ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- способы получения информации по безопасности мореплавания
Уметь:
- использовать подсистемы ГМССБ для получения информации по безопасности мореплавания
Иметь практический опыт:
- характеристики систем оповещения ГМССБ
Уметь:
- корректно использовать системы оповещения ГМССБ
Иметь практический опыт:
- процедуры при получении сигнала бедствия на море
Уметь:
- обеспечить радиосвязь при авариях, включая:
- оставление судна, пожар на судне и при частичном или полном выходе из строя радиоустановок
Иметь практический опыт:
- основы морской коммуникации и принципы использования стандартного морского разговорника ИМО
Уметь:
- применять знания английского языка для общения в письменной и устной форме
Иметь практический опыт:
- способов личного выживания и способов элементарной первой помощи
Уметь:
- использовать оборудование, обеспечивающее безопасность персонала и судна
Иметь практический опыт:
- общие принципы и основные факторы, включая ограничение дальности распространения УКВ и влияние высоты антенны, необходимое для безопасного и эффективного использования всех подсистем и оборудования, требуемых в ГМССБ в морском районе A1. (З-1.1)
- использование, эксплуатацию и районов обслуживания подсистем ГМССБ в морском районе A1, например систем навигационных и метеорологических предупреждений и надлежащих линий связи. (З-1.2)
положения Конвенции СОЛАС и Регламента радиосвязи, которые относятся к морскому району А1, в части радиосвязи при бедствии, срочности и для обеспечения безопасности и предотвращение вредных помех в радиообмене при бедствии и для обеспечения безопасности (З-1.3)
- другие документы, относящиеся к эксплуатационным процедурам и процедурам связи в случаях бедствия, для обеспечения безопасности и обмена общественной корреспонденцией, включая оплату сообщений, навигационные предупреждения и прогнозы погоды в МПС и МПСС в морском районе А1(З-1.4)
- процедуры связи и поддержание дисциплины в целях предотвращения помех в подсистемах ГМССБ, используемых в морском районе А1 (З- 1.5)
- процедуры связи в диапазоне УКВ для системы цифрового избирательного вызова (З-1.6)
- положения Международного свода сигналов и Стандартного морского разговорника ИМО (З-1.7)
- несение радиовахты, осуществления радиообмена, особенно касающегося порядка передачи сообщений при бедствии, срочности и для обеспечения безопасности, а также ведение записей радиообмена наблюдения на частоте бедствия при одновременном наблюдении или работе по меньшей мере еще на одной частоте, (З-1.8)
- использование международного
фонетического алфавита организацию и порядок оказания медицинской помощи по радио (З-1.9)
- процедуры радиосвязи в диапазоне УКВ, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС) (З-1.10)
- причины ложных сигналов бедствия и средства их предотвращения (З-1.11)
Уметь:
- правильно и эффективно эксплуатировать все подсистемы и оборудование ГМССБ предписанные для судов, совершающих плавание в морском районе А1, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях помех (У-1.1)
- безопасно эксплуатировать соответствующее оборудование связи ГМССБ и вспомогательные устройства, включая меры безопасности (У-1.2)
- использовать рабочие методы для: диапазонов УКВ,
- использовать радиооборудование спасательных средств и аварийных радиобуев-указателей местоположения (АРБ) (У-1.4)
- применять английский язык, как письменно, так и устно, в целях удовлетворительного общения, связанного с охраной человеческой жизни на море (У-1.5)
- использовать услуги спасательно-координационных центров (СКЦ) и относящихся к ним линий связи (У-1.6);
Иметь практический опыт:
- предупредительные меры по обеспечению безопасности судна и персонала в связи с опасностями, возникающими при использовании радиооборудования, включая опасности, вызываемые электрическими, радиационными, химическими и механическими источниками (З-2.1).
Уметь:
- обеспечить радиосвязь при авариях, включая: оставление судна, пожар на судне и при частичном или полном выходе из строя радиоустановок (У-2.1)
- пользоваться документами, относящимися к процедурам связи при обмене общественной корреспонденцией, включая оплату сообщений, навигационными предупреждениями и прогнозами погоды в МПС и МПСС (У- 2.2)
Иметь практический опыт:
- способы передачи сигнала бедствия, а также передачи информации по безопасности мореплавания
Уметь:
- передать и принять сигналы бедствия, информацию по безопасности мореплавания
Иметь практический опыт:
- процедуры по поиску и спасанию
Уметь:
- действовать при получении сигнала бедствия в соответствии с ИАМСАР Том III
- использовать справочники Международного Союза Электросвязи
Иметь практический опыт:
- процедуры ведения радиообмена
- способы устранения неисправностей оборудования ГМССБ
Уметь:
- вести радиообмен в случае бедствия, срочности, безопасности
- выполнить поиск неисправностей оборудования ГМССБ и их исправление
Иметь практический опыт:
- распределение ролей в случае аварийной ситуации, срочности, передачи информации по безопасности.
Уметь:
- выполнять поставленную задачу в соответствии с отведенной ролью
- уметь выполнять указания капитана в случае аварийной ситуации;
- прерывание «цепочки ошибок», уменьшение влияния человеческого фактора при выполнении задач, связанных с ГМССБ
Иметь практический опыт:
- схемы поиска в соответствии с ИАМСАР Том III процедур радиосвязи в диапазоне УКВ, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию
Уметь:
- применять схемы поиска.
- выходить в точку бедствия, обнаруживать РЛО, АИС-САРТ.
Иметь практический опыт:
- методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их точности;
- мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута
Уметь:
- вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств;
- определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
Задачи курса. Особенности работы оборудования
Базовые принципы ГМССБ
1. Базовые принципы ГМССБ
2. Основные возможности и принципы организации МПС и МПСС
Практическое занятие № 1. «Изучение основных возможностей и принципов организации МПС и МПСС»
1. Системы спутниковой связи
Практическое занятие № 2.1 «Подготовка к использованию СЗС INMARSAT-С»
Практическое занятие № 2.2 «Использование СЗС INMARSAT-С»
2. Цифровой избирательный вызов (ЦИВ)
Практическое занятие № 3. Передача и приём вызовов в системы ЦИВ
3. Радиотелефония
Практическое занятие № 4. «Управление УКВ радиостанцией»
4. Техническое обслуживание оборудования
Практическое занятие № 5. «Техническое обслуживание оборудования ГМССБ»
1. Аварийные радиобуи (АРБ)
Практическое занятие № 6. «Активация судового АРБ. Действия в случае подачи ложного сигнала бедствия»
2. Радиолокационные ответчики (РЛО) и поисково-спасательные передатчики. Автоматической Идентификационной Системы (АИС-САРТ)
Практическое занятие № 7. «Использование судового РЛО»
3. Прием информации по безопасности мореплавания.
Практическое занятие № 8. «Приём информации по безопасности мореплавания используя систему НАВТЕКС, систему РГВ»
1. Операции по поиску и спасанию.
Практическое занятие № 9. «Работа с Руководством РМАМПС (IAMSAR)»
2. Процедура аварийной связи в ГМССБ
Практическое занятие № 10. «Процедуры аварийной радиосвязи ГМССБ»
3. Защита частот бедствия. Действия в случае подачи ложных сигналов бедствия.
Практическое занятие № 11. «Процедуры отмены ложных сигналов бедствия».
4. Обеспечение радиосвязи при авариях
Практическое занятие № 12. «Процедуры по обеспечению связью при авариях».
1. Использование устного и письменного английского языка для аварийного радиообмена
Практическое занятие № 13. «Использование устного и письменного английского языка в целях удовлетворительного общения, связанного с охраной человеческой жизни на море»
2. Обязательная документация радиостанции МПС
Практическое занятие № 14. «Использование документации МПС»
3. Процедуры общественной радиосвязи
Практическое занятие № 15. «Эффективное использование всех подсистем и оборудования ГМССБ»
1. Тренировки по проведению поисково-спасательных операций.
Практическое занятие № 16. «Процедуры аварийной радиосвязи ГМССБ»
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.