безопасной погрузки, размещения и крепления груза

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные документы, регулирующие обращение с опасными и вредными грузами на судах

- виды и свойства личной защиты при обращении с опасными и вредными грузами

Уметь:

- проводить мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций и устранению последствий при обращении с опасными и вредными грузами

- выбирать необходимую личную защиту для обращения с опасными и вредными грузами

Иметь практический опыт:

ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Охрана труда» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская практика
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Основы морского права
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 27 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
3
3
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
27
27
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Организация службы, обеспечивающая охрану труда, и нормативные документы
 
Лекция (урок):

1. Организация контроля за соблюдением требований по охране труда на судах;

2. Разработка программ и планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда на судах;

3. Координация действий с другими подразделениями суда для создания безопасных условий труда на борту.

2
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Тема 1.1 Организация службы на судах, обеспечивающая охрану труда
Практическое занятие:

Техника безопасности согласно РД 31

1
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Раздел 2. Производственный травматизм и его профилактика 
 
Тема 2.1 Производственная санитария и гигиена на судах, их профилактика
Лекция (урок):

1. Организация санитарно-гигиенических мероприятий

2. Правила личной гигиены для экипажа

3. Организация санитарно-гигиенических мероприятий

4. Правила личной гигиены для экипажа

5
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Тема 2.2 Классификация травматизма и меры по его предотвращению
Лекция (урок):

1. Механический травматизм, электротравмы и химическое поражение

2. Опасные факторы, приводящие к травмам

3. Организация безопасного рабочего места

4. Использование средств защиты и контроль их состояния

4
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Тема 2.2 Классификация травматизма и меры по его предотвращению
Практическое занятие:

Оказание первой медицинской помощи

3
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Воздействие морской среды на работников

2. Опасности при работе с грузами и оборудованием на судах

3. Системы защиты от падения с высоты

4. Правила эксплуатации электрооборудования на судах

3
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Тема 2.3 Требования по охране труда при выполнении судовых работ
Самостоятельная работа:

Обеспечение охраны труда при постановке на якорь и швартовые

2
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Лекция (урок):

1. Использование безопасных методов подъема и перемещения грузов

2. Соблюдение правил установки и крепления грузов

3. Обучение и сертификация операторов грузоподъемного оборудования

4. Обеспечение надежности и исправности грузоподъемного оборудования перед началом работы

4
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Практическое занятие:

Использование ИСЗ

2
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
Тема 2.4 Требования по охране труда при выполении грузовых операций
Самостоятельная работа:

Обеспечение охраны труда при выполнении погрузо-выгрузочных работ

1
К 3.6,К 6.11,К 6.14,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Охрана труда» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.Г. Андруш, Л.Т. Ткачёва, К.Д. Яшин Охрана труда:Учебник. - Республиканский институт професси-онального образования (РИПО), 2019. - 
 
2. В.А. Солопова Охрана труда [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86204.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Правила по охране труда на судах морского и речного флота:Приказ Минтруда России от 05.06.2014 №367н. - , . - 
 
2. Устав службы на морских судах:Приказ Минтранса России от 04.06.2018 №224. - МОРКНИГА, 2018. - 
 
3. СОЛАС-74 Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года:. - ЗАО «ЦНИИМФ», 2015. - 
 
4. СОЛАС-89. Международная конвенция о спасании:. - , . - 
 
5. ПДМНВ-78/95. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года:. - , . - 
 
6. МАРПОЛ 73/78 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней. книга 1 и 2:. - ЗАО «ЦНИИМФ», 2017. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.