ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Мореходная астрономия»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- методы расчета координат судна по высотам небесных тел и определение места судна по средствам навигации
Уметь:
- интерпретировать данные о курсе и скорости судна, а также о метеорологических условиях для принятия решений в области безопасности
- осуществлять графическое решение задачи по определению места судна;
Иметь практический опыт:
- измерители времени;
- содержание МАЕ;
- основные задачи, решаемые с помощью морского астрономического ежегодника;
- определение места судна методом высотных линий положения (ВЛП) при несении ходовой навигационной вахты;
Уметь:
- рассчитывать поправку компаса по Полярной;
- измерять высоты светил;
- пользоваться навигационным секстаном
- определять места судна методом высотных линий положения (ВЛП)
Иметь практический опыт:
- расчет счислимых высот и азимутов светил;
- исправление измеренных секстаном высот светил
Уметь:
- сориентировать звездый глобус по широте и часовому углу;
- произвести регулировку навигационного секстана и определение поправки индекса
Иметь практический опыт:
- способы определения местоположения судна с помощью астрономических навигационных методов на основе измерений высоты над горизонтом звезд, Солнца и Луны
Уметь:
- решать задачи на небесной сфере;
- рассчитывать кульминацию Солнца и планет;
- рассчитывать местное, поясное, судовое время
Иметь практический опыт:
- методы интерпретации полученной информации для определения местоположения и обеспечения безопасности судна на море
Уметь:
- применять различные методы интерпретации информации для определения местоположения судна и обеспечения эффективной навигации
Иметь практический опыт:
- основные принципы планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития
Уметь:
- планировать свое профессиональное и личностное развитие, определять цели и задачи, выбирать подходящие методы и способы достижения поставленных целей
Иметь практический опыт:
- принципы эффективного взаимодействия с коллегами и умения работать в команды
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Иметь практический опыт:
- видимое движение светил. Видимое годовое движение Солнца;
- основы измерения Солнца;
- местное время;
- поясное время;
- Морской Астрономический Ежегодник;
- содержание МАЕ;
- основные задачи, решаемые с помощью Морского астрономического ежегодника
Уметь:
- определение поправок хронометра и часов;
- осреднение отсчетов;
- измерение высот светил;
- графическое решение задач по определению места судна
Иметь практический опыт:
- нормативно-правовую базу, регулирующую применение мореходной астрономии при управлении судном
Уметь:
- анализировать информацию о местоположении судна и принимать решения по управлению судном на основе результатов мореходной астрономии
Иметь практический опыт:
часов
1. Небесная сфера. Решение задач на небесной сфере
2. Горизонтальная система координат
3. Экваториальные системы координат
4. Параллактический треугольник
Определение положения светил по небесной сфере
Решение задач на небесной сфере
1. Видимое суточное движение светил
2. Характер изменения небесных координат
3. Видимое годовое движение Солнца. Общие и частные явления, связанные с годовым и суточным движением Солнца
4. Годовое движение Луны
Определение и расчет возраста и фаз Луны
Годовое движение Луны
1. Звёздное время. Основная формула времени
2. Солнечное и среднее время. Местное время. Поясное время
3. Основные зависимости между различными временами
4. Учет судового времени при движении судна. Линия смены дат. Измерители времени
5. Определение поправок хронометра и часов. Осреднение отсчётов
Решение на звездном глобусе основных задач по астронавигации
Декретное время. Летнее время
1. Содержание МАЕ
2. Основные задачи, решаемые с помощью МАЕ
1. Звездное время. Звездный глобус
2. Расчет азимута Полярной и определение поправки компаса
3. Расчет счислимых высот и азимутов светил
Звездный глобус
1. Навигационный секстан. Исправление измеренных секстаном высот светил
2. Графическое решение задачи по определению места судна
Определение поправок секстанта и измерение высот светил
Исправление измеренных высот светил по таблицам
Определение высот и азимутов светил по таблицам
Определение поправок компаса по светилам
Графическое решение задачи по определению места судна
1. Определение места судна методом высотных линий положения (ВЛП)
2. Подготовительные мероприятия
3. Расчет широты по высоте Полярной
4. Расчёт широты по измеренной меридиональной высоте Солнца
Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца
Определение места судна по одновременным наблюдениям звезд (планет)
Расчет широты по высоте Полярной
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.