ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Электротехника и электроника»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- основные разделы электротехники: электрические цепи постоянного и переменного тока, трансформаторы, электрические измерения, электрические машины, основы электроники. Законы: закон Ома, Кирхгофа, Джоуля - Ленца, Фарадея. Определение сопротивления, конденсатора, индуктивности, способы соединения резисторов, конденсаторов, электронных устройств
Уметь:
- использовать электронную аппаратуру, электрические распределительные щиты и электрическое оборудование
Иметь практический опыт:
- осуществлять совместную работу, деление нагрузок и переход с одного генератора на другой, подсоединение и отсоединение секций распределительных щитов
- виды существующих автоматических систем управления двигательной установкой
Уметь:
- осуществлять подготовку к работе автоматических систем главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами
Иметь практический опыт:
- выполнения мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных полей
- назначение, устройство, принцип действия генераторов постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы
Уметь:
- осуществлять разборку, сборку, наладку, техническое обслуживание генераторов и распределительных систем
Иметь практический опыт:
- обеспечения надежности и работоспособности элементов судовых электроэнергетических установок
- технологию высоких напряжений, меры предосторожности в работе с высоким напряжением, электродвижение, судовые электродвигатели, системы управления электродвижением
Уметь:
- осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание систем напряжением свыше 1000В
Иметь практический опыт:
- безопасная эксплуатация и техническое обслуживание высоковольтных систем и опасностей, связанных с работами с напряжением более 1000В
- современные средства поиска, составляющие информационных технологий, программное обеспечение для обмена навигационными данными между судами, передачи данных о судне и его грузе в береговые службы при его плавании
Уметь:
- пользоваться информационными технологиями, как инструментом снижения вероятности возникновения ошибок, а также для оптимизации технологических процессов на судах
Иметь практический опыт:
- пользования персональным компьютером, Интернет-ресурсами
- средства судовой телефонной связи, судовой радиотрансляции, системы громкоговорящей связи, средства подачи тревог
Уметь:
- пользоваться судовой телефонной связью, судовой радиотрансляцией, средствами подачи тревог
Иметь практический опыт:
- использования техники безопасности при пользовании средствами внутрисудовой связи
- состав работ по проведению ТО1, ТО2, ТО3, особенности обслуживания средств электроники
Уметь:
- обнаруживать электрические неисправности, находить отказы и принимать меры по предотвращению повреждений электрического и электронного оборудования
Иметь практический опыт:
- технического обслуживания и ремонта электрического и электронного оборудования
- средств автоматики, применяемые на судах для автоматического регулирования процессами пуска электрических двигателей, генераторов
Уметь:
- использовать средства автоматики для регулирования числа оборотов в составе судового электропривода, структуре судовой автоматизированной электроэнергетической системы
Иметь практический опыт:
- безопасного отключения оборудования и связанных с ним систем, требуемое до того, как персонал получит разрешение на работу с такими установками или оборудованием
- назначение и виды связи, телефонную связь, системы телефонии, требования безопасности при работе с навигационным оборудованием
Уметь:
- пользоваться телефонной связью, телеграфом, указателями, системой судовой сигнализации
Иметь практический опыт:
- в пользовании средствами судовой связи
- классификацию палубных механизмов, принцип, условия и особенности их работы, требования, предъявляемые к электроприводам якорно-швартовых механизмов
Уметь:
- пользоваться контроллерной схемой электропривода переменного тока якорно-швартовых механизмов
Иметь практический опыт:
- в работе с грузоподъемными механизмами
- устройство, местонахождения систем управления и бытового оборудования, знать процедуру отключения
Уметь:
- безопасно пользоваться и эксплуатировать электрическое оборудование, соблюдать меры предосторожности до начала работ или ремонта
Иметь практический опыт:
- при эксплуатации систем управления и бытового оборудования
- нормативы по выполнению мероприятий по снижению травмоопасности, обеспечения надежности и работоспособности элементов судовых электроэнергетических установок
Уметь:
- пользоваться нормативами по снижению травмоопасности
Иметь практический опыт:
- в обеспечении надежности и работоспособности элементов электроэнергетических установок
- способы поиска, анализа и интерпретации информации, элементы информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- пользоваться современными технологиями
Иметь практический опыт:
- в использовании современных средствах информации, легко находить необходимую информацию для выполнения профессиональной деятельности
часов
Основные свойства магнитного поля
Основные свойства магнитного поля. Индуктивность. Электромагнитные силы
Электромагнитная индукция
Магнитная цепь. Электромагниты. Вихревые токи. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца. Э.Д.С. самоиндукции, взаимоиндукции
Практическое занятие № 1: Расчет магнитного поля системы проводников с токами
Электрическое поле
Понятие об электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрическое поле в диэлектриках и проводниках. Электрическая емкость
Практическое занятие № 2 Решение задач по теме: «Электрическое поле»
Основные элементы электрической цепи постоянного тока
Электрическая цепь и ее основные элементы.Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа
Лабораторная работа № 1: «Исследование последовательного соединения резисторов»
Лабораторная работа № 2: «Исследование параллельного соединения резисторов»
Синусоидальные э.д.с. и токи
Переменный ток, его получение. Амплитудное и мгновенное значение переменных величин. Период, частота, сдвиг фаз
Электрическая цепь с активным и реактивными
сопротивлениями
1. Цепь переменного тока с активным сопротивлением. Векторная диаграмма.
2. Цепь переменного тока с конденсатором. Векторная диаграмма.
3. Цепь переменного тока с индуктивностью. Векторная диаграмма.
Неразветвленная цепь переменного тока
Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс напряжений
Разветвленная цепь переменного тока
Практическое занятие № 3: «Расчет электрической цепи переменного тока с последовательным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлений».
Практическое занятие № 4: «Расчет электрической цепи переменного тока с параллельным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.
Соединение обмоток трехфазных источников электрическойэнергии
1. Трехфазная ЭДС. Генерирование трехфазной э.д.с
2. Соединение обмоток источника в «звезду» и в «треугольник»
Включение нагрузки в цепь трехфазного тока
Соединение потребителей в «звезду» и «треугольник»
Практическое занятие № 5: «Расчет симметричных и несимметричных трехфазных цепей переменного тока»
3. Мощность трехфазного переменного тока
4. Вращающееся магнитное поле
Измерение тока и напряжения
1. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкале
Практическая работа № 6: Определение абсолютной, относительной и приведенной погрешностей измерения
2. Приборы магнитоэлектрической, электромагнитной и других систем. Измерение силы тока, напряжения и электрической энергии.
Устройство и принцип действия трансформаторов
1.Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Параметры, характеризующие работу трансформатора
2. Трехфазные трансформаторы. Измерительные трансформаторы. Автотрансформаторы
Лабораторная работа № 3: «Исследование однофазного трансформатора»
Лабораторная работа № 4: «Исследование трехфазного трансформатора»
Электрические машины постоянного тока
Устройство коллекторных машин постоянного тока. Принцип работы машин постоянного тока. Генераторы и двигатели.
Электрические машины переменного тока
Общее устройство машин переменного тока.
Принцип работы машин переменного тока. Синхронные машины.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.