2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II 1 Кодекса ПДНВ)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
26.02.03 – Раздел 1.08 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.08 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Журавлев В.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- принципы радиолокации, эксплуатационные требования к РЛС, факторы, влияющие на работу и точность

Уметь:

- использовать РЛС для судовождения при отсутствии видимости

- настраивать индикатор РЛС

Иметь практический опыт:

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы несения ходовой навигационной вахты в соответствии с рекомендациями по организации штурманской службы и организации радиолокационного наблюдения на судах

Уметь:

- использовать информацию, получаемую от навигациионного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные типы САРП, их характеристики отображения, эксплуатационные требования и опасность чрезмерного доверия САРП

Уметь:

- пользоваться САРП и расшифровывать и анализировать полученную информацию

Иметь практический опыт:

К 1.3 Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуры поисково-спасательных операций на море с применение радиолокационных систем

Уметь:

- принимать и обрабатывать информацию от радиолокационных станций для определения местонахождения судна в аварийной ситуации

Иметь практический опыт:

К 1.6 Действия при получении сигнала бедствия на море
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы радиолокационных станций при маневрировании судна

Уметь:

- обрабатывать информацию о движении других судов и прогнозировать возможность столкновения

Иметь практический опыт:

К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- технические особенности и требования к радиолокационным станциям, обеспечивающих безопасность плавания

Уметь:

- работать с радиолокационными станциями и использовать их данные для принятия решений о безопасности плавания

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования международных и национальных правовых актов к эксплуатации радиолокационных станций

Уметь:

- применять знания о работе радиолокационных станций для выбора наиболее подходящих способов решения задач профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные требования к информационным технологиям и средствам анализа данных, используемым при работе с радиолокационными станциями

Уметь:

- анализировать и интерпретировать данные, получаемые от радиолокационной станции, для обеспечения безопасности судовождения и предотвращения инцидентов на море

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы планирования профессионального и личностного развития

Уметь:

- разрабатывать планы профессионального и личностного развития, определять приоритеты и методы их достижения

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы организации коллектива и команды на судах, структуру и функции членов экипажа

Уметь:

- эффективно взаимодействовать с членами экипажа и другими специалистами на борту судна для достижения целей и решения задач

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методы и технологии определения местоположения судна с помощью радиолокационных станций

Уметь:

- принимать решения по корректировке курса и скорости движения судна на основе получаемых данных от радиолокационных станций

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки

Уметь:

- использовать радиолокационные станции для маневрирования судна в различных навигационных обстановках

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры глобальной морской системы связи при бедствии (далее - ГМССБ), аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика;

Уметь:

- управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по ее техническому описанию;

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Проведение государственного экзамена
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 30 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
30
30
В том числе: 
Лекционные занятия
5
5
Практические занятия
25
25
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
30
30
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Подготовка по использованию радиолокационной станции (РЛС) 
 
Тема 1. Введение 
Лекция (урок):

Судовождение с использованием радиолокатора. Принципы радиолокации. Технико-эсплуатационные требования ИМО к РЛС

1
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Процесс сближения и расхождения судов с учетом закономерностей относительного движения

2. Толкование и применение МППСС-72. Взаимосвязь правил Разделов I, II и III Части «В» МППСС-72

3. Радиолокационная прокладка. Операции процесса обработки радиолокационной информации

4
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Толкование и применение МППСС-72. Взаимосвязь правил Разделов I, II и III Части «В» МППСС-72

1
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Радиолокационная прокладка. Операции процесса обработки радиолокационной информации

4
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Тема 2. Закономерности относительного движения. Радиолокационная прокладка
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Устройство радиолокационного тренажера

1
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

1. Выбор и обоснование вида маневра

2. Учет маневренных характеристик судна при расчете момента начала маневра

3. Ручная и автоматическая обработка радиолокационной информации

4. Закономерности относительного движения

4
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Выбор и обоснование вида маневра

5
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Учет маневренных характеристик судна при расчете момента начала маневра

5
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Тема 3. Маневрирование с учетом радиолокационной прокладки
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Ручная и автоматическая обработка радиолокационной информации 

1
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

1. Ограничения радиолокационного оборудования

2. Национальные и международные документы по устройству и использованию РЛС 

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
Тема 4. Ограничения РЛС
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Ограничения радиолокационного оборудования

2
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.6,К 1.9,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Демиденко П.П.  Судовые радиолокационные и радионавигационные системы:Учебное пособие. - Феникс, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А. В. Бойков Обработка и использование радиолокационной информации при расхождении с судами в различных навигационных условиях при ограниченной видимости  [Электронный ресурс]:. - Московская государственная академия водного транспорта, 2006. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/46287.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.