2023-2024_26_02_03_521_19_12345-6217_osf_Информационные технологии на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии на водном транспорте»
26.02.03 – Раздел 4.01 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные технологии на водном транспорте»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 4.01 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные технологии на водном транспорте»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии на водном транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 441)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ревус Г.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информационные технологии на водном транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.3 Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.4 Использование ЭКНИС для обеспечения безопасности плавания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- операционные системы, используемые на судах, их функции

- программное обеспечение для навигации, управления судном и систем безопасности

- как обеспечивать информационную безопасность и способы защиты данных

Уметь:

- проводить оценку уязвимостей и обеспечивать безопасность информационных систем

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.7 Наблюдение за соблюдением требований законодательства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- законодательные требования и нормативные акты, касающиеся информационной безопасности и защиты данных на водном транспорте

- принципы проектирования и разработки программного обеспечения, применимого для управления судовыми системами и обеспечения безопасности на водном транспорте

Уметь:

- эффективно руководить командой специалистов в области информационных технологий на водном транспорте, распределять задачи и координировать их выполнение

- разрабатывать и внедрять стратегии использования информационных технологий для оптимизации процессов управления и повышения эффективности работы водного транспорта

Иметь практический опыт:

К 3.8 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 5.1 Передача и прием информации, используя подсистемы и оборудования ГМССБ, а также выполнение функциональных требований ГМССБ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.1 Оценивать эффективность и качество работы судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.2 Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, технико-экономических характеристик эксплуатации судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.3 Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 5 курсе в 9, 10 семестре.
Дисциплина «Информационные технологии на водном транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 110 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
9
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
72
24
48
В том числе: 
Лекционные занятия
48
16
32
Практические занятия
24
8
16
Самостоятельная работа
30
13
17
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Др
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
110
40
70
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
9 семестр
 
Раздел 1. Общие сведения об информационных технологиях на водном транспорте
 
Лекция (урок):

1. Информационные технологии

2. Составляющие ИТ

3. Инструментарий ИТ

4. Свойства ИТ

5
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Типы информационных технологий, используемые на судах.

3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 1.1 Введение. Основные принципы методы и свойства информационных технологий.
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Работа с нормативно-правовой информацией по вопросам судовождения.

3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Лекция (урок):

1. Цифровизация водного транспорта

2. Основные направления

5
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 1.2 Совершенствование системы управления водным транспортом
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. «Управление киберрисками в морской отрасли» 

2
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Раздел 2. Программное и аппаратное обеспечение информационных технологий
 
Лекция (урок):

1. Классификация судовых компьютеров

2. Классификация программного обеспечения

3. Функции морского программного обеспечения

6
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 2.1 Классификация современных технических средств управления. Программное обеспечение информационных транспортных технологий.
Самостоятельная работа:

Подготовка к зачету

13
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Консультации:
3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
10 семестр
 
Раздел 3. Сетевые информационные технологии
 
Лекция (урок):

1. Судовая локальная сеть

2. Морской интернет

3. Беспроводные технологии передачи данных 

8
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. «Морской интернет»

3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Технология «Интернет-вещей» на водном транспорте.

3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Технологии «Блокчейн» на водном транспорте.

3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 3.1 Сетевые технологии
Самостоятельная работа:

Составление сопроводительного письма для моряков

5
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Лекция (урок):

1. Деловая переписка на флоте. E-mail

2. Средства коммуникации

3. Современные почтовые сервисы

8
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 3.2 Электронная почта. Структура письма
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. «Работа с электронной почтой»

3
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Раздел 4. Системы управления водным транспортом
 
Лекция (урок):

1. Автоматизированная система управления (АСУ)

2. Системы управления движением судов (СУДС)

3. Системы мониторинга морского транспорта

4. Умный порт

8
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 4.1 Системы управления. Интеллектуальные транспортные системы
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада для выступления на занятии. Создание презентации.

5
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Раздел 5. Автоматизированные рабочие места
 
Лекция (урок):

1. Назначение АРМ. Основные функции

2. Техническое обеспечение АРМ

3. Программное обеспечение АРМ

8
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Составляющие АРМ Судоводителя

4
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Тема 5.1 Автоматизированные рабочие места
Самостоятельная работа:

Составление схемы АРМ судоводителя

7
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
Консультации:
5
К 1.2,К 1.3,К 1.4,К 3.2,К 3.6,К 3.7,К 3.8,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 4.1,ПК 4.2,ПК 4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информационные технологии на водном транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. В. Алфёров, А. Б. Володин, Ю. М. Миронов Информационные технологии на транспорте [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76831.html 
 
2. С. А. Андронов, В. А. Фетисов Интеллектуальные транспортные системы [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86674.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии 4-е изд., пер. и доп.:Учебник для СПО. - Издательство Юрайт, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.