2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Физика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.06 – ПП.03 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ПП.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.Б.Короткова
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- о роли и месте физики в современной научной картине мира

Уметь:

- сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; - владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов.

Иметь практический опыт:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории

Уметь:

- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методы научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент

Уметь:

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Материаловедение
 
- Теория и устройство судна
 
- Электротехника и электроника
 
- Механика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 152 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
134
68
66
В том числе: 
Лекционные занятия
102
58
44
Практические занятия
32
10
22
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
152
68
84
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение в физику
 
Тема 1.1 Введение. 
Лекция (урок):

Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.2 Роль эксперимента и теории в процессе познания природы
Лекция (урок):

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 2. Механика с элементами теории относительности
 
Тема 2.1 Механическое движение и его виды. 
Лекция (урок):

Механическое движение и его виды. Относительность движения.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Практическое занятие:

Пр.р. № 1. «Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.2 Равномерное прямолинейное движение. 
Практическое занятие:

Пр.р. № 2. «Определение параметров движения при свободном падении тела».

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.3 Равномерное движение материальной точки по окружности. 
Лекция (урок):

Равномерное движение материальной точки по окружности

Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорость вращения

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Основная задача динамики. Масса

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

Силы. Сила трения. Сила упругости.

Применение законов Ньютона на примерах решения задач

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Практическое занятие:

Пр.р. № 3. «Движение тела под действием нескольких сил».

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.4 Основная задача динамики. 
Практическое занятие:

Пр.р. № 4. «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.5 Реактивное движение. 
Лекция (урок):

Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса.

Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии

Закон сохранения импульса

Закон сохранения полной механической энергии.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.6 Небесные координаты. 
Лекция (урок):

Небесные координаты. геоцентрическая и гелио-центрическая система мира.

Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Тема 3.1 Основные положения МКТ. 
Лекция (урок):

Основные положения МКТ. Давление

Уравнение состояния идеального газа

Решение задач на тему: Уравнение саостояния идеального газа»

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3.2 Температура. 
Лекция (урок):

Температура. Абсолютная шкала температур.

Изопроцессы. Газовые законы.

Графики изопроцессов.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3.3 Внутренняя энергия. 
Лекция (урок):

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.

Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов.

Тепловая машина. КПД тепловых двигателей

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3.4 Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха
Лекция (урок):

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3.5 Агрегатные состояния вещества
Практическое занятие:

Пр.р. № 5. Агрегатные состояния вещества

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Контрольная работа за I семестр
Лекция (урок):
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Тема 3.5 Кристаллическая структура твердых тел. 
Лекция (урок):

Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.1 Электризация тел. Заряд.
Практическое занятие:

Пр.р. № 6. Проводники и диэлектрики в электрическом поле

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Практическое занятие:

Пр.р. № 7. Изучение последовательного соединения конденсаторов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.2 Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
Практическое занятие:

Пр.р. № 8. Изучения параллельного соединения конденсаторов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Практическое занятие:

Пр.р. № 9. Последовательное и параллельное соединение резисторов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.3 Электрический ток. 
Практическое занятие:

Пр.р. № 10. Работа и мощность тока

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость

Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.4 Электрическая проводимость веществ. 
Практическое занятие:

Пр.р. № 11. Полупроводниковые приборы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Практическое занятие:

Пр.р. № 12. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.5 Магнитное поле. 
Практическое занятие:

Пр.р. № 13. Исследование фоторезистора

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.6 Самоиндукция. 
Практическое занятие:

Пр.р. № 14. Явление электромагнитной индукции.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Тема 5.1 Колебательное движение.
Лекция (урок):

Колебательное движение. Виды колебательного движения

Свободные и вынужденные гармонические колебания

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5.1 Колебательное движение.
Практическое занятие:

Пр.р. № 15. Изучение колебаний нитяного маятника

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5.2 Свободные электромагнитные колебания в контуре.
Лекция (урок):

Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний

Вынужденные электромагнитные колебания.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5.3 Закон Ома для цепей переменного тока. 
Лекция (урок):

Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5.4 Электромагнитные волны. 
Практическое занятие:

Пр.р. 16. Принципы радиосвязи

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5.5 Отражение света.  
Лекция (урок):

Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления

Построение изображения в собирающей линзе

Построение изображения в рассеивающей линзе

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 6. Ядерная физика
 
Тема 6.1 Модель атома резерфорда и Бора. 
Лекция (урок):

Модель атома резерфорда и Бора

Линейчатые спектры

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:учебник для студ. учреждений СПО. - Академия, 2018. - 
 
2. Горлач, В.В. Физика:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Кочеев, А. А. Физика. Молекулярная физика, термодинамика, электричество и магнетизм [Электронный ресурс]:учебное пособие для СПО. - Про-фобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96031.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.