ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.06 – ЕН.02. – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.02.06 – ЕН.02. – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- основные характеристики обработки данных
Уметь:
- использовать компьютер на мостике, в машинном отделении и для решения коммерческих задач
Иметь практический опыт:
К1.5 Эксплуатация компьютеров и компьютерных сетей на судах
Знать:
- роль информационной деятельности в профессиональной сфере
Уметь:
– осуществлять выбор способа представления информации для решения профессиональной задачи с помощью информационных технологий
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации,
– структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных сетей,
– основные этапы решения задач с помощью ЭВМ,
- методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Уметь:
– работать в качестве пользователя персонального компьютера,
– использовать внешние носители для обмена данными между машинами, создавать резервные копии, архивы данных и программ,
– работать с программными средствами общего назначения, использовать ресурсы сети Интернет для решения профессиональных задач,
– технические программные средства защиты информации при работе с компьютерными системами в соответствии с приемами антивирусной защиты
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- современные телекоммуникации технологии
Уметь:
- использовать сервисы и информационные ресурсы информационно телекоммуникационной сети
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Цифровые устройства автоматики
- Производственная практика (плавательная)
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Лекция (урок):
Информация в технических устройствах и системах. Этапы развития автоматизации судовождения на базе ЭВМ
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 1.1 Роль информационной деятельности судоводителя
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 1. «Автоматизированное рабочее место
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Лекция (урок):
Способы защита информации от несанкционированного доступа. Защита информации в сетях Криптографические средства защиты. Электронная подпись
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 1.2 Технические и программные средства защиты информации
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 2. «Работа с антивирусным ПО»
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Раздел 2. Средства информационных и коммуникационных технологий
Лекция (урок):
Этапы развития компьютерной техники. Принцип открытой архитектуры. Уровни программной конфигурации. Программы – архиваторы, алгоритмы сжатия информации
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 2.1 Архитектура современных ПК. Классификация программного обеспечения ПК
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 3. «Основные компоненты ПК. Способы их подключения»
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 2.1 Архитектура современных ПК. Классификация программного обеспечения ПК
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 4. «Работа со служебными приложениями. Архивация»
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 2.2 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей
Лекция (урок):
Компьютерные сети. Топология и виды сетей. Сетевые протоколы
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Лекция (урок):
Гипертекст. Классификация Web – сайтов. Инструментальные средства создания Web - страниц. Сервисы Интернета. Электронная почта. Компьютерные телекоммуникации» Телеконференции
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 2.3 Представление информации в глобальной сети Интернет. Компьютерные телекоммуникации
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 5. «Поиск информации о судовождении в сети Internet»
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Раздел 3. Автоматизированная обработка информации
Лекция (урок):
Текстовые процессоры. Электронные таблицы
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 6. «Стандарты оформления документов. Нормоконтроль». «Создание судовых документов в текстовом редакторе»
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 7. Штурманские расчеты средствами редактора ЭТ. Расчет разности широт и разности долгот. Построение диаграммы статической остойчивости
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 3.1 Автоматизированная обработка информации
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 8. «Внедрение электронных таблиц в документы других приложений»
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Раздел 4. Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации
Лекция (урок):
Понятие информационной системы. Составляющие ИС
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Тема 4.1 Информационные системы. Составляющие ИС
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
Контрольная работа. Зачет
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
6.2 Дополнительная литература
1. Зимин В.П Информатика.Лабораторный практикум:Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2018. -
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -
2. Журавлева, Т. Ю. Информационные технологии:учебное пособие. - , 2018. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.