2022-2023_26_02_05_51_22_123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Судовые холодильные установки_ системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация»
26.02.05 – Раздел 1.06 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.06 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Воробьев С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- характеристики и ограничения материалов, используемых при постройке и ремонте су- дов и оборудования

Уметь:

- принимать меры безопасности, которые необходимо принимать для обеспечения безопасной рабочей среды и для использования ручных инструментов, станков и измерительных инструментов

Иметь практический опыт:

К 1.8 Надлежащее использование ручных инструментов, станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры безопасности, которые необходимо принимать для ремонта и технического обслуживания, включая безопасную изоляцию судовых механизмов и оборудования до выдачи персоналу разрешения на работу с такими механизмами и оборудованием

Уметь:

- проводить техническое обслуживание и ремонт: разборка, настройка и сборка механизмов и оборудования

Иметь практический опыт:

К 1.9 Техническое обслуживание и ремонт судовых механизмов и оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности возникновения поломок холодильных установок и их оборудования

Уметь:

- обеспечивать надлежащие обходы помещений холодильных установок с целью выявления неисправностей в работе и поломок оборудования

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройства и характеристик систем, обслуживающих судовые двигатели внутреннего сгорания;

- состава, устройства и принципа работы топливной, смазочной, балластной и других систем и связанных с ними систем управления

Уметь:

- обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов, паровых котлов и систем;

- осуществлять проверки, техническое обслуживание, поиск неисправностей и ремонт электрического и электронного оборудования главного распределительного щита и аварийного распределительного щита, электродвигателей и генераторов

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- характерных неисправностей, отказов двигателей, их причин и технологии устранения неисправностей и отказов

Уметь:

- осуществлять квалифицированно подбор инструмента, материала и запасных частей для проведения ремонта

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- спецификаций, основных характеристик и свойств различных сортов топлива и их использование;

- свойств смазочных материалов, применяемых на судах;

- основных сведений о технологиях сепарирования топлива и масел на судах, основных типов сепараторов и принципов их работы, а также требований к нефтеводяным сепараторам

Уметь:

- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;

- производить сепарацию и фильтрацию топлива и масла;

включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
- Материаловедение
 
- Теория и устройство судна
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Проведение государственного экзамена
 
- Производственная практика
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
9
9
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Термодинамические основы холодильных установок
 
Лекция (урок):

Назначение и виды холодильных машин. Обратный цикл Карно. Парокомпрессорная холодильная машина с регулирующим вентилем. Сухой и влажный ход компрессора. Регенеративный цикл.

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 1.1 Циклы холодильных машин
Самостоятельная работа:

Циклы холодильных машин «сухой» и «влажный» ход компрессора, регенеративный цикл

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 1.2  Холодильные агенты. Холодильные масла
Лекция (урок):

Хладагенты  и хладоносители, их свойства, требования предъявляемые к ним. Масла для судовых холодильных установок, классификация, свойства, основные физико-химические показатели.

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Раздел 2. Устройство компрессионных холодильных установок 
 
Тема 2.1 Системы охлаждения и провизионные камеры
Лекция (урок):

Типы систем охлаждения. Использование различных систем охлаждения.

Назначение, классификация, конструкция компрессоров.

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Компрессоры холодильных машин. Теплообменные аппараты и вспомогательные устройства
Лекция (урок):

Назначение элементов холодильной установки, классификация, конструкция

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. "Изучение конструкции компрессоров. Изучение конструкции конденсатора, испарителя, рекуперативного теплообменного аппарата, вспомогательных устройств"

6
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Компрессоры холодильных машин. Теплообменные аппараты и вспомогательные устройства
Самостоятельная работа:

Поршневые холодильные компрессоры

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Раздел 3. Автоматизация холодильных установок
 
Лекция (урок):

Средства автоматизации, обеспечивающие регулирование холодопроизводительности, защиту, сигнализацию по параметрам работы холодильной установки. Способы регулирования холодопроизводительности хлодильной установки.

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 3.1 Приборы автоматизации
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. "Изучение конструкции и принципа действия регуляторов перегрева пара и парциальных реле давления".

4
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Выбор схемы автоматизации. Автоматизация провизионных холодильных установок

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. "Изучение схемы автоматизации провизионной холодильной установки".

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 3.2 Схемы автоматизации холодильных установок
Самостоятельная работа:

Теплообменные аппараты и вспомогательные устройства

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Раздел 4. Системы кондиционирования воздуха
 
Лекция (урок):

Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. «Изучение схемы автоматизации систем круглогодичного кондиционирования воздуха судовой установки».

4
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 4.1 Классификация и состав систем кондиционирования воздуха
Самостоятельная работа:

Системы круглогодичного кондиционирования воздуха (СКВ)

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Раздел 5. Эксплуатация судовых холодильных установок 
 
Тема 5.1 Организация технической эксплуатации судовых холодильных установок.
Лекция (урок):

1. Испытания холодильной установки давлением, вакуумирование системы установки

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Испытание системы холодильной установки на герметичность, зарядка системы

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. "Проверка и испытание системы, зарядка хладоном". 

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 5.1 Организация технической эксплуатации судовых холодильных установок.
Самостоятельная работа:

Испытания холодильной установки.

1
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Е.Н. Шиняев, Е.М. Михеев, Г.Г. Лалаев Судовые вспомогательные механизмы:Учебник. - Транспорт, 2017. - 
 
2. ПТЭ судовых технических средств и конструкций РД 31.21.30-90 97:. - С-П ЗАО ЦНИИМФ, 1997. - 
 
3. Воробьев С.В.  Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация. 2-х частях:Конспект лекций для курсантов СПО. - Ростов-на-Дону, ИВТ им. Г.Я.Седова, 2018. - 
 
4. Н.В. Ладин Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха:. - С-Петербург, ГУМРФ им. адм. Макарова, 2013. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Г.Г. Лалаев Холодильные установки и системы кондиционирования:. - , 1981. - 
 
2. Ю.Ф. Нестеров Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха:. - Транспорт, 1991. - 
 
3. И.Д. Колиев Судовые холодильные установки:. - Феникс, 2009. - 
 
4. В. И Маргулец Холодильные установки речных судов :. - Транспорт, 1986. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.