ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых электроприводов»
26.02.06 – Раздел 1.02. – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых электроприводов»
26.02.06 – Раздел 1.02. – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых электроприводов»
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых электроприводов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых электроприводов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К1.2 Наблюдение за работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К2.2 Техническое обслуживание и ремонт систем автоматики и управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К2.4 Техническое обслуживание и ремонт электрических, электронных систем и систем управления палубными механизмами и грузоподъемным оборудованием
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация судовых электроприводов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 109 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекция (урок):
1. Механика электропривода. Уравнение движения электропривода, приведение движения элементов электропривода к валу электродвигателя. Переходные процессы электропривода. Механические характеристики исполнительных механизмов. Естественные и искусственные механические и электромеханические характеристики ЭД. Режимы работы электродвигателей в электроприводе. Расчет мощности. Выбор электродвигателя
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Способы пуска, регулирование угловой скорости и реверсирование ДПТ. Тормозные режимы двигателей постоянного тока.
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Способы пуска, регулирование угловой скорости и реверсирование двигателей переменного тока. Тормозные режимы АД.
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 1. Аппаратура управления электроприводом и испытание магнитных пускателей. Исследование способов управления ЭД
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 1. Теоретические основы электропривода
Лекция (урок):
4. Системы управления электроприводами. Классификация электрических схем. Принцип построения и изображения электрических схем.
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
5. Способы управления электроприводами; схемы ручного управления электроприводами; контакторные, контроллерные и командо-контроллерные схемы управления. Элементы и схемы автоматизированных систем управления судовыми электроприводами Автоматизация электроприводов с использованием логических элементов
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
6. Защита электроприводов, требования, предъявляемые к защитным устройствам; виды защиты, выбор защиты систем управления электроприводами
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 2. Изучение коммутационно-защитной аппаратуры судовых электроприводов
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
7. Электропривод системы генератор-двигатель; регулирование угловой скорости и ограничение тока перегрузки; Электропривод системы генератор-двигатель для генератора с тремя обмотками возбуждения; регулирование угловой скорости и ограничение тока перегрузки; обратные связи в системах управления
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 1. Теоретические основы электропривода
Лекция (урок):
8. Вентильный электропривод, принцип работы, преимущества использования. Тиристорные преобразователи в судовом электроприводе. Принцип действия и схемы управления тиристорными преобразователями в электроприводах постоянного и переменного тока
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Общие сведения о судовых вспомогательных механизмах. Электрооборудование ЭП СВМ
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Управление ЭП осушительного, топливоподкачивающего насосов
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Управление ЭП компрессора пускового воздуха
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 2. Электроприводы вспомогательных механизмов
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 3. Исследование работы ЭП компрессора. Изучение схем управления ЭП СВМ
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Электроприводы рулевых устройств. Назначение и классификация рулевых электроприводов. Моменты на баллере руля. Системы управления РЭП. Особенности эксплуатации РЭП. Требования РРР и МК ПДНВ 78/95 к обслуживанию РЭП
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Электромеханический рулевой привод. Схема управления электромеханического рулевого привода
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 3. Электроприводы рулевых устройств
Лекция (урок):
3. Электрогидравлический рулевой привод. Схема управления электрогидравлического рулевого привода
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Электроприводы успокоителей качки
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Электроприводы систем кренования и дифферента
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 4. Электроприводы специального назначения
Лекция (урок):
3. Электроприводы подруливающих устройств
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Нагрузочные диаграммы. Характеристика силового оборудования
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Схемы управления электроприводом якорно-швартовных устройств
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Схемы управления автоматических швартовных лебедок
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
4. Особенности эксплуатации ЯШУ. Требования РРР и к обслуживанию ЯШУ.
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
5. Электроприводы буксирных устройств.
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
6. Общие сведения. Нагрузочные диаграммы
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
7. Системы управления электроприводом буксирных устройств
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 5. Электроприводы якорно-швартовных устройств
Лекция (урок):
8. Схемы систем управления. Особенности эксплуатации
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Электроприводы грузоподъемных механизмов. Общие сведения. Нагрузочные диаграммы
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Системы управления
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Схемы систем управления
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 6. Электроприводы грузоподъемных механизмов
Лекция (урок):
4. Особенности эксплуатации
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 7. Характеристика электроприводов земснарядов
Лекция (урок):
1. Системы электроприводов механизмов земснарядов
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Электроприводы механизмов рабочих перемещений
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Электроприводы механизмов дноуглубления
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
4. Электропривод оперативных лебедок
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
5. Электропривод (системы МУ Г-Д) черпаковой цепи
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
6. Электропривод системы лебедки рабочего перемещения
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 7. Характеристика электроприводов земснарядов
Лекция (урок):
7. Электропривод папильонажных лебедок земснаряда проекта Р36
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Автоматизация производственных процессов земснарядов
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Автоматизация электропривода оперативных лебедок
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Автоматизация технологического процесса земснаряда
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 8. Автоматизация процессов на земснарядах
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 4. Исследование устройства и работы приборов технологического контроля
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
1. Гребные электрические установки. Определение, классификация, применение
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
2. Структура ГЭУ и системы главного тока. Особенности работы и схемы главного тока ГЭУ
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
3. Гребные электрические установки постоянного тока. Особенности конструкций гребных электрических машин
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
4. Схемы силовых цепей. Защита ГЭУ постоянного тока
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
5. Регулирование частоты вращения и торможения гребных электродвигателей
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
6. Системы возбуждения ГЭУ
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
7. Система Г-Д с автоматическим регулированием мощности
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 9. Гребные электрические установки
Лекция (урок):
8. Режимы работы ГЭУ переменного тока
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
9. Гребные электродвигатели переменного тока применяемые в ГЭУ – особенности, недостатки Пуск и реверсирование гребного двигателя
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
10. Обслуживание ГЭУ. Защита ГЭУ переменного тока
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
11. Особенности ГЭУ двойного рода тока
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
12. ГЭУ с неуправляемыми выпрямителями.
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Лекция (урок):
13. ГЭУ с управляемыми выпрямителями
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Тема 9. Гребные электрические установки
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 5. Исследование особенностей работы электрических машин, применяемых в ГЭУ
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Курсовое проектирование:Расчет рулевого электропривода
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
Самостоятельная работа:
Механика электропривода. Режимы работы электродвигателей в электроприводе
Электроприводы успокоителей качки; систем кренования и дифферента; подруливающих устройств.
Гребные электрические установки постоянного тока. Режимы работы ГЭУ переменного тока
К1.1,К1.2,К2.1,К2.2,К2.4,К2.5,ОК 01.,ОК 02.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых электроприводов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.