2023-2024_Опер_26_02_03_52_20_12345-6217_osf_Информационные технологии на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии на водном транспорте»
26.02.03 – Раздел 4.03 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные технологии на водном транспорте»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 4.03 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные технологии на водном транспорте»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии на водном транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ревус Г.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информационные технологии на водном транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- операционные системы, используемые на судах, их функции

- программное обеспечение для навигации, управления судном и систем безопасности

- как обеспечивать информационную безопасность и способы защиты данных

Уметь:

- проводить оценку уязвимостей и обеспечивать безопасность информационных систем

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

- особенности произношения;

- правила чтения текстов профессиональной направленности

Уметь:

- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

- кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия о направлениях научного поиска на водном транспорте, об областях применения информационных технологий и их перспективах в условиях перехода к информационному обществу;

- виды автоматизированных информационных технологий;

- структуру, модели, методы и средства базовых и прикладных информационных технологий;

- методику создания, проектирования и сопровождения систем на базе информационной технологии

Уметь:

- применять информационные технологии при решении функциональных задач в различных предметных областях, а также при разработке и проектировании информационных систем;

- владеть навыками обработки текстовой, числовой, экономической и статистической информации

Иметь практический опыт:

- оформлении технической документации, организации и планировании работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности

ПК 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Информационные технологии на водном транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
32
32
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Общие сведения об информационных технологиях на водном транспорте
 
Лекция (урок):

1. Информационные технологии

2. Составляющие ИТ

3. Инструментарий ИТ

4. Свойства ИТ

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Типы информационных технологий, используемые на судах.

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Тема 1.1 Введение. Основные принципы методы и свойства информационных технологий.
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Работа с нормативно-правовой информацией по вопросам судовождения.

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

1. Цифровизация водного транспорта

2. Основные направления

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Тема 1.2 Совершенствование системы управления водным транспортом
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. «Управление киберрисками в морской отрасли» 

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Раздел 2. Программное и аппаратное обеспечение информационных технологий
 
Тема 2.1 Классификация современных технических средств управления. Программное обеспечение информационных транспортных технологий.
Лекция (урок):

1. Классификация судовых компьютеров

2. Классификация программного обеспечения

3. Функции морского программного обеспечения

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Раздел 3. Сетевые информационные технологии
 
Лекция (урок):

1. Судовая локальная сеть

2. Морской интернет

3. Беспроводные технологии передачи данных 

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. «Морской интернет»

0
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Технология «Интернет-вещей» на водном транспорте.

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Тема 3.1 Сетевые технологии
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Технологии «Блокчейн» на водном транспорте.

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

1. Деловая переписка на флоте. E-mail

2. Средства коммуникации

3. Современные почтовые сервисы

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Тема 3.2 Электронная почта. Структура письма
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. «Работа с электронной почтой»

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Раздел 4. Системы управления водным транспортом
 
Тема 4.1 Системы управления. Интеллектуальные транспортные системы
Лекция (урок):

1. Автоматизированная система управления (АСУ)

2. Системы управления движением судов (СУДС)

3. Системы мониторинга морского транспорта

4. Умный порт

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Раздел 5. Автоматизированные рабочие места
 
Лекция (урок):

1. Назначение АРМ. Основные функции

2. Техническое обеспечение АРМ

3. Программное обеспечение АРМ

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
Тема 5.1 Автоматизированные рабочие места
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Составляющие АРМ Судоводителя

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 4.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информационные технологии на водном транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. В. Алфёров, А. Б. Володин, Ю. М. Миронов Информационные технологии на транспорте [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76831.html 
 
2. С. А. Андронов, В. А. Фетисов Интеллектуальные транспортные системы [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86674.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии 4-е изд., пер. и доп.:Учебник для СПО. - Издательство Юрайт, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.