2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Электротехника и электроника
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
26.02.06 – ОП.03. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электроника»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.03. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электроника»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В.А. Бизяев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электротехника и электроника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные разделы электротехники: электрические цепи постоянного и переменного тока, трансформаторы, электрические измерения, электрические машины, основы электроники. Законы: закон Ома, Кирхгофа, Джоуля - Ленца, Фарадея. Определение сопротивления, конденсатора, индуктивности, способы соединения резисторов, конденсаторов, электронных устройств

Уметь:

- использовать электронную аппаратуру, электрические распределительные щиты и электрическое оборудование

Иметь практический опыт:

- осуществлять совместную работу, деление нагрузок и переход с одного генератора на другой, подсоединение и отсоединение секций распределительных щитов

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды существующих автоматических систем управления двигательной установкой

Уметь:

- осуществлять подготовку к работе автоматических систем главной двигательной установкой  и вспомогательными механизмами

Иметь практический опыт:

- выполнения мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных  полей

К1.2 Наблюдение за работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение, устройство, принцип действия генераторов постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы

Уметь:

- осуществлять разборку, сборку, наладку, техническое обслуживание генераторов и распределительных систем

Иметь практический опыт:

- обеспечения надежности и работоспособности элементов судовых электроэнергетических установок

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- технологию высоких напряжений, меры предосторожности  в работе с высоким напряжением, электродвижение, судовые электродвигатели, системы управления электродвижением

Уметь:

- осуществлять эксплуатацию  и техническое обслуживание систем напряжением свыше 1000В

Иметь практический опыт:

- безопасная эксплуатация и техническое обслуживание высоковольтных систем и опасностей, связанных с работами  с напряжением более 1000В

К1.4 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1 000 вольт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска, составляющие информационных технологий, программное обеспечение для обмена навигационными данными между судами, передачи данных о судне и его грузе в береговые службы при его плавании

Уметь:

- пользоваться информационными технологиями, как инструментом снижения вероятности возникновения ошибок, а также для оптимизации технологических процессов на судах

Иметь практический опыт:

- пользования персональным компьютером, Интернет-ресурсами

К1.5 Эксплуатация компьютеров и компьютерных сетей на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- средства судовой телефонной связи, судовой радиотрансляции, системы громкоговорящей связи, средства подачи тревог

Уметь:

- пользоваться судовой телефонной связью, судовой радиотрансляцией, средствами подачи тревог

Иметь практический опыт:

- использования техники безопасности при пользовании средствами внутрисудовой связи

К1.7 Использование систем внутрисудовой связи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- состав работ по проведению ТО1, ТО2, ТО3, особенности обслуживания средств электроники

Уметь:

- обнаруживать электрические неисправности, находить отказы и принимать меры по предотвращению повреждений электрического и электронного оборудования

Иметь практический опыт:

- технического обслуживания и  ремонта электрического и электронного оборудования

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- средств автоматики, применяемые на судах для автоматического регулирования процессами пуска электрических двигателей, генераторов

Уметь:

- использовать средства автоматики для регулирования числа оборотов в составе судового электропривода, структуре судовой автоматизированной электроэнергетической системы

Иметь практический опыт:

- безопасного отключения оборудования и связанных с ним систем, требуемое до того, как персонал получит разрешение на работу с такими установками или оборудованием

К2.2 Техническое обслуживание и ремонт систем автоматики и управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение и виды связи, телефонную связь, системы телефонии, требования безопасности при работе с навигационным оборудованием

Уметь:

- пользоваться телефонной связью, телеграфом, указателями, системой судовой сигнализации

Иметь практический опыт:

- в пользовании средствами судовой связи

К2.3 Техническое обслуживание и ремонт навигационного оборудования на мостике и систем судовой связи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- классификацию палубных механизмов, принцип, условия  и особенности их работы, требования, предъявляемые к электроприводам якорно-швартовых механизмов

Уметь:

- пользоваться контроллерной схемой электропривода переменного тока якорно-швартовых механизмов

Иметь практический опыт:

- в работе с грузоподъемными механизмами

К2.4 Техническое обслуживание и ремонт электрических, электронных систем и систем управления палубными механизмами и грузоподъемным оборудованием
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство, местонахождения систем управления и бытового оборудования, знать процедуру отключения

Уметь:

- безопасно пользоваться и эксплуатировать электрическое оборудование, соблюдать меры предосторожности до начала работ или ремонта

Иметь практический опыт:

- при эксплуатации систем управления и бытового оборудования

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативы по выполнению мероприятий по снижению травмоопасности, обеспечения надежности и работоспособности элементов судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- пользоваться нормативами по снижению травмоопасности  

Иметь практический опыт:

- в обеспечении надежности и работоспособности элементов электроэнергетических установок

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы поиска, анализа и интерпретации информации, элементы информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- пользоваться современными технологиями

Иметь практический опыт:

- в использовании современных средствах информации, легко находить необходимую информацию для выполнения профессиональной деятельности

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Электротехника и электроника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 187 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
149
73
76
В том числе: 
Лекционные занятия
84
42
42
Лабораторные занятия
23
11
12
Практические занятия
42
20
22
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
187
87
100
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электромагнетизм
 
Тема 1.1

Основные свойства магнитного поля

Лекция (урок):

Основные свойства магнитного поля. Индуктивность. Электромагнитные силы

2
 
Тема 1.2

Электромагнитная индукция

Лекция (урок):

Магнитная цепь. Электромагниты. Вихревые токи. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца. Э.Д.С. самоиндукции, взаимоиндукции

2
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1: Расчет магнитного поля системы проводников с токами

4
 
Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока
 
Тема 2.1

Электрическое поле

Лекция (урок):

Понятие об электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрическое поле в диэлектриках и проводниках. Электрическая емкость

2
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2 Решение задач по теме: «Электрическое поле»

4
 
Тема 2.2

Основные элементы электрической цепи постоянного тока

Лекция (урок):

Электрическая цепь и ее основные элементы.Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа

2
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1: «Исследование      последовательного соединения резисторов»

2
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2: «Исследование    параллельного   соединения резисторов»

2
 
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока 
 
Тема 3.1

Синусоидальные э.д.с. и токи

Лекция (урок):

Переменный ток, его получение. Амплитудное и мгновенное значение переменных величин. Период, частота, сдвиг фаз

2
 
Тема 3.2

Электрическая цепь с активным и реактивными

сопротивлениями

Лекция (урок):

1. Цепь переменного тока с активным сопротивлением. Векторная диаграмма. 

2
 
Лекция (урок):

2. Цепь переменного тока с конденсатором.  Векторная диаграмма.

2
 
Лекция (урок):

3. Цепь переменного тока с индуктивностью. Векторная диаграмма.

2
 
Тема 3.3

Неразветвленная цепь переменного тока

Лекция (урок):

Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс напряжений

2
 
Тема 3.4

Разветвленная цепь переменного тока

Практическое занятие:

Практическое занятие № 3: «Расчет электрической цепи переменного тока с последовательным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлений».

2
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4: «Расчет электрической цепи переменного тока с параллельным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.

2
 
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
 
Тема 4.1

Соединение обмоток трехфазных источников электрическойэнергии

Лекция (урок):

1. Трехфазная ЭДС. Генерирование трехфазной э.д.с

2
 
Лекция (урок):

2. Соединение обмоток источника в «звезду» и  в «треугольник»

2
 
Тема 4.2

Включение нагрузки в цепь трехфазного тока

Лекция (урок):

Соединение потребителей в «звезду» и «треугольник»

2
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5: «Расчет симметричных и  несимметричных трехфазных цепей переменного тока»

4
 
Лекция (урок):

3. Мощность трехфазного переменного тока

2
 
Лекция (урок):

4. Вращающееся магнитное поле

2
 
Раздел 5. Электрические измерения и приборы 
 
Тема 5.1

Измерение тока и напряжения

Лекция (урок):

1. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкале

2
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6: Определение абсолютной, относительной и приведенной погрешностей измерения

2
 
Лекция (урок):

2. Приборы магнитоэлектрической, электромагнитной и других систем. Измерение силы тока, напряжения и электрической энергии. 

2
 
Раздел 6. Трансформаторы
 
Тема 6.1

Устройство и  принцип действия трансформаторов

Лекция (урок):

1.Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.  Параметры, характеризующие работу трансформатора

2
 
Лекция (урок):

2. Трехфазные трансформаторы. Измерительные трансформаторы. Автотрансформаторы

2
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3: «Исследование однофазного  трансформатора»

2
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4: «Исследование трехфазного трансформатора»

2
 
Раздел 7. Электрические машины
 
Тема 7.1

Электрические машины постоянного тока

Лекция (урок):

Устройство коллекторных машин постоянного тока. Принцип работы машин постоянного тока. Генераторы и двигатели.

2
 
Тема 7.2

Электрические машины переменного тока

Лекция (урок):

Общее устройство машин  переменного  тока.

Принцип работы машин переменного тока. Синхронные машины.

2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электротехника и электроника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.