2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых электроприводов»
26.02.06 – Раздел 1.02. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых электроприводов»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – Раздел 1.02. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых электроприводов»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых электроприводов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Дубина А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых электроприводов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К1.2 Наблюдение за работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К2.2 Техническое обслуживание и ремонт систем автоматики и управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К2.4 Техническое обслуживание и ремонт электрических, электронных систем и систем управления палубными механизмами и грузоподъемным оборудованием
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация судовых электроприводов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 109 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
108
64
44
В том числе: 
Лекционные занятия
68
50
18
Лабораторные занятия
18
14
4
Курсовое проектирование
22
22
Самостоятельная работа
1
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
КР
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
109
64
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Механика электропривода. Уравнение движения электропривода, приведение движения элементов электропривода к валу электродвигателя. Переходные процессы электропривода. Механические характеристики исполнительных механизмов. Естественные и искусственные механические и электромеханические характеристики ЭД. Режимы работы электродвигателей в электроприводе. Расчет мощности. Выбор электродвигателя 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Способы пуска, регулирование угловой скорости и реверсирование ДПТ. Тормозные режимы двигателей постоянного тока. 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Способы пуска, регулирование угловой скорости и реверсирование двигателей переменного тока.  Тормозные режимы АД.

3
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Аппаратура управления электроприводом и испытание магнитных пускателей. Исследование способов управления ЭД

4
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1. Теоретические основы электропривода
Лекция (урок):

4. Системы управления электроприводами. Классификация электрических схем. Принцип построения и изображения электрических схем. 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

5. Способы управления электроприводами; схемы ручного управления  электроприводами; контакторные, контроллерные и командо-контроллерные схемы управления. Элементы и схемы автоматизированных систем управления судовыми электроприводами Автоматизация электроприводов с использованием логических элементов 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

6. Защита электроприводов, требования, предъявляемые к защитным устройствам; виды защиты, выбор защиты систем управления электроприводами 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Изучение коммутационно-защитной аппаратуры судовых электроприводов 

4
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

7. Электропривод системы генератор-двигатель; регулирование угловой скорости и ограничение тока перегрузки; Электропривод системы генератор-двигатель для генератора с тремя обмотками возбуждения; регулирование угловой скорости и ограничение тока перегрузки; обратные связи в системах управления

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1. Теоретические основы электропривода
Лекция (урок):

8. Вентильный электропривод, принцип работы, преимущества использования. Тиристорные преобразователи в судовом электроприводе. Принцип действия и схемы управления тиристорными преобразователями в электроприводах постоянного и переменного тока 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о судовых вспомогательных механизмах. Электрооборудование ЭП СВМ 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Управление ЭП осушительного, топливоподкачивающего насосов 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Управление ЭП компрессора пускового воздуха 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2. Электроприводы вспомогательных механизмов 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. Исследование работы ЭП компрессора. Изучение схем управления ЭП СВМ 

6
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Электроприводы рулевых устройств. Назначение и классификация рулевых электроприводов. Моменты на баллере руля. Системы управления РЭП. Особенности эксплуатации РЭП. Требования РРР и МК ПДНВ 78/95 к обслуживанию РЭП 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Электромеханический рулевой привод. Схема управления электромеханического  рулевого привода

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3. Электроприводы рулевых устройств 
Лекция (урок):

3. Электрогидравлический рулевой привод. Схема управления электрогидравлического рулевого привода 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Электроприводы успокоителей качки 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Электроприводы систем кренования и дифферента 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4. Электроприводы специального назначения
Лекция (урок):

3. Электроприводы подруливающих устройств 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Нагрузочные диаграммы. Характеристика силового оборудования 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Схемы управления электроприводом якорно-швартовных устройств 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Схемы управления автоматических швартовных лебедок 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

4. Особенности эксплуатации ЯШУ. Требования РРР и к обслуживанию ЯШУ. 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

5. Электроприводы буксирных устройств.

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

6. Общие сведения. Нагрузочные диаграммы 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

7. Системы управления электроприводом буксирных устройств 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5. Электроприводы якорно-швартовных устройств
Лекция (урок):

8. Схемы систем управления. Особенности эксплуатации 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Электроприводы грузоподъемных механизмов. Общие сведения. Нагрузочные диаграммы 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Системы управления 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Схемы систем управления 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6. Электроприводы грузоподъемных механизмов 
Лекция (урок):

4. Особенности эксплуатации 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7. Характеристика электроприводов земснарядов 
Лекция (урок):

1. Системы электроприводов механизмов земснарядов 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Электроприводы механизмов рабочих перемещений 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Электроприводы механизмов дноуглубления 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

4. Электропривод оперативных лебедок 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

5. Электропривод (системы МУ Г-Д) черпаковой цепи 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

6. Электропривод системы лебедки рабочего перемещения 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7. Характеристика электроприводов земснарядов 
Лекция (урок):

7. Электропривод папильонажных лебедок земснаряда проекта Р36 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Автоматизация производственных процессов земснарядов 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Автоматизация электропривода оперативных лебедок 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Автоматизация технологического процесса земснаряда 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8. Автоматизация процессов на земснарядах 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. Исследование устройства и работы приборов технологического контроля

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Гребные электрические установки. Определение, классификация, применение  

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

2. Структура ГЭУ и системы главного тока. Особенности работы и схемы главного тока ГЭУ 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

3. Гребные электрические установки постоянного тока. Особенности конструкций гребных электрических машин 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

4. Схемы силовых цепей. Защита ГЭУ постоянного тока 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

5. Регулирование частоты вращения и торможения гребных электродвигателей 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

6. Системы возбуждения ГЭУ 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

7. Система Г-Д с автоматическим регулированием мощности 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 9. Гребные электрические установки 
Лекция (урок):

8. Режимы работы ГЭУ переменного тока 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

9. Гребные электродвигатели переменного тока применяемые в ГЭУ – особенности, недостатки Пуск и реверсирование гребного двигателя 

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

10. Обслуживание ГЭУ. Защита ГЭУ переменного тока 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

11. Особенности ГЭУ двойного рода тока 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

12. ГЭУ с неуправляемыми выпрямителями.  

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

13. ГЭУ с управляемыми выпрямителями 

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 9. Гребные электрические установки 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. Исследование особенностей работы электрических машин, применяемых в ГЭУ

2
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Курсовое проектирование:Расчет рулевого электропривода 
22
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
Самостоятельная работа:

Механика электропривода. Режимы работы электродвигателей в электроприводе

Электроприводы успокоителей качки;  систем кренования и  дифферента; подруливающих устройств.

Гребные электрические установки постоянного тока. Режимы работы ГЭУ переменного тока

1
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых электроприводов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.