2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Химия
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
26.02.06 – ДП.01 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ДП.01 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Химия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ю.А. Яковлева
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Химия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Уметь:

- владеть системой химических знаний. которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, 5» р- d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность степень окисления, химическая- моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических типы реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, злектролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое г равновесие), теории и законы (теория химического строения органических A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, закон Д,И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших и органических веществ быту практической деятельности человека:- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен. ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ. аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл: подтверждать характерные химические _ свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций: уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства: определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции: сформировать представления: химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений формировании мышления культуры личности, eё функциональной грамотности, необходимой для решения практических дач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции использованием физических величин. характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

Иметь практический опыт:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

-  основные законы химии

Уметь:

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ пои нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков: проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием: представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов. уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие): владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование): уметь проводить расчеты химическим формулам и уравнениям химических реакции с использованием Физических величин характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов. количества вещества: использовать системные химические знания для принятия решении в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

-  важнейшие вещества и материалы

Уметь:

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту, денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакций- ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония: решать экспериментальные задачи по темам. "Металлы" "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности пои обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные теории химии

Уметь:

- сформировать представления: химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью природной среде; уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровы окружающей природной среды: учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Химия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Материаловедение
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
44
18
26
Практические занятия
34
16
18
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
 
Лекция (урок):

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава вещества. Закон Авогадро и следствие из него.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.1 Введение в дисциплину. Основные понятия и законы химии
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Решение расчётных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение Периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева. Атом сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. S-, p-, d- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Составление электронных формул элементов, нахождение количества электронов, протонов, нейтронов.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Катионы и их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи. Элктроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Строение вещества
Практическое занятие:

Приемы и правила техники безопасности при работе с химическим обрудованием. Простейшие операции с веществами.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания и соли как электролиты.

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Ионные реакции в растворах электролитов

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциаци
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Изучение гидролиза солей.

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства
Лекция (урок):

Кислоты и их свойства. Соли и их свойства. Соли как электролиты.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Составление уравнений получения солей различными способами.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства
Практическое занятие:

Признаки химических реакций.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Обратимые и необратимые реакции. Окислительно – восстановительные реакции.

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.6 Химические реакции
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Решение задач. Контрольная работа за 1 семестр.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Неметаллы.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.7 Металлы и неметаллы
Практическое занятие:

Общие свойства металлов.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Раздел 2. Органическая химия
 
Тема 2.1 Основные понятия органической химии 
Лекция (урок):

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Алкены и алкины. Арены. Бензол, его свойства.

6
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Получение этилена и ацетилена и испытание их свойств.

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Изучение свойств диенов и каучуков на примере бутадиена - 1,3 и изопрена.

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Изучение природных источников углеводородов: природный газ, состав, применение в качестве топлива. Нефть, состав и переработка нефти. Нефтепродукты перевозимые МТ. Их влияние на загрязнение ОС

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Углеводороды 
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Составление изомеров углеводородов и их названий.

2
ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола, его свойства, применение. Фенолы их свойства, применение, способы получения. Альдегиды, их свойства на примере фенола и формальдегида. Карбоновые кислоты, их свойства на примере уксусной кислоты. Углеводы, их классификация. Представители полисахаридов.

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Химические свойства этанола и глицерина

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Альдегиды и карбоновые кислоты

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Кислород содержащие органические соединения
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. Изучение свойств сложных эфиров, их применения на основе свойств. Составление уравнений реакций образования сложных эфиров.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения
Лекция (урок):

Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Белки – высокомолекулярные соединения и их свойства.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
Итоговый зачет
Практическое занятие:

Практическая работа № 10. Итоговый зачет.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Химия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Габриелян О.С., И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля:учебник для студ. учреждений СПО. - Академия, 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А. И. Хамитова, Т. Е Бусыгина, Л. Р. Сафина Органическая химия для студентов СПО:учебное пособие. - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. - 
 
2. О. В. Фисенко, Н. Ю. Жабинская. Основные понятия и законы химии. Классификация сложных неорганических веществ:учебное пособие. - Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиал «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.