2023-2024_26_02_03_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Теория и устройство судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.03 – ОП.06. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.06. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Колтун В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.4 Использование спасательных средств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Механика
 
- Морская практика
 
- Работа с судовыми устройствами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
82
24
58
В том числе: 
Лекционные занятия
60
20
40
Практические занятия
22
4
18
Самостоятельная работа
8
8
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
32
76
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Тема 1.1 Типы судов, их классификация и особенности
Лекция (урок):

Типы судов, их классификация и особенности

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.1 Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна
Практическое занятие:

Практическая работа: № 1 Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна

0,5
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.1 Типы судов, их классификация и особенности
Самостоятельная работа:

1. Изучение определений мореходных и эксплуатационных качеств судна с записью в конспект;

2. Составление схемы классификации судов по назначению;

3. Изучение истории развития отечественного флота, роли флота в решении отраслевых и государственных задач, характеристики судостроительной науки и предмета курса.

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Прочность и конструкция корпуса судна

6
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Практическая работа: № 2 Прочность и конструкция корпуса судна.

0,5
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.2 Прочность и конструкция корпуса судна
Самостоятельная работа:

Вычертить виды форштевней и ахтерштевней судна

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Лекция (урок):

Судовые помещения

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Практическое занятие:

Практическая работа: № 3 Судовые помещения

0,5
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Оборудование и снаряжение судов

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.4 Оборудование и снаряжение судов
Практическое занятие:

Практическая работа: № 4 Оборудование и снаряжение судов.

0,5
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Судовые устройства

6
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Самостоятельная работа:

Изучить устройство гравитационных шлюпбалок и вычертить их схему в конспект

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.5 Судовые устройства
Практическое занятие:

Практическая работа: № 5. Судовые устройства.

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Общесудовые системы

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.6 Общесудовые системы
Практическое занятие:

Практическая работа: № 6. Общесудовые системы.

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.7 Правила российского морского регистра судоходства и требования к техническому состоянию судна и техническим средствам. 
Лекция (урок):

Правила российского морского регистра судоходства и требования к техническому состоянию судна и техническим средствам. Основные документы по безопасности эксплуатации судна

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Организация технического обслуживания

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.8 Организация технического обслуживания
Самостоятельная работа:

Изучение разделов Правил Морского регистра по вопросам технической эксплуатации корпуса судна, судовых систем, устройств и механизмов.

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 1.9 Методы и техника диагностики состояния и дефектации корпуса технических средств. 
Лекция (урок):

Методы и техника диагностики состояния и дефектации корпуса технических средств. Технология, оснастка, оборудование и инструменты для выполнения типовых работ по техническому обслуживанию и ремонту судов

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Раздел 2. ТЕОРИЯ СУДНА
 
Лекция (урок):

Понятие о геометрии корпуса судна

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.1 Понятие о геометрии корпуса судна
Практическое занятие:

Практическая работа: № 7 Понятие о геометрии корпуса судна.

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Плавучесть судна

3
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.2 Плавучесть судна
Практическое занятие:

Практическая работа: №8 Плавучесть судна

3
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.3 Поперечная остойчивость
Лекция (урок):

Поперечная остойчивость

12
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.3 Остойчивость судна
Практическое занятие:

Практическая работа: №9 Остойчивость судна.

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.4 Продольная остойчивость судна и дифферент
Лекция (урок):

Продольная остойчивость судна и дифферент.

7
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.4 Продольная остойчивость судна
Практическое занятие:

Практические занятия: №10 Продольная остойчивость судна.

3
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Непотопляемость судна

10
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.5 Непотопляемость судна
Практическое занятие:

Практические занятия: №11 Непотопляемость судна.

3
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Ходкость и движители.

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.6 Ходкость и движители
Практическое занятие:

Практическая работа: №12 Ходкость и движители.

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

Управляемость судна.

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.7 Управляемость судна
Практическое занятие:

Практические занятия: № 13 Управляемость судна.

3
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.8 Качка
Лекция (урок):

Качка

2
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
Тема 2.8 Качка судна
Практическое занятие:

Практические занятия: № 14 Качка судна.

1
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.-Николаев Мореходные качества корабля: Ч.1 Основы теории Раздел 1. Статика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
2. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.- Николаев Мореходные качества корабля: Часть.1 Основы теории Раздел 2. Динамика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
3. В.Б.Жинкин Теория и устройство корабля:Учебник для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. А.Я.Король Теория и устройство судна. Разделы: «Геометрия, статика и прочность корабля»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
3. А.Я.Король Мореходные качества судна. Разделы: «Непотопляемость, качка, сопротивление воды, движители и прочность судна»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
4. А.Б. Володин, Е.И. Фомин Грузовой план судна [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76708.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.