ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
- основные принципы несения ходовой навигационной вахты
Уметь:
- использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
- использовать информацию, получаемую от навигационного обрудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
- использовать технику судовождения при отсутствии видимости
- использовать системы передачи сообщений согласно Общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СДС
Иметь практический опыт:
- меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях
- первоначальные действия после столкновения или посадки на мель
- процедуры, которые необходимо выполнять при спасении людей на море, при оказании помощи терпящему бедсвие судну, при аварии, произошедшей в порту
Уметь:
- оценивать повреждения
- бороться за живучесть судна
Иметь практический опыт:
- меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды
Уметь:
- прнимать меры по борьбе с загрязнением и все связанное с эти оборудование
Иметь практический опыт:
- информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграмм и устройств для расчета напряжений в корпусе
- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
- основы водонепроницаемости
Уметь:
- применять информацию об остойчивости, посадке судна на мель
- предпринимать действия в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
Иметь практический опыт:
- способы личного выживания
- способы предотвращения пожара
- приемы элементарной первой помощи
Уметь:
- бороться с огнем и тушить пожары
Иметь практический опыт:
- воздействия, оказываемого судоходством на морскую среду, и воздействия на нее эксплуатационного или аварийного загрязнения
- сложности и разнообразия морской среды
Уметь:
- организовывать процедуры по защите окружающей среды
Иметь практический опыт:
- меры предосторожности, применяемые до входа в закрытые помещения
Уметь:
- применять устройства, обеспечивающие безопасность и защиту от потенциальной опасности на судне
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Иметь практический опыт:
- нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
- уровни охраны на судах и портовых средствах
Уметь:
- обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;
- предотвращать неразрешенный доступ на судно
Иметь практический опыт:
- обеспечении надлежащего уровня охраны судна
- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды
Уметь:
- действовать в чрезвычайных ситуациях
Иметь практический опыт:
- использовании средств индивидуальной защиты
часов
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и его применение в сфере безопасности судоходства.
2. Требования к выбросам и сбросам загрязняющих веществ судами в водные объекты согласно законодательству
1. Роль Международной организации труда (МОТ) в области управления безопасностью в судоходстве и охране окружающей среды.
2. Основные стандарты и конвенции МОТ, касающиеся безопасности в судоходстве и охраны окружающей среды.
Изучение конвенции МОТ
1. Вредные вещества, перевозимые водным транспортом: определение и классификация.
2. Основные свойства вредных веществ, влияющие на безопасность судоходства и окружающую среду.
3. Маркировка и идентификация вредных веществ при их перевозке по водным путям.
1. Огнеопасность и взрывоопасность вредных веществ при их перевозке по судоходным маршрутам.
2. Токсичность и опасность для здоровья человека при контакте с вредными веществами во время транспортировки.
3. Физическое состояние вредных веществ и его влияние на безопасность перевозки (газообразное, жидкое, твердое).
4. Реактивность и химическая стабильность вредных веществ: возможные разложения, реакции и взаимодействия при условиях перевозки.
1. Токсичность вредных веществ и их потенциальное воздействие на водную среду.
2. Биологическая доступность вредных веществ и возможность накопления в экосистеме водных объектов.
3. Влияние вредных веществ на водные организмы и биологическое разнообразие.
4. Риски загрязнения питьевой воды в результате присутствия вредных веществ.
5. Оценка воздействия вредных веществ на здоровье человека при контакте с загрязненной водной средой.
1. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ из судов в водные объекты.
2. Неконтролируемая утечка нефтепродуктов и химических веществ при обслуживании и эксплуатации судов.
3. Отходы и сточные воды, образующиеся на судах, и их влияние на водную среду.
1. Системы обработки и очистки сточных вод на судах для предотвращения загрязнения водных объектов.
2. Оборудование и технологии для улавливания и утилизации отходов и мусора на судах.
3. Системы предотвращения утечек и разливов нефтепродуктов и химических веществ из судов.
1. Предотвращение загрязнения морской среды
2. Обязанности по безопасному хранению и перевозке опасных грузов
1. Роль государственных органов в надзоре за обеспечением экологической безопасности в судоходстве и охране окружающей среды.
2. Правила и стандарты безопасности судоходства и охраны окружающей среды: контроль и соблюдение.
3. Меры контроля и надзора за выбросами и загрязнениями судов и регулирование международных соглашений по охране окружающей среды.
1. Введение в МАРПОЛ 73/78: цели и принципы.
2. Разделы МАРПОЛ 73/78: требования к предотвращению загрязнения морской среды различными видами судовых выбросов.
3. Роль государственных органов в обеспечении соблюдения требований МАРПОЛ 73/78.
4. Технические меры для соблюдения стандартов МАРПОЛ 73/78: оборудование, системы очистки выбросов и защитные меры.
Изучение требований по предотвращению сброса нефтяных и химических загрязнений.
Обсуждение методов контроля и управления отходами судов
Повторение изученного материала
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.