ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Информатика»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
- о различных видах представления, методах получения, хранения, обработки, передачи и защиты информации
Уметь:
- понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
- соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения;
- понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет
- организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах
- реализовать этапы решения задач на компьютере, умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива
Иметь практический опыт:
- методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации
Уметь:
- владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями "информация", "информационный процесс", "система", "компоненты системы", "системный эффект", "информационная система", "система управления"; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
- понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
- наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;
- понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
- владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
- читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера
- реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
- использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;
- организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.
Иметь практический опыт:
часов
Роль информационной деятельности в современном обществе. Каналы передачи информации.
1. Информационная сфера
2. Сфера услуг
Лабораторная работа № 1. Образовательные информационные ресурсы.
Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Правовые нормы правового регулирования информации
Лабораторная работа № 2. Работа с программным обеспечением. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
1. Понятие, цели и задачи электронного правительства
2. Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид
3. Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства
Лабораторная работа № 3. Знакомство с порталом государственных услуг.
Понятие «информация». Свойства информации. Измерение информации. Подходы к измерению информации.
Единицы измерения информации
Представление информации в различных системах счисления.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Простые информационные объекты. Комплексные (структурированные) информационные объекты
Практическая работа № 5. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации.
Практическая работа № 6. Дискретное (цифровое) представление графической, звуковой и видео – информации.
Информационные процессы. Информационные технологии. Технические и программные средства информационных технологий.
Принципы обработки информации компьютером. Логические основы работы ПК. Алгоритмы и способы их описания.
Классификация элементов и узлов компьютера
Практическая работа № 7. Программный принцип работы компьютера
Способы представления алгоритма. Свойства алгоритма. Типовые конструкции алгоритмов
Практическая работа № 8. Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Этапы решения задач с помощью компьютера: формализация, программирование и тестирование.
Лабораторная работа № 4. Разработка несложного алгоритма решения задачи.
Принцип действия компьютеров. Выполнение программ
Компьютерное моделирование: возможности, достижения, перспективы
Лабораторная работа № 5. Примеры компьютерных моделей различных процессов
Лабораторная работа № 6. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации.
Лабораторная работа № 7. Файловая система хранения, поиска и обработки информации на диске.
Лабораторная работа № 8. Создание архива данных. Атрибуты файла и его объем.
Лабораторная работа № 9. Извлечение данных из архива
Практическая работа № 9. Контрольная работа
Архитектура ПК. Основные характеристики компьютеров.
Практическая работа № 10. Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях.
Устройства вывода информации. Устройства ввода информации: Периферийные устройства
Программный принцип управления компьютером. Виды программного обеспечения компьютеров. Юридический статус ПО
Практическая работа № 11. Операционная система
Практическая работа № 12. Графический интерфейс
Локальная компьютерная сеть. Сетевое оборудование
Необходимыме условиея работы сети. Работа с сетевыми ресурсами
Практическая работа № 13. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Практическая работа № 14. Работа в локальной сети в общем дисковом пространстве.
Рабочее место. Правильная рабочая поза
Компьютерный вирус. Признаки заражения компьютера вирусом. Защита информации, антивирусная защита.
Практическая работа № 15. Защита информации, антивирусная защита
Практическая работа № 16. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Информационные системы. Автоматизация информационных процессов.
Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Лабораторная работа № 10. Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Лабораторная работа № 11. Технологии обработки текста. Использование шаблонов.
Лабораторная работа № 12. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
Лабораторная работа № 13. Гипертекстовое представление информации.
Графическая обработка статистических таблиц. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Лабораторная работа № 14. Использование различных возможностей электронных таблиц.
Лабораторная работа № 15. Средства графического представления статистических данных.
Понятие База данных. Классификация БД. Система управления базами данных (СУБД).
Лабораторная работа № 16. Организация баз данных.
Лабораторная работа № 17. Формирование запросов для работы с электронными каталогами.
Мультимедиа приложения. Аппаратные средства мультимедиа технологии. Программные средства мультимедиа технологии
Лабораторная работа № 18. Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций
Телекоммуникационные технологии. Телекоммуникационная вычислительная сеть
Интернет-технологии. Скорость передачи данных. Способы подключения к Интернет
Лабораторная работа № 19. «Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой.
Поисковые инструменты. Информационно-поисковая система
Поиск информации. Расширенный поиск. Организация специального поиска.
Лабораторная работа № 17. Поиск информации на государственных образовательных порталах.
Основные характеристики сетей
Беспроводные компьютерные сети
Практическая работа № 18. Единицы измерения скорости передачи данных
Практическая работа № 19. Проводная и беспроводная связь.
Лабораторная работа № 20. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров
Web – сайт Разработка сайта Поддержка и регулярные обновления (развитие) сайта
Коллективная деятельность в Интернет Электронная почта, чат, видеоконференция, видеоконференцсвязь, интернет-телефония.
Практическая работа № 20. Общие ресурсы сети интернет.
Системы управления. Автоматизация процессов
Роботехнические системы. Основные области применения
Итоговое занятие. Зачет
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
комп. класс
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.