2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.02.06 – ЕН.02. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ЕН.02. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Г.В. Ревус
должность, ФИО
 
Препод., А.Б.Короткова
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные характеристики обработки данных

Уметь:

- использовать компьютер на мостике, в машинном отделении и для решения коммерческих задач

Иметь практический опыт:

К1.5 Эксплуатация компьютеров и компьютерных сетей на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- роль информационной деятельности в профессиональной сфере

Уметь:

– осуществлять выбор способа представления информации для решения профессиональной задачи с помощью информационных технологий

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия автоматизированной обработки информации,

– структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных сетей,

– основные этапы решения задач с помощью ЭВМ,

- методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Уметь:

– работать в качестве пользователя персонального компьютера,

– использовать внешние носители для обмена данными между машинами, создавать резервные копии, архивы данных и программ,

– работать с программными средствами общего назначения, использовать ресурсы сети Интернет для решения профессиональных задач,

– технические программные средства защиты информации при работе с компьютерными системами в соответствии с приемами антивирусной защиты

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные телекоммуникации технологии

Уметь:

- использовать сервисы и информационные ресурсы информационно телекоммуникационной сети

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Цифровые устройства автоматики
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
36
36
Лабораторные занятия
8
8
Самостоятельная работа
1
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Информационная деятельность человека
 
Лекция (урок):

Информация в технических устройствах и системах. Этапы развития автоматизации судовождения на базе ЭВМ

5
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.1 Роль информационной деятельности судоводителя
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. «Автоматизированное рабочее место

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Способы защита информации от несанкционированного доступа. Защита информации в сетях Криптографические средства защиты. Электронная подпись

5
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.2 Технические и программные средства защиты информации
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. «Работа с антивирусным ПО»

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 2. Средства информационных и коммуникационных технологий
 
Лекция (урок):

Этапы развития компьютерной техники. Принцип открытой архитектуры. Уровни программной конфигурации. Программы – архиваторы, алгоритмы сжатия информации

5
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.1 Архитектура современных ПК. Классификация программного обеспечения ПК
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. «Основные компоненты ПК. Способы их подключения»

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.1 Архитектура современных ПК. Классификация программного обеспечения ПК
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. «Работа со служебными приложениями. Архивация»

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.2 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей
Лекция (урок):

Компьютерные сети. Топология и виды сетей. Сетевые протоколы

5
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Гипертекст. Классификация Web – сайтов. Инструментальные средства создания Web - страниц. Сервисы Интернета. Электронная почта. Компьютерные телекоммуникации» Телеконференции

5
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2.3 Представление информации в глобальной сети Интернет. Компьютерные телекоммуникации
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. «Поиск информации о судовождении в сети Internet»

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 3. Автоматизированная обработка информации
 
Лекция (урок):

Текстовые процессоры. Электронные таблицы

5
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 6. «Стандарты оформления документов. Нормоконтроль». «Создание судовых документов в текстовом редакторе»

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 7. Штурманские расчеты средствами редактора ЭТ. Расчет разности широт и разности долгот. Построение диаграммы статической остойчивости

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3.1 Автоматизированная обработка информации
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 8. «Внедрение электронных таблиц в документы других приложений»

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Раздел 4. Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации
 
Лекция (урок):

Понятие информационной системы. Составляющие ИС

4
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 4.1 Информационные системы. Составляющие ИС
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

1
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Контрольная работа. Зачет
Лекция (урок):

Зачет

2
К1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Зимин В.П Информатика.Лабораторный практикум:Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
6.1 Основная литература
 
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
2. Журавлева, Т. Ю. Информационные технологии:учебное пособие. - , 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.