2023-2024_26_02_06_51_22_1234-6217_osf_Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»
26.02.06 – Раздел 1.03. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – Раздел 1.03. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

- использования  нормативов технического обслуживания судового электрооборудования

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

- состав и устройство главного и аварийного распределительных щитов

Уметь:

- определять работоспособность синхронных генераторов

Иметь практический опыт:

- выбора и расчета параметров электрических генераторов и аппаратов

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин

Иметь практический опыт:

- выполнение мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных полей

К1.4 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1 000 вольт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок и ремонт электрического и электронного оборудования

Уметь:

- производить  замену неисправностей коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств

Иметь практический опыт:

- использование нормативов технического обслуживания судового электрооборудования

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

- производить  замену неисправностей коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств

Иметь практический опыт:

- обеспечение надежности и работоспособности

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

- виды энергетических установок судна

- основные агрегаты и вспомогательные механизмы, режимы их работы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- оценивать текущее состояние элементов и устройств

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые электроэнергетические системы

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых энергетических установок

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации

Иметь практический опыт:

- обеспечение надежности и работоспособности элементов судовых электрических установок

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электротехника и электроника
 
- Математика
 
- Материаловедение
 
- Электрические аппараты
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
- Цифровые устройства автоматики
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 91 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
90
46
44
В том числе: 
Лекционные занятия
50
32
18
Лабораторные занятия
18
14
4
Курсовое проектирование
22
22
Самостоятельная работа
1
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
КР
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
91
46
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Судовая электроэнергетическая система СЭЭС. Классификация, структура и состав судовых электростанций. Род тока и параметры

Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1000 вольт

Методы определения мощности судовых электростанций

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Источники, преобразователи, накопители электрической энергии. Генераторы постоянного и переменного тока. Валогенераторы

Параллельная работа генераторов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Аккумуляторы и зарядные устройства Требования Правил РРР к аккумуляторным батареям и аккум. помещениям

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Измерение плотности электролита в аккумуляторах

6
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

4. Перспективные источники электроэнергии на судах

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 1. Судовые электрические станции и их эксплуатация
Лекция (урок):

5. Требования Российского Речного Регистра к судовым источникам электроэнергии

Эксплуатация судовых электростанций

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

Коммутационная,  защитная и сигнальная аппаратура распределительных устройств

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 2. Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Изучение автоматических выключателей

8
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Сигнальная аппаратура распределительных устройств

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 3. Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
Лекция (урок):

2. Судовые электрораспределительные устройства

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Распределение электроэнергии

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 4. Судовые электрические сети и их эксплуатация
Лекция (урок):

2. Судовые кабели и провода Расчет и выбор и их защита

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Системы возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Автоматическое регулирования напряжения СГ с независимым возбуждением

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Автоматическое регулирования напряжения генераторов с самовозбуждением и тиристорными регуляторами

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 5. Автоматизация судовых электроэнергетических систем
Лекция (урок):

4. Структурная схема автоматизированной СЭС

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Блок синхронизации генераторов БСГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Автоматическое распределение активных нагрузок с использованием т.н.ведущего генератора

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

4. Функциональная схема блока распределения активных нагрузок генераторов БРНГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 6. Автоматизация судовых электростанций
Лекция (урок):

5. Датчик УРМ-35Д

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 6. Автоматизация судовых электростанций
Лекция (урок):

6. Распределение  реактивной нагрузки между параллельно работающими СГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Аварийные электрические станции

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Понятия о комплексной автоматизации судов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Организация технической эксплуатации СЭЭС

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 7. Комплексная автоматизация, техническая эксплуатация СЭЭС
Лекция (урок):

4. Безопасность при эксплуатации судовых электроэнергетических систем

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о судовом электрическом освещении

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Основные светотехнические величины

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Электрические источники света

Светильники и прожекторы

Сигнально-отличительные огни

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 8. Электрическое освещение
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3.  Сигнально-отличительные огни

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Судовые электронагревательные приборы.

Судовые отопительные приборы

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Тема 9. Электронагревательные приборы
Лекция (урок):

2. Техническое обслуживание электронагревательных приборов

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Курсовое проектирование:

Принципы построения и работы СЭЭС. Расчет, выбор и проверка ее отдельных элементов

22
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
Самостоятельная работа:

Система автоматического регулирования напряжения типа TUR.

Структурные схемы СЭС.

Система самовозбуждения и автоматического регулирования тока возбуждения генераторов типа МСС.

Светотехнические расчеты

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Российский Речной Регистр. Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ):. - , 2017. - 
 
2. Жадобин Н.Е., Крылов П.П. «ГИЕПАС»:микропроцессорная система управления судовой электроэнергетической установкой:Учебный справочник. - Элмор, 2020. - 
 
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования  [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html 
 
4. Л.Ф. Мокеров Энергетические установки и электрооборудование судов  [Электронный ресурс]:Методические рекомендации по выполнению практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97331.html 
 
5. А.Н.Пипченко  Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления :Учебное пособие. - ТЭС, 2016. - 
 
6. Малышев Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели:Учебное пособие. - ГУМРФ им.адм.Макарова , 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Судовой механик: справочник/авт. коллектив под ред Фока А.А. в 3-х томах.Том 3:. - , 2016. - 
 
2. Дейнего Ю.Г.  Судовой механик технический минимум +СД:. - , 2018. - 
 
3. Авдеев Б.А.  Элементы и функциональные устройства судовой автоматики:. - , 2018. - 
 
4. Алексеев Н.А., Виноградов А.А.  Судовые микропроцессорные системы управления:. - , 2017. - 
 
5. Е. В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html 
 
6. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты:. - , 2013. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.