ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Работа с судовыми устройствами»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Работа с судовыми устройствами»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- процедуры проведения проверок
- где часто встречаются повреждения и дефекты, возникающие в результате погрузо-разгрузочных операций, коррозии, тяжелых погодных условий
Уметь:
- указывать, какие части судна должны проверяться каждый раз с таким расчетом, чтобы в течении определенного периода времени были все части
- выявлять элементы конструкции судна, которые имеют решающее значение для его безопасности
- указывать причины коррозии в грузовых помещениях и балластных танкахи способов выявления и предотвращения коррозии
- объяснять, как обеспечить надежное обнаружение дефектов и повреждений
Иметь практический опыт:
- информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграмм и устройств для расчета напряжений в корпусе
- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
Уметь:
- действовать при частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
Иметь практический опыт:
- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации
- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами, спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров
Уметь:
- избегать подачу ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигналов бедствия
Иметь практический опыт:
- составные части пожара и взрыва (пожарный треугольник)
- действия, которые необходимо предпринимать на судне при аварийной ситуации и пожаре
- классификацию пожаров и применяемых огнетушителей веществ
- тип и источники воспламенения
Уметь:
- организовывать борьбу с пожаром на борту судна
Иметь практический опыт:
- меры предосторожности, применяемые до входа в закрытые помещения
- международные меры относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда
Уметь:
- использовать имеющиеся устройства, обеспечивающие безопасность и защиту от потенциальной опасности на судне
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры глобальной морской системы связи при бедствии (далее - ГМССБ), аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика;
Уметь:
- управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по ее техническому описанию;
Иметь практический опыт:
- нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
- уровни охраны на судах и портовых средствах
Уметь:
- обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;
- предотвращать неразрешенный доступ на судно
Иметь практический опыт:
- мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
- виды и химическую природу пожара;
- виды средств и системы пожаротушения на судне;
- особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
- виды средств индивидуальной защиты;
- мероприятия по обеспечению непотопляемости судна
Уметь:
- применять средства и системы пожаротушения;
- применять средства по борьбе с водой
Иметь практический опыт:
- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
- методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
- виды и способы подачи сигналов бедствия;
- порядок действий при поиске и спасании;
- организацию проведения тревог;
Уметь:
- пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия
Иметь практический опыт:
- порядок действий при авариях;
Уметь:
- действовать при различных авариях
Иметь практический опыт:
- способы выживания на воде;
- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;
- устройства спуска и подъема спасательных средств
Уметь:
- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях:
- управлять коллективными спасательными средствами
производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Иметь практический опыт:
- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды
Уметь:
- действовать в чрезвычайных ситуациях
Иметь практический опыт:
- свойства, транспортные характеристики основных видов грузов и правила их перевозки, погрузки, выгрузки и хранения;
- методику составления грузового плана и расчета остойчивости;
- безопасную обработку, размещения и крепления грузов;
- обеспечение сохранности грузов;
- основные документы для приема сдачи и перевозки грузов;
- организационную структуру и направления коммерческой деятельности на водном транспорте;
- внешнеторговые операции, фрахтование судов, типовые чартеры;
- коммерческие операции по перевозке грузов;
- основы формирования тарифов на операции с грузом;
- таможенно-транспортные операции;
- агентирование судов
Уметь:
- организовывать наблюдение за обработкой грузов в соответствии с международными и национальными правилами;
- составлять грузовой план судна и делать расчет остойчивость судна;
- производить крепление и размещение различных видов грузов
Иметь практический опыт:
- особенности перевозки жидких грузов наливом;
- грузовые операции на танкерах;
- специальные правила перевозки грузов;
- правила безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, ядовитые и вредные грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна
Уметь:
- использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам опасных грузов судами
Иметь практический опыт:
часов
1. Работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями
2. Порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей
3. Маркировка якорной цепи;
4. Ууход за якорным устройством
5. Техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним
6. Требования правил безопасности при работе с якорным устройством
1. Устройство швартовных лебѐдок, кнехты, клюзы
2. Работа со швартовыми устройствами, подача и крепление швартовых тросов
3. Установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление
4. Техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним
5. Требования правил безопасности при швартовых операциях
1. Виды и строение шлюпочных устройств
2. Работы со шлюпочными устройствами
3. Работы по спуску и подъему шлюпок
4. Спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках
5. Техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами
6. Требования Международной Конвенции (СОЛАС-74) и Правил по конвенционному оборудованию морских судов Регистра РФ.
1. Работа с буксирными устройствами
2. Техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними
3. Требования правил безопасности при работе с буксирным устройством
Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств. Состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов Грузоподъѐмность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъѐм и опускание с еѐ помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны; их грузоподъѐмность Люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств
Назначения и элементы рулевого устройства: Колонка управления, рулевая машина, приводы, рули, насадки, подруливающие устройства, их разновидности, расположения, конструкция и принцип действия. Использование судового рулевого устройства и уход за ним Правила эксплуатации рулевого устройства Схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.