2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых электрических машин»
26.02.06 – Раздел 1.01. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых электрических машин»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – Раздел 1.01. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых электрических машин»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых электрических машин» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых электрических машин»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

- использования  нормативов технического обслуживания судового электрооборудования

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы наблюдения и контроля работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами

Уметь:

- проводить подготовку систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами к работе

Иметь практический опыт:

К1.2 Наблюдение за работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

- состав и устройство главного и аварийного распределительных щитов

Уметь:

- определять работоспособность синхронных генераторов

Иметь практический опыт:

- выбора и расчета параметров электрических генераторов и аппаратов

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

- выполнение мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных полей

К1.4 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1 000 вольт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство системы внутрисудовой связи и принцип её работы

Уметь:

- поддерживать работоспособность систем внутрисудовой связи

Иметь практический опыт:

К1.7 Использование систем внутрисудовой связи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок и ремонт электрического и электронного оборудования

Уметь:

- производить  замену неисправностей коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств

Иметь практический опыт:

- использование нормативов технического обслуживания судового электрооборудования

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип работы с электрическим и механическим оборудованием

Уметь:

- проверять, обнаруживать неисправности и проводить техническое обслуживание, а также восстановление электрического и электронного контрольного оборудования до рабочего состояния

Иметь практический опыт:

К2.2 Техническое обслуживание и ремонт систем автоматики и управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности для работы с судовыми элек- трическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием

Уметь:

- проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока

Иметь практический опыт:

К2.4 Техническое обслуживание и ремонт электрических, электронных систем и систем управления палубными механизмами и грузоподъемным оборудованием
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования производить  замену неисправностей коммутационной аппаратуры , измерительных приборов и устройств

Иметь практический опыт:

- обеспечение надежности и работоспособности

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основных характеристик, состава, эксплуатации и режимов работы судовых электростанций;

- характеристик, режимов работы, режимов пуска, торможения, реверсирования и регулирования оборотов, эксплуатации машин постоянного и переменного тока;

- характеристик, режимов работы и эксплуатации трансформаторов и преобразователей

Уметь:

- включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;

- производить пуск, распределять нагрузки, вводить в параллельную работу генераторы, снимать, а также переводить нагрузки с одного генератора на другой;

- вводить в работу и выводить из работы любой из агрегатов в заведовании электромеханической службы, обеспечивающей мореплавание и живучесть судна

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация судовых электрических машин» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
- Электротехника и электроника
 
- Электрические аппараты
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Ремонт судового электрооборудования
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
- Цифровые устройства автоматики
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
42
42
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Лабораторные занятия
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
60
60
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Электрические машины постоянного тока
 
Тема 1.1 Устройство и принцип действия машин постоянного тока
Лекция (урок):

1. Устройство коллекторной машины постоянного тока, обмотки якоря.

2. Принцип действия МПТ, электродвижущая сила и электромагнитный момент    машины постоянного тока

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.2 Магнитное поле машины постоянного тока
Лекция (урок):

1. Магнитная цепь машины постоянного тока.

2. Реакция якоря машины постоянного тока, устранение вредного влияния реакции якоря

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.3 Коммутация в машинах постоянного тока
Лекция (урок):

Коммутация в машинах постоянного тока

1
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):1. Основные понятия. Генератор постоянного тока с независимым, последовательным, параллельным и смешанным возбуждением. Характеристики генераторов

2. Расчет основных параметров генератора постоянного тока

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.4 Генераторы постоянного тока
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.5 Двигатели постоянного тока
Лекция (урок):

1. Основные понятия. Двигатели постоянного тока с независимым, последовательным, параллельным и смешанным возбуждением.

2. Характеристики двигателя постоянного тока, пуск, регулирование частоты вращения

3. Расчет основных параметров двигателя постоянного тока

1
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.5 Двигатели постоянного тока
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Исследование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.6 Потери и коэффициент полезного действия машин постоянного ток
Лекция (урок):

1.Определение коэффициента полезного действия машин постоянного тока.  

2.Магнитные, электрические, механические потери в машинах постоянного тока. Серии машин постоянного тока

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1.7 Специальные машины постоянного тока
Лекция (урок):

1. Электромашинный усилитель. Тахогенератор постоянного тока.

2. Вентильные и исполнительные двигатели постоянного тока

1
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Раздел 2. Асинхронные машины 
 
Тема 2.1 Устройство, принцип действия и режимы работы асинхронных двигателей
Лекция (урок):

1. Устройство, основные элементы, принцип действия асинхронного двигателя. Различие асинхронных двигателей с фазным и короткозамкнутым ротором.

2. Режимы работы асинхронных двигателей

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 2.2 Рабочий процесс 3-х фазного асинхронного двигателя
Лекция (урок):

1. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.

2. Определение числа полюсов, номинального и пускового тока двигателя с короткозамкнутым ротором при соединении обмоток в звезду и треугольник

3 .Определение скольжения и скорости вращения асинхронного двигателя

4
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 2.3 Способы пуска и регулирования угловой скорости асинхронных двигателей
Лекция (урок):

1. Пуск асинхронного двигателя  с фазным ротором.

2. Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

3. Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей

4. Реверсирование и торможение асинхронных двигателей

4
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

Асинхронный преобразователь частоты. Асинхронные исполнительные двигатели

1
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. Асинхронные двигатели. Типы, устройство, соединение обмоток в «звезду» и «треугольник»

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 2.4 Асинхронные машины специального назначения
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Раздел 3. Трансформаторы
 
Тема 3.1 Устройство и принцип действия однофазного трансформатора
Лекция (урок):

1. Назначение и область применения трансформаторов, их устройство. Принцип действия однофазного трансформатора. Потери и КПД трансформатора

2. Определение основных параметров трансформатора

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 3.1 Устройство и принцип действия однофазного трансформатора
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. Исследование однофазного трансформатора

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 3.2 Трехфазные трансформаторы: устройство, принцип действия
Лекция (урок):

1. Трансформирование трехфазного тока и схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов

2. Внешняя характеристика трансформатора. Потери и КПД трансформатора

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Раздел 4. Синхронные машины 
 
Тема 4.1 Устройство и принцип действия синхронных машин
Лекция (урок):

1. Устройство и принцип действия синхронных машин. Системы возбуждения синхронных машин. Принцип обратимости синхронных машин

2. Определение ЭДС, скорости вращения синхронного генератора

1
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.2 Магнитная цепь синхронной машины
Лекция (урок):

Магнитная цепь синхронной машины. Потери и КПД синхронной машины

1
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.3 Работа синхронной машины в режиме генератора
Лекция (урок):

1. Принцип действия синхронного генератора. Характеристики синхронного генератора

2. Включение синхронных генераторов на параллельную работу. Параллельная работа синхронных генераторов.

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4.4 Работа синхронной машины в режиме синхронного двигателя
Лекция (урок):

1. Принцип действия синхронных двигателей. Характеристики синхронных двигателей.

2. Пуск синхронных двигателей

2
К1.1,К1.2,К1.3,К1.4,К1.7,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых электрических машин» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Пипченко А.Н. Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления :. - , 2016. - 
 
2. Киселев В. И., Кузнецов Э. В., Копылов А. И., Лунин, В.П. Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для СПО. - , 2019. - 
 
3. В. М. Игнатович, Ш. С. Ройз Электротехника и электроника: электрические машины и трансформаторы [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83122.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Дейнего Ю.Г.  Судовой механик технический минимум +СД:. - , 2018. - 
 
2. Угольников А. В.  Электрические машины [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82233.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.