ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Управление судном и безопасность мореплавания»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление судном и безопасность мореплавания»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки
- спсобы и методы планированич рейса и судо вождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки океанских путей
Уметь:
- осуществлять движение судна в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
Иметь практический опыт:
- в использовании радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки для осуществления перехода в определенные местоположения
- основные принципы несения ходовой навигационной вахты в соответствии с рекомендациями по организации штурманской службы и организации радиолокационного наблюдения на судах
Уметь:
- использовать информацию, получаемую от навигациионного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
Иметь практический опыт:
- в использовании основных национальных документов по безопасности плавания
- Международный свод сигналов
Уметь:
- передавать и принимать световые сигналы бедствия СОС с помощью азбуки Морзе, указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, также указанные в Международном своде сигналов
Иметь практический опыт:
- влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь
- влияние ветра и течения на управление судном
- надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки
Уметь:
- учитывать особенности технических характеристик судна при маневрировании и управлении в различных навигационных условиях
Иметь практический опыт:
- способы личного выживания и особенности приемов элементарной первой помощи
- особенности личной безопасности и обественные обязанности
Уметь:
- использовать оборудование, обеспечивающее безопасность персонала и судна
Иметь практический опыт:
- особенности использования гиро- и магнитных компасов
- команды, подаваемые на руль, в том числе на англиском языке
- особенности перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот
Уметь:
- выполнять команды по управлению рулем, в том числе и на английском языке
Иметь практический опыт:
- обязанности, связанные с ведением наблюдения, включая сообщения о приблизитель- ном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях
Уметь:
- корректно выполнять визуальное и слуховое наблюдение в соотвествии с требованиями МК ПДНВ
Иметь практический опыт:
- термины и определения, употребляемые на судне
- процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты
Уметь:
- понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты
Иметь практический опыт:
- основные принципы управления судном и обеспечения безопасности мореплавания
Уметь:
- анализировать информацию о состоянии судна и его окружающей среде для выбора оптимальных способов решения задач по управлению судном и обеспечению безопасности мореплавания
Иметь практический опыт:
- основные принципы и концепции управления судном и безопасности мореплавания, в том числе правила Международной конвенции по охране жизни на море (SOLAS) и Кодекса Международной организации морского сообщения (IMO)
Уметь:
- анализировать информацию о погодных условиях, состоянии морской среды и других факторах, влияющих на безопасность мореплавания, и принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности судна
Иметь практический опыт:
- принципы формирования и реализации плана развития профессиональных и личностных качеств
Уметь:
- оценивать свои профессиональные и личностные качества, определять цели и задачи для их развития и создавать индивидуальный план развития
Иметь практический опыт:
- основы межличностного общения, в том числе особенности общения на море и в экстренных ситуациях
Уметь:
- формировать эффективную команду, определять роли и функции каждого члена команды и вырабатывать общие цели и задачи
Иметь практический опыт:
- методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их точности;
- мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута
Уметь:
- вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств;
- определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях
Иметь практический опыт:
часов
1. Рекомендации по организации штурманской службы и организации радиолокационного наблюдения на судах
2. Обязанности и инструкции для вахтенного помощника капитана при несении вахты
3. Требования по дополнительной подготовке рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту
4. Требования МК ПДНВ с поправками и устава службы на судах по организации службы и основным принципам несения ходовой навигационной вахты.
5. Понятия истинного и относительного движени
6. Организация радиолокационного наблюдения.
1. Маневренные элементы судна, порядок их определения и учета. Инерционные свойства судов в различных условиях
2. Силы, действующие на перо руля на переднем и заднем ходу
3. Особенности работы винтов правого и левого вращения. Действие сил комплекса «корпус-винт-руль» на передних и задних ходах при различных углах перекладки руля
Практическое занятие № 1 и № 2 «Маневренные характеристики судна»
1. Основные национальные документы по безопасности плавания
2. Органы надзора и контроля за обеспечением безопасности плавания в России и их функции
3. Судовая документация
1. Общие положения и определения, правила плавания и маневрирования в различных условиях
2. Огни и знаки на судах и плавсредствах
3. Звуковые и световые сигналы, сигналы бедствия
Практическое занятие № 3 и № 4. «Отработка на макетах и тренажере правил плавания и маневрирования в различных условиях»
1. Визуальные средства связи, наблюдение и сигнализация
2. Световая сигнализация по азбуке Морзе. Сигналы бедствия, передаваемые визуальными средствами. Сигналы спасательных станций
3. Международный свод сигналов
1. Выбор места якорной стоянки
2. Подготовка судна и маневрирование при постановке на якорь
1. Маневрирование при различных способах швартовки. Особенности швартовных операций в ледовых условиях
2. Швартовные операции к борту другого судна на ходу и стоящему на якоре. Правила техники безопасности при швартовных операциях
3. Управление судном при плавании в узкостях. Особенности плавания на мелководье, прием и высадка лоцмана. Аварийные ситуации при плавании в узкостях и на мелководье
4. Особенности управления судном при плавании в штормовых условиях, борьба с обледенением
5. Организация буксировочных операций
Практическое занятие № 5 и № 6. «Отрабатывание на тренажере по управлению судном швартовных операций в различных условиях»
Подготовка к экзамену
1. Оказание помощи в штормовых условиях терпящему бедствие судну. Способы спасания людей с аварийного судна
2. Способы снятия судов с мели. Меры, принимаемые на аварийном судне
3. Оценка состояния аварийного судна. Типовая информация об остойчивости
4. Правила маневрирования в особых случаях и при тревоге «Человек за бортом»
5. Ответственность за аварии на морском флоте
Практическое занятие № 7. «Маневрирование при тревоге «Человек за бортом» и поиск пострадавших в море»
Практическое занятие № 8. «Расчеты для выбора способа снятия судна с мели. Руководство людьми после оставления судна»
Подготовка к контрольной работе
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.