ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»»
26.02.03 – Раздел 1.10 – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»»
26.02.03 – Раздел 1.10 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- методы контроля местоположения с помощью САРП
Уметь:
- использовать методы определения местоположения с помощью САРП при планировании и осуществлении перехода.
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
- виды тревожной сигнализации, используемые в САРП
Уметь:
- правильно выставлять значения алармов в настройках САРП.
Иметь практический опыт:
К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
Знать:
- факторы, влияющие на работу и точность получаемой информации.
Уметь:
- пользоваться радиолокатором и САРП, расшифровывать и анализировать, полученную информацию.
Иметь практический опыт:
К 1.3 Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.6 Действия при получении сигнала бедствия на море
Знать:
- ограничения САРП при маневрировании и управлении судном.
Уметь:
- правильно оценивать и обрабатывать информацию, отображаемую САРП, особенно, при маневре нашего судна и маневре судов-целей.
Иметь практический опыт:
К 1.9 Маневрирование судна
Знать:
- технические особенности и требования к системы автоматической радиолокационной прокладке, обеспечивающих безопасность плавания
Уметь:
- работать с системами автоматической радиолокационной прокладки и использовать их данные для принятия решений о безопасности плавания
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
- информационные источники, содержащие учебные пособия и инструкции по эксплуатации САРП.
Уметь:
- находить необходимые учебные пособия и инструкции по эксплуатации САРП.
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- принципы организации коллектива и команды на судах, структуру и функции членов экипажа
Уметь:
- эффективно взаимодействовать с членами экипажа и другими специалистами на борту судна для достижения целей и решения задач
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Знать:
- методы контроля местоположения судна с помощью САРП.
Уметь:
- обрабатывать информацию, отображаемую САРП.
Иметь практический опыт:
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
Знать:
- оптимальные значения показаний репитеров САРП при маневрировании и управлении судном.
Уметь:
- интерпретировать и обрабатывать информацию, получаемую с помощью САРП.
Иметь практический опыт:
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
Знать:
- общее устройство САРП;
Уметь:
- производить контроль состояния САРП;
Иметь практический опыт:
ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 5 курсе в 9 семестре.
Дисциплина «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Информационные технологии на водном транспорте
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Проведение государственного экзамена
- Производственная (по профилю специальности) практика
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 30 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП)
Лекция (урок):
Введение. Правила техники безопасности.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Тема 1. Общие положения и введение в курс
Практическое занятие:
Изучение общих переключений на рабочем месте.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Виды перемещения эхо-сигналов судов - целей на экране САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Взаимосвязь правил в МППСС-72.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Взаимосвязь истинного и относительного движения.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Элементы движения и расхождения судов-целей в САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Ручной и автоматический захват судов-целей на автосопровождение в САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Тема 2. Система автоматизированной радиолокационной прокладки
Практическое занятие:
Возможные варианты ввода скорости нашего судна.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Проигрывание маневра.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Ориентация изображения на экране САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Выбор режима стабилизации изображения на экране САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Оптимальное сочетание режимов стабилизации и ориентации изображения на экране САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Эксплуатационные требования к САРП.
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Решение задачи расхождения № 8
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Тема 2. Система автоматизированной радиолокационной прокладки
Практическое занятие:
Решение задачи расхождения № 9
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Заключительное занятие
К 1.1,К 1.2,К 1.3,К 1.9,К 3.6,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. А. А. Иванов, Н. В. Ивановский, Л. Н. Козаченко Технические средства судовождения :Учебное пособие . - КГМТУ, 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. Резолюция IМО MSC. 192(79) - Принятие пересмотренных эксплуатационных требований к радиолокационному оборудованию:. - , . -
2. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года, исправленная протоколом 1995 года с изменениями и дополнениями (ПДПНВ-78 с поправками):. - , . -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронно-библиотечная система «Лань».
http://e.lanbook.com/books
Информационный портал IMO
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.