ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды
Уметь:
- применять меры по борьбе с загрязнением и все связанное с этим оборудование
Иметь практический опыт:
- виды и химическую природу возгорания
- системы пожаротушения
Уметь:
- организовывать учения по борьбе с пожаром
Иметь практический опыт:
Уметь:
- организовывать учения по оставлению судна и обращаться со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и приспособлениями, а также с их оборудованием, включая радио-оборудование спасательных средств, спутниковые АРБ, поисково-спасательные транспондеры, гидрокостюмы и теплозащитные средства
Иметь практический опыт:
Уметь:
- примененять медицинские руководства и медицинские консультации, передаваемые по радио, включая умение принимать на их основе эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий
Иметь практический опыт:
- способы личного выживания
- способы предотвращения пожара
Уметь:
- бороться с огнем и тушить пожары
- применять приемы элементарной первой помощи
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в про-фессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Иметь практический опыт:
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности
Уметь:
- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы
Иметь практический опыт:
- мероприятий по обеспечению непотопляемости судна; методов восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна
Уметь:
- применять средства по борьбе за живучесть судна; применять средства по борьбе с водой
Иметь практический опыт:
- борьбы за живучесть судна
- порядка действий при авариях;
- мероприятий по предупреждению аварий и устранению последствий при авариях
Уметь:
- действовать при различных авариях;
- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
- устранять последствия различных аварий;
- пользоваться судовыми средствами подачи аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия
Иметь практический опыт:
- действий при авариях
- комплекса мер по предотвращению загрязнения окружающей среды
Уметь:
- применять средства по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды
Иметь практический опыт:
- организации и выполнения указаний по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды
часов
1. Цели освоения программы
2. Ознакомление с требованиями нормативных документов
1. Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия.
2. Источники риска и опасностей на море.
3. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ- 2013).
4. Потенциально возможные аварийные ситуации.
5. Первоначальные и последующие действия в ЧАС.
1. Требования МК СОЛАС-74 (Кодекса ЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам.
2. Содержание Кодекса ЛСА.
3. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству.
4. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам.
5. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам.
Лабораторная работа № 1. Использование спасательных средств, обычно имеющихся на судах
1. Средства приведения спасательной шлюпки в движение.
2. Работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов.
3. Оборудование спасательной шлюпки.
4. Снабжение спасательной шлюпки.
5. Оборудование спасательных плотов (надувных)
6. Назначение и использование аварийного радиобуя (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ.
7. Назначение и использование радиолокационного отражателя (транспондера) РЛО.
8. Назначение и использование УКВ радиостанции.
9. Назначение и использование компаса, шлюпочной карты.
10. Использование сигнальных средств в спасательной шлюпке (плоту) – парашютная ракета, фальшфейер, дымовая шашка, фонарь, гелиограф.
Практическая работа № 1. Оборудования спасательных шлюпок и плотов (З-1.3), местонахождения индивидуальных спасательных средств (З-1.4)
1. Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов.
2. Организация посадки в спасательные средства.
3. Спуск спасательной шлюпки.
4. Спуск спасательных плотов.
5. Оказание помощи человеку за бортом.
6. Отход от судна.
7. Судовые подготовки и учения.
Лабораторная работа № 2. Назначение индивидуальной защитной одежды и снаряжения
Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям
1. Первичные действия после оставления судна.
2. Действия командира спасательного средства.
3. Важность держаться вместе – подать концы друг другу.
4. Ориентировки и наблюдение в море.
5. Внутренние и внешние вахты.
6. Распорядок жизни на спасательном средстве.
7. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды.
8. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве.
9. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы.
1. Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр.
2. Типы и источники воспламенения.
3. Причины пожаров и их последствия.
4. Опасности при пожаре.
5. Распространение пламени на судне.
6. Необходимость постоянной бдительности.
7. Классификация пожаров.
8. Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства – недостатки).
1. Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74).
2. Комплекс противопожарной защиты судов. Конструктивная защита.
3. Основные конструктивные принципы пожаротушения.
4. Перекрытия класса A, B и C. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими. Активная противопожарная защита.
5. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма.
6. Организационно-технические и предупредительные мероприятия.
7. Предотвращение пожара и взрыва. Расположение противопожарных средств и аварийных путей эвакуации.
8. Активная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС- 74).
9. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма. Стационарные средства пожаротушения и огнетушащие вещества.
10. Назначение, состав, принцип действия системы водяного пожаротушения, пенного тушения, углекислотного тушения (газотушения), порошкового тушения.
11. Спринклерная система. Кодекс по противопожарным системам.
12. Противопожарное снабжение.
13. Назначение и использование переносных пенных огнетушителей, углекислотных огнетушителей, порошковых огнетушителей.
14. Использование пожарных рукавов, стволов и насадок.
Тактика тушения пожаров с использованием переносных огнетушителей.
1. Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах.
2. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром. Место сбора.
3. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту).
4. Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром.
Лабораторная работа № 3. Расположения противопожарных средств и путей эвакуации
1. Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного.
2. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении.
3. Тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи воды, с помощью пены, порошка.
4. Вхождение и прохождение через помещения, в которые была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата.
5. Тушение нефтяных пожаров.
Практическая работа № 3. Противопожарное оборудование и расположение его на судне
1. Принцип применения противопожарного оборудования
2. Использование различных типов переносных огнетушителей
3. Автономные дыхательные аппараты
1. Анатомия человека и функции организма.
2. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности.
3. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи.
Лабораторная работа № 5. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи
1. Выполнение действий при авариях.
2. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним.
3. Готовность к аварийным ситуациям.
4. Судовой план действий в ЧАС.
5. Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги.
6. Расписание по тревогам, действия членов экипажа по ним.
7. Каютная карточка.
8. Правильное использование снаряжения личной безопасности.
9. Инструктажи и учения на судне.
10. Знание путей эвакуации.
11. Аварийно-предупредительная сигнализация и системы внутрисудовой связи.
1. Основные критерии непотопляемости судна.
2. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость.
3. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений.
4. Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости.
5. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель).
6. Назначение аварийного снабжения.
Практическая работа № 4. Выполнение действий при обнаружении поступления воды действовать в случае получения пробоины и поступления воды
1. Важность постоянного выполнения требований техники безопасности.
2. Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение).
3. Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях.
4. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения.
5. Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда (Кодекс Правил МОТ).
Лабораторная работа № 6. Использование спецодежды и снаряжения
1. Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду.
2. Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1).
3. Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ).
4. Понятие «особый район».
5. Категории мусора, разрешенного к сбрасыванию в море. Основные положения о сбрасывании пищевых отходов.
6. Сбор бытовых отходов на судне. Сдача мусора перед выходом судна из порта.
7. Основные положения МК МАРПОЛ относительно сжигания отходов на борту судна.
8. Основы судовых процедур защиты окружающей среды.
9. Основы знания сложности и разнообразия морской окружающей среды.
1. Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне.
2. Стандартные фразы ИМО для общения на море.
3. Межнациональные отношения и пути их разрешения.
4. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм.
5. Организация экипажа судна. Контроль за работой и дисциплиной.
6. Требования руководящих документов по дисциплинарной практике.
7. Дисциплинарные поощрения и взыскания.
8. Права Капитана судна. Правила поведения при повседневной работе, и при аварийных ситуациях.
9. Основные принципы и практика совместной работы.
10. Общественные обязанности на судне. Требования компаний, международные и национальные требования.
11. Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью. Правильная организация вахтенной службы.
12. Воздействие экологических факторов, вызывающих стресс на судне и вне судна, а также их воздействие на моряков.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.