2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Мореходная астрономия
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
26.02.03 – Раздел 1.02 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мореходная астрономия»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.02 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мореходная астрономия»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Мореходная астрономия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Сисекин В.М.
должность, ФИО
 
Препод., Наседкина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Мореходная астрономия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы расчета координат судна по высотам небесных тел и определение места судна по средствам навигации

Уметь:

- интерпретировать данные о курсе и скорости судна, а также о метеорологических условиях для принятия решений в области безопасности

- осуществлять графическое решение задачи по определению места судна;

Иметь практический опыт:

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- измерители времени;

- содержание МАЕ;

- основные задачи, решаемые с помощью морского астрономического ежегодника;

- определение места судна методом высотных линий положения (ВЛП) при несении ходовой навигационной вахты;

Уметь:

- рассчитывать поправку компаса по Полярной;

- измерять высоты светил;

- пользоваться навигационным секстаном

- определять места судна методом высотных линий положения (ВЛП)

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расчет счислимых высот и азимутов светил;

- исправление измеренных секстаном высот светил

Уметь:

- сориентировать звездый глобус по широте и часовому углу;

- произвести регулировку навигационного секстана и определение поправки индекса

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы определения местоположения судна с помощью астрономических навигационных методов на основе измерений высоты над горизонтом звезд, Солнца и Луны

Уметь:

- решать задачи на небесной сфере;

- рассчитывать кульминацию Солнца и планет;

- рассчитывать местное, поясное, судовое время

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы интерпретации полученной информации для определения местоположения и обеспечения безопасности судна на море

Уметь:

- применять различные методы интерпретации информации для определения местоположения судна и обеспечения эффективной навигации

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития

Уметь:

- планировать свое профессиональное и личностное развитие, определять цели и задачи, выбирать подходящие методы и способы достижения поставленных целей

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы эффективного взаимодействия с коллегами и умения работать в команды

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- видимое движение светил. Видимое годовое движение Солнца;

- основы измерения Солнца;

- местное время;

- поясное время;

- Морской Астрономический Ежегодник;

- содержание МАЕ;

- основные задачи, решаемые с помощью Морского астрономического ежегодника

Уметь:

- определение поправок хронометра и часов;

- осреднение отсчетов;

- измерение высот светил;

- графическое решение задач по определению места судна

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативно-правовую базу, регулирующую применение мореходной астрономии при управлении судном

Уметь:

- анализировать информацию о местоположении судна и принимать решения по управлению судном на основе результатов мореходной астрономии

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Мореходная астрономия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Астрономия
 
- География
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигация и лоция
 
- Общая лоция
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
28
28
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
5
5
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ
 
Лекция (урок):

1. Небесная сфера. Решение задач на небесной сфере

2. Горизонтальная система координат

3. Экваториальные системы координат

4. Параллактический треугольник

4
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение положения светил по небесной сфере

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 1. Основы сферической астрономии
Самостоятельная работа:

Решение задач на небесной сфере

0,5
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Видимое суточное движение светил

2. Характер изменения небесных координат

3. Видимое годовое движение Солнца. Общие и частные явления, связанные с годовым и суточным движением Солнца

4. Годовое движение Луны

4
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение и расчет возраста и фаз Луны

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 2. Видимое движение светил
Самостоятельная работа:

Годовое движение Луны

0,5
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Звёздное время. Основная формула времени

2. Солнечное и среднее время. Местное время. Поясное время

3. Основные зависимости между различными временами

4. Учет судового времени при движении судна. Линия смены дат. Измерители времени

5. Определение поправок хронометра и часов. Осреднение отсчётов

6
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Решение на звездном глобусе основных задач по астронавигации

3
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 3. Основы измерения времени
Самостоятельная работа:

Декретное время. Летнее время

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 4. Морской астрономический ежегодник
Лекция (урок):

1. Содержание МАЕ

2. Основные задачи, решаемые с помощью МАЕ

2
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Звездное время. Звездный глобус

2. Расчет азимута Полярной и определение поправки компаса

3. Расчет счислимых высот и азимутов светил

2
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 5. Звездное время. Звездный глобус
Самостоятельная работа:

Звездный глобус

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Навигационный секстан. Исправление измеренных секстаном высот светил

2. Графическое решение задачи по определению места судна

4
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение поправок секстанта и измерение высот светил

2
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Исправление измеренных высот светил по таблицам

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение высот и азимутов светил по таблицам

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение поправок компаса по светилам

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 6. Измерение высот светил
Самостоятельная работа:

Графическое решение задачи по определению места судна

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Лекция (урок):

1. Определение места судна методом высотных линий положения (ВЛП)

2. Подготовительные мероприятия

3. Расчет широты по высоте Полярной

4. Расчёт широты по измеренной меридиональной высоте Солнца

6
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Практическое занятие:

Определение места судна по одновременным наблюдениям звезд (планет)

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
Тема 7. Определение места судна
Самостоятельная работа:

Расчет широты по высоте Полярной

1
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Мореходная астрономия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Верюжский Н.А.  Мореходная астрономия. Теоретический курс:. - РосКонсульт, 2006. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Н. А. Верюжский, В. И. Сидоров, А. Б. Алябьев, В. А. Лавровский Определение места судна с использованием аналитических методов мореходной астрономии [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, . -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/49227.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.