2023-2024_26_02_05_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Материаловедение
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
26.02.05 – ОП.04. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.04. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Материаловедение» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бондаренко Н.Б.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Материаловедение»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- ручной инструмент, станки и измерительный инструмент для изготовления деталей и ремонта на судне

- свойства материалов, используемых в производстве судов, включая металлы, полимеры, композитные материалы и керамику;

- технологии производства различных элементов и систем оборудования для судов, включая механическую обработку, литье, штамповку, сварку и термическую обработку

Уметь:

- пользоваться ручным и измерительным инструментом;

- пользоваться станками;

- изготавливать детали;

- выполнять ремонт машин и механизмов на судне

Иметь практический опыт:

- использования станков, ручного и измерительного инструмента;

- изготовления деталей и ремонта на судне

К 1.8 Надлежащее использование ручных инструментов, станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- источники информации, информационные технологии, современные средства поиска и анализа информации;

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оформлять результаты поиска;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Материаловедение» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Механика
 
- Теория и устройство судна
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Электротехника и электроника
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (судоремонтная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
50
50
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов
 
Лекция (урок):

1. Вещества аморфные и кристаллические. Строение металлов. Кристаллизация металлов.

2. Дефекты кристаллического строения.

3. Свойства металлов

3
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 1.1 Структура и свойства материалов
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Ознакомление с методикой измерения твердости по Роквеллу и Бринеллю

2
К 1.8,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Понятия о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов

2. Диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. Построение диаграммы двойных сплавов

3. Железо и его соединения с углеродом. Диаграмма состояния Fe – Fe3C (железо-цементит)

4. Характеристика диаграммы состояния железо-цементита, ее критические точки и линии

4
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Анализ диаграммы состояния железо-цементита

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 1.3 Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов

Лекция (урок):

1. Определение и классификация видов термической обработки. Превращение в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Оборудование, применяемое при термической обработке. Влияние термической обработки на структуру и свойства материалов и сплавов

2. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов. Цементация и азотирование стали и их применение на деталях судовых дизелей и вспомогательных механизмов. Структура и свойства металлов после химико-термической обработки

5
К 1.8,ОК 02.
 
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино- и приборостроении
 
Лекция (урок):

1. Общие требования, предъявляемые к конструкционным и эксплуатационным материалам. Классификация конструкционных материалов

2. Структура, свойства, маркировка по ГОСТ и применение серового, высокопрочного и ковкого чугунов

3. Углеродистые стали, их классификация и технические характеристики. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали. Применение углеродистых сталей в судостроении

4. Легированные стали, их классификация. Влияние легирующих компонентов на свойства стали. Маркировка и область их применения

5
К 1.8,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Изучение свойств, структуры чугунов

1
К 1.8,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Изучение структуры и свойств углеродистых сталей

1
К 1.8,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5. Определение марки стали методом пробы на искру

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.1 Конструкционные и эксплуатационные материалы

Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Расшифровка марок черных металлов

2
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.2 Материалы с особыми технологическими свойствами

Самостоятельная работа:

1. Классификация сталей с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической  пластичностью и свариваемостью.

2. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами.

3. Общая характеристика, свойства и классификация меди и медных сплавов: латуни и бронзы

1
К 1.8,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Материалы, устойчивые к абразивному изнашиванию: свойства, классификация, маркировка и область применения  

2. Антифрикционные материалы: их классификация, свойства, применение металлических и неметаллических материалов

3. Сущность явлений, происходящих в материалах в условиях эксплуатации

2
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.3 Износостойкие материалы
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. Изучение структуры и свойств баббитов

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.4 Материалы с высокими упругими свойствами
Лекция (урок):

1. Материалы с высокими упругими свойствами: классификация, состав, особенности термической обработки, свойства

2. Рессорно-пружинные стали

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.5 Материалы с малой плотностью
Лекция (урок):

1. Сплавы на основе алюминия: свойства, классификация, маркировка, применение.

2. Сплавы на основе магния: свойства, классификация, маркировка, применение

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.6 Материалы с высокой удельной прочностью
Самостоятельная работа:

1. Титан и сплавы на его основе. Свойства титана, общая характеристика и классификация титановых сплавов, особенности обработки

2. Бериллий и сплавы на его основе: общая характеристика, классификация, применение и особенности обработки

1
К 1.8,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Коррозия металлов и ее виды. Химическая и электрохимическая коррозия, сущность процессов разрушения.

2. Основные способы защиты деталей машин и конструкций от коррозии. Особенности химического состава и свойств коррозионно-стойких материалов.

3. Коррозионно-стойкие материалы и покрытия.

4. Жаростойкие, жаропрочные и хладостойкие материалы

4
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.7 Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 8. Расшифровка марок цветных металлов

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 2.8 Неметаллические материалы
Лекция (урок):

1. Простые и сложные пластмассы, их классификация, свойства, достоинства и недостатки. Применение в промышленности и на транспорте.

2. Каучук. Процесс вулканизации. Материалы на основе резины. Применение в судостроении

3. Древесина, ее основные свойства. Разновидности древесных материалов

3
К 1.8,ОК 02.
 
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами
 
Тема 3.1 Материалы с особыми магнитными свойствами
Лекция (урок):

1. Классификация материалов по магнитным характеристикам и свойствам

2. Низко и высоко частотные магнитно-мягкие материалы

3. Магнитно-твердые материалы

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 3.2 Материалы с особыми тепловыми свойствами
Лекция (урок):

Классификация, маркировка и свойства материалов с особыми тепловыми свойствами

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 3.3 Материалы с особыми электрическими свойствами
Самостоятельная работа:

1. Классификация материалов с особыми электрическими свойствами

2. Материалы с высокой электрической проводимостью, полупроводниковые материалы, диэлектрики

1
К 1.8,ОК 02.
 
Раздел 4. Инструментальные материалы
 
Тема 4.1 Материалы для режущих и измерительных инструментов
Лекция (урок):

1. Материалы для режущих инструментов. Классификация, марки, область применения

2. Стали для измерительных инструментов. Классификация, марки, область применения

4
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 4.2 Стали для инструментов обработки металлов давлением
Лекция (урок):

Классификация, обозначение, состав и основные свойства сталей для обработки деталей давлением

1
К 1.8,ОК 02.
 
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы
 
Тема 5.1 Порошковые материалы
Лекция (урок):

Получение изделий их порошков. Свойства  и применение порошковых материалов в промышленности

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 5.2 Композиционные материалы
Самостоятельная работа:

Композиционные материалы: классификация, строение, применение, свойства, достоинства и недостатки

1
К 1.8,ОК 02.
 
Раздел 6. Основные способы обработки материалов
 
Тема 6.1 Литейное производство
Лекция (урок):

1. Назначение и сущность литейного производства

2. Специальные виды литья

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 6.2 Обработка металлов давлением
Лекция (урок):

1. Сущность процесса обработки металлов давлением. Прокатка, волочение, прессование

2. Свободная ковка, горячая объемная штамповка, холодная штамповка

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 6.3 Обработка металлов резанием
Лекция (урок):

1. Методы обработки резанием.

2. Классификация металлорежущих станков, их характеристики

3. Точение. Устройство токарно-винторезного станка. Инструмент. Основные работы, выполняемые на токарных станках. Технологические процессы обработки

4. Сверление. Устройство вертикально-сверлильного станка. Инструмент, применяемый при сверлении

1
К 1.8,ОК 02.
 
Тема 6.4 Процессы формирования разъемных и неразъемных соединений
Лекция (урок):

1. Классификация соединений, выполняемых при сборке машин и механизмов.

2. Методы осуществления разъемных и неразъемных соединений. Сварочное производство

1
К 1.8,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Материаловедение» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. Г. Мельников, И. А. Хворова, Е. П. Чинков Материаловедение [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Профобразование, 2021. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/99930 
 
2. Г. П. Фетисов  Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -  – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/428896 
 
3. О. В. Пасютина Материаловедение [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84885.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. С. И. Богодухов, А. Д. Проскурин, Е. А. Шеин, Е. Ю. Материаловедение [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/91890.html 
 
2. Г.Г.Бондаренко, Т.А.Кабанова, В.В.Рыбалко Материаловедение:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.