2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Безопасность жизнедеятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.06 – ОП.06. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.06. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Калинин В.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- приёмы структурирования информации;

- форматы оформления результатов поиска информации.

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оформлять результаты поиска;

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- возможные траектории профессионального развития и самообразования;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.

Уметь:

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правил оформления документов и построения устных сообщений.

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке.

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;

задачи и основные принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан в этой области;

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны.

Уметь:

- различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;

- предупреждать опасные явления и противодействовать им.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- способы защиты населения от оружия массового поражения.

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Химия
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
68
В том числе: 
Лекционные занятия
62
62
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, мероприятия по защите работающих и населения от их негативного воздействия
 
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Лекция (урок):

1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций.

2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

3. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей различного вида и их последствий

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 1.2 Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
Лекция (урок):

1. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Лекция (урок):

1. Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС.

2. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания 

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Использование средств индивидуальной защиты кожных покровов

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
Лекция (урок):

Порядок оценки устойчивости к воздействию поражающих факторов на суда и береговые объекты водного транспорта

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Раздел 2. Основы военной службы
 
Лекция (урок):

1. Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации

2. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими

3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты

4. Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил

5. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение

12
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 2.1 Основы обороны государства
Самостоятельная работа:

1. История создания Российских вооруженных сил

2. Работа с информационными источниками: Указ Президента Российской Федерации  от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Правовые основы военной службы

2. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни

3. Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей.

4. Прохождение военной службы по призыву.

5. Прохождение военной службы по контракту

6. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы

7. Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения

22
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Самостоятельная работа:

1. Правила приёма гражданской молодёжи в военные образовательные учреждения профессионального образования

2. Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

3. Устав внутренней службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

4. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу и ограничения их прав и свобод

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

2. Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации

3. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Основы военно-патриотического воспитания
Самостоятельная работа:

1. Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации

2. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
Тема 2.4 Основы медицинских знаний и медико-санитарная подготовка
Лекция (урок):

1. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц

2. Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника

3. Первая помощь при травмах груди, живота и области таза

4. Первая помощь при травматическом шоке

5. Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел

6. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

7. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме

8. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута.

9. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах.

10. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

10
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Побежимова Безопасность жизнедеятельности:Учебник для СПО. - ИЦ "Академия", 2020. - 
 
2. Курбатов В.А., Рысин Ю.С., Яблочников С.Л. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93574.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности :Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
2. В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, И. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Научная книга, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87073.html 
 
3. Г. В. Тягунов, А. А. Волкова, В. Г. Шишкунов, Е. Е. Барышев Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87788.html 
 
4. Материалы официального сайта Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://mil.ru 
 
5. Материалы официального сайта Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://rosgvard.ru 
 
6. Материалы официального сайта МЧС России [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 
http://www.iprbookshop.ru/93574.html
 
2
Министерство обороны РФ
http://mil.ru
 
3
Официальный интернет-сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
http://rosgvard.ru
 
4
МЧС России
http://www.mchs.gov.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.