ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- глубокое знание основных принципов несения машинной вахты, включая: обязанности, связанные с принятием вахты;
- обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты;
- значение снимаемых показаний приборов;
- обязанности, связанные с передачей вахты;
Уметь:
- вести машинный журнала, соблюдать меры предосторожности, во время несения вахты;
- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;
Иметь практический опыт:
- основные принципы конструкции и работы механических систем, включая судовай дизель;
- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения
Уметь:
- подготовка, эксплуатация, обнаружение неисправностей и меры, необходимые для предотвращения причинения повреждений следующим механизмам и системам управления: главный двигатель и связанные с ним вспомогательные механизмы; вспомогательные первичные двигатели и связанные с ними системы.
Иметь практический опыт:
- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения, эксплуатационные характеристики насосов и трубопроводов, включая системы управления
Уметь:
- эксплуатировать насосные системы: обычные обязанности при эксплуатации насосных систем.
Иметь практический опыт:
- знание мер предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды, важность предупредительных мер по защите морской среды
Уметь:
- эксплуатировать двигатели в соответствии с требованиями Международной конвенции МАРПОЛ 73/78
Иметь практический опыт:
- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
Уметь:
Иметь практический опыт:
- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения.
Уметь:
- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;
- демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
Иметь практический опыт:
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.
Иметь практический опыт:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Иметь практический опыт:
- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения
Уметь:
- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде.
Иметь практический опыт:
- особенности социального и культурного контекста при использовании устной и письменной коммуникации.
Уметь:
- осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Иметь практический опыт:
- перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках.
Уметь:
- пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках.
Иметь практический опыт:
- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;
- общие сведения, классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания, основные характеристики, марки, особенности конструкций, основные узлы и принцип действия;
- устройство и характеристики систем, обслуживающих судовые двигатели внутреннего сгорания;
- рабочие циклы, характеристики и основные режимы работы судовых двигателей внутреннего сгорания;
- основные положения, классификацию наддува судовых двигателей внутреннего сгорания, характеристики и конструкцию турбин и турбокомпрессоров;
- процедуры по подготовке энергетической установки к работе: пуск, работа в установившемся режиме и остановка;
спецификацию, основные характеристики и свойства различных сортов топлив и их использование;
- свойства смазочных материалов, применяемых на судах;
- характерные неисправности, отказы двигателей, их причины и технологию устранения неисправностей и отказов;
- способы технического диагностирования и системы диагностирования рабочего процесса судовых дизелей;
- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;
- системы управления главными и вспомогательными двигателями.
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей;
- производить подготовку к работе системы управления главной двигательной установки;
- осуществлять диагностирование рабочего процесса судовых двигателей внутреннего сгорания стационарными контрольно-измерительными приборами и переносными измерительными комплексами;
- обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, эксплуатировать топливную аппаратуру, читать схемы судовых систем.
- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;
- производить сепарацию и фильтрацию топлива и масла;
выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем, а также при несении вахты
Иметь практический опыт:
- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна.
- принципы подготовки конструкций и технических средств к заводскому ремонту и освидетельствованиям, а также к предъявлению классификационным обществам
Уметь:
- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем
Иметь практический опыт:
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;
- безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления
Уметь:
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;
- безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления
Иметь практический опыт:
часов
1. Ведение. Общее устройство, основные понятия и определения. Классификация и маркировка судовых дизелей.
2. Способы осуществления рабочего цикла дизелей
Практическое занятие № 1. Построение индикаторных диаграмм цикла 4-х и 2-х тактных дизелей.
1. Конструктивные схемы остова; анкерные связи.
2. Фундаментная рама. Рамовые подшипники
3. Станина. Рабочие цилиндры
4. Втулки и крышки рабочих цилиндров
Практическое занятие № 2. Изучение конструкций деталей остова судовых дизелей.
1. Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей.
2. Поршни. Поршневые кольца.
3. Поршневой палец, поршневой шток, сальник поршневого штока. Крейцкопф
4. Шатуны, шатунные болты. Коленчатый вал
Практическое занятие № 3. Изучение конструкций деталей механизма движения судовых дизелей
1. Конструктивные схемы, клапаны механизма газораспределения судовых дизелей
2. Приводы газораспределительных клапанов. Распределительные валы и их приводы
Практическое занятие № 4. Изучение конструкций механизма газораспределения судовых дизелей
1. Агрегаты наддува и продувки судовых дизелей.
Практическое занятие № 5. Изучение конструкций агрегатов наддува и продувки
Закрепить изученный на занятии теоретический материал, выполнить отчет по практическому занятию, подготовиться к защите.
1. Системы топливоподачи судовых дизелей
Практическое занятие № 6. Изучение топливных систем судовых дизелей
2. Топливные насосы высокого давления (ТНВД).
3. Форсунки.
Практическое занятие № 7. Изучение конструкций топливной аппаратуры судовых дизелей
1. Циркуляционные системы смазки судовых дизелей.
2. Канализация масла внутри судовых дизелей. Смазка цилиндров судовых дизелей
Практическое занятие № 8. Изучение систем смазки судовых дизелей
Закрепить изученный на занятии теоретический материал, выполнить отчет по практическому занятию, подготовиться к защите.
1. Проточные системы охлаждения судовых дизелей
2. Замкнутые системы охлаждения судовых дизелей.
Практическое занятие № 9. Изучение систем охлаждения судовых дизелей
1. Системы воздушного пуска судовых дизелей
Практическое занятие № 10. Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска.
Реверсирование судовых дизелей. Основы ДАУ судовых дизелей.
Практическое занятие № 11. Изучение систем управления судовыми дизелями
1. Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты
2. Процесс газообмена и сжатия.
3. Процесс сгорания и расширения
1. Энергетические показатели работы двигателя.
2. Экономические показатели работы двигателя.
Закрепить изученный на занятии теоретический материал
Утилизация тепловых потерь. Тепловой баланс и тепловая и механическая напряженность дизеля. Тепловой баланс дизеля.
Наддув судовых дизелей.
1. Основы кинематики КШМ. Силы и моменты, действующие в КШМ.
2. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания.
3. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности
1. Контроль и регулировка параметров рабочего цикла
2. Характеристики и режимы работы дизелей
1. Статическое и динамическое регулирование дизелей
2. Управление дизельной установкой.
1. Выдача заданий. Выбор исходных данных
2. Расчет параметров процесса наполнения
3. Расчет параметров процесса сжатия
4. Расчет параметров процесса сгорания
5. Расчет параметров процесса расширения и выпуска
6. Расчет энергетических и экономических показателей работы дизеля
7. Расчет и построение индикаторной диаграммы цикла
8. Расчет и построение индикаторной диаграммы.
9. Обработка индикаторных диаграмм. Сравнение результатов с полученными расчетным путем
Описание конструкции дизеля, схемы систем.
Выполнение чертежа детали или узла.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.