2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»
26.02.03 – Раздел 2.06 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 2.06 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Наседкина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

- основные принципы несения ходовой навигационной вахты

Уметь:

- использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов

- использовать информацию, получаемую от навигационного обрудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты

- использовать технику судовождения при отсутствии видимости

- использовать системы передачи сообщений согласно Общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СДС

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях

- первоначальные действия после столкновения или посадки на мель

- процедуры, которые необходимо выполнять при спасении людей на море, при оказании помощи  терпящему бедсвие судну, при аварии, произошедшей в порту

Уметь:

- оценивать повреждения

- бороться за живучесть судна

Иметь практический опыт:

К 1.5 Действия при авариях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды

Уметь:

- прнимать меры по борьбе с загрязнением и все связанное с эти оборудование

Иметь практический опыт:

К 3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграмм и устройств для расчета напряжений в корпусе

- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии

- основы водонепроницаемости

Уметь:

- применять информацию об остойчивости, посадке судна на мель

- предпринимать действия в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы личного выживания

- способы предотвращения пожара

- приемы элементарной первой помощи

Уметь:

- бороться с огнем и тушить пожары

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- воздействия, оказываемого судоходством на морскую среду, и воздействия на нее эксплуатационного или аварийного загрязнения

- сложности и разнообразия морской среды

Уметь:

- организовывать процедуры по защите окружающей среды

Иметь практический опыт:

К 6.10 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры предосторожности, применяемые до входа в закрытые помещения

Уметь:

- применять устройства, обеспечивающие безопасность и защиту от потенциальной опасности на судне

Иметь практический опыт:

К 6.11 Соблюдение техники безопасности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;

- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;

- уровни охраны на судах и портовых средствах

Уметь:

- обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;

- предотвращать неразрешенный доступ на судно

Иметь практический опыт:

- обеспечении надлежащего уровня охраны судна

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Уметь:

- действовать в чрезвычайных ситуациях

Иметь практический опыт:

- использовании средств индивидуальной защиты

ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
28
28
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
4
4
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
32
32
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Правовые основы безопасности судоходства, понятие транспортной безопасности
 
Тема 1.1 Основные положения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
Лекция (урок):

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и его применение в сфере безопасности судоходства.

2. Требования к выбросам и сбросам загрязняющих веществ судами в водные объекты согласно законодательству

1
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

1. Роль Международной организации труда (МОТ) в области управления безопасностью в судоходстве и охране окружающей среды.

2. Основные стандарты и конвенции МОТ, касающиеся безопасности в судоходстве и охраны окружающей среды.

1
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 1.2 Деятельность Международной организации труда по управлению безопасностью
Самостоятельная работа:

Изучение конвенции МОТ

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Раздел 2. Охрана окружающей среды
 
Тема 2.1 Общие сведения о вредных веществах, перевозимых водным транспортом, и их маркировка
Лекция (урок):

1. Вредные вещества, перевозимые водным транспортом: определение и классификация.

2. Основные свойства вредных веществ, влияющие на безопасность судоходства и окружающую среду.

3. Маркировка и идентификация вредных веществ при их перевозке по водным путям.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.2 Основные физико-химические свойства вредных веществ и необходимые условия для их перевозки
Лекция (урок):

1. Огнеопасность и взрывоопасность вредных веществ при их перевозке по судоходным маршрутам.

2. Токсичность и опасность для здоровья человека при контакте с вредными веществами во время транспортировки.

3. Физическое состояние вредных веществ и его влияние на безопасность перевозки (газообразное, жидкое, твердое).

4. Реактивность и химическая стабильность вредных веществ: возможные разложения, реакции и взаимодействия при условиях перевозки.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.3 Степени опасности вредных веществ для водной среды и для здоровья человека
Лекция (урок):

1. Токсичность вредных веществ и их потенциальное воздействие на водную среду.

2. Биологическая доступность вредных веществ и возможность накопления в экосистеме водных объектов.

3. Влияние вредных веществ на водные организмы и биологическое разнообразие.

4. Риски загрязнения питьевой воды в результате присутствия вредных веществ.

5. Оценка воздействия вредных веществ на здоровье человека при контакте с загрязненной водной средой.

3
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.4 Причины и источники загрязнения водной среды с судов
Лекция (урок):

1. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ из судов в водные объекты.

2. Неконтролируемая утечка нефтепродуктов и химических веществ при обслуживании и эксплуатации судов.

3. Отходы и сточные воды, образующиеся на судах, и их влияние на водную среду.

3
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.5 Системы и оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды
Лекция (урок):

1. Системы обработки и очистки сточных вод на судах для предотвращения загрязнения водных объектов.

2. Оборудование и технологии для улавливания и утилизации отходов и мусора на судах.

3. Системы предотвращения утечек и разливов нефтепродуктов и химических веществ из судов.

3
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.6 Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды
Лекция (урок):

1. Предотвращение загрязнения морской среды

2. Обязанности по безопасному хранению и перевозке опасных грузов

3
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.7 Надзор за обеспечением экологической безопасности и контроль
Лекция (урок):

1. Роль государственных органов в надзоре за обеспечением экологической безопасности в судоходстве и охране окружающей среды.

2. Правила и стандарты безопасности судоходства и охраны окружающей среды: контроль и соблюдение.

3. Меры контроля и надзора за выбросами и загрязнениями судов и регулирование международных соглашений по охране окружающей среды.

3
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

1. Введение в МАРПОЛ 73/78: цели и принципы.

2. Разделы МАРПОЛ 73/78: требования к предотвращению загрязнения морской среды различными видами судовых выбросов.

3. Роль государственных органов в обеспечении соблюдения требований МАРПОЛ 73/78.

4. Технические меры для соблюдения стандартов МАРПОЛ 73/78: оборудование, системы очистки выбросов и защитные меры.

3
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Практическое занятие:

Изучение требований по предотвращению сброса нефтяных и химических загрязнений.

Обсуждение методов контроля и управления отходами судов

4
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
Тема 2.8 Требования конвенции МАРПОЛ 73/78
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала 

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.2,К 3.6,К 6.10,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.7.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. К. Новиков, Л. Ф. Мокеров, В. А. Дубовицкий Основы экологической безопасности судоходства [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/46503.html 
 
2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года с поправками и кодексами :. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».:. - , . - 
 
2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней с поправками:. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.