2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Маркетинг_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Маркетинг»
23.03.01 – Б1.О.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Маркетинг»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Маркетинг»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Маркетинг» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Степеннова И.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Маркетинг»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы экономики, макро и микро экономику

Уметь:

Владеть:

УК-10.1 Знать основы экономики, макро и микро экономику
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять экономические знания в различных областях жизнедеятельности

Владеть:

УК-10.2 Уметь применять экономические знания в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- экономическими методами для принятия и оценки решений в различных областях жизнедеятельности

УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.3 Владеет экономическими методами для принятия и оценки решений в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Маркетинг» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Менеджмент
 
- Психологические особенности управления на транспорте
 
- Экономика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
 
- Организация транспортных услуг
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
48
48
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1. Социально-экономическая сущность маркетинга 
Лекционные занятия:

Понятие маркетинга.

Эволюция содержания маркетинга и эволюция его форм. Концепция интенсификации коммерческих усилий.

Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара.

Концепция маркетинга.

Концепция социально–этического маркетинга.

Сущность современной концепции маркетинга. Цели и основные функции системы маркетинга. Основные принципы маркетинга.

Соотношение интересов предприятий и общества.

Предпринимательство и проблемы повышения уровня жизни.

Основные понятия в маркетинге. Запрос. Нужда.

Потребность. Обмен. Товар.

Сделка. Рынок. Управление маркетингом.

Общая теория конкурентной рациональности. Микротеория конкурентной рациональности: удовлетворение потребителя; сокращение издержек; эффективное принятие решений.

Схема маркетинговой деятельности предприятия: анализ рынка; анализ предприятия; разработка стратегии; оперативный маркетинг и контроль. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: курсант должен усвоить, что маркетинг является методом управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Понимать логику этапов развития концепций маркетинга; разбираться в понятиях «спрос», «потребность», «нужда».

Уметь раскрыть понятия функций, принципов, методов, субъектов и объектов маркетинга. Уметь представлять основные элементы схемы маркетинговой деятельности предприятия. Знать типы и основные черты экономических систем.

Показать их наличие в современном мире.

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 1. Социально-экономическая сущность маркетинга 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Модель предприятия и окружающей среды в маркетинге. Понятие контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинга.

Понятие макроуровня окружающей среды предприятия. Элементы макросреды: технология; социально–культурный уровень; экономика; право и география страны.

Понятие микроуровня окружающей среды предприятия. Элементы микросреды: покупатели; конкуренты; поставщики; посредники; торговля. Анализ внутренних возможностей предприятия.

Решения, принимаемые высшим руководством фирмы: область деятельности предприятия, вид владения; общие цели; положение службы маркетинга на предприятии, корпорационная культура.

Решения, принимаемые службой маркетинга предприятия: сегменты рынка; организационная структура службы маркетинга; разработка стратегии маркетинга; претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Принятие решений в маркетинге.

Межфункциональные команды по принятию решений. Понятие глобальных маркетинговых решений. Содержание годового маркетингового плана. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: в процессе изучения темы курсанты должны уяснить: что представляет предприятие с точки зрения рынка и обмена. Уметь раскрыть содержание таких понятий как «контролируемые» и «не контролируемые» факторы внешней среды предприятия.

Понимать логику взаимосвязи внутренних и внешних факторов среды предприятия, объяснить необходимость анализа состояния и перспектив развития факторов среды предприятия, проблему выбора и смысл кривой производственных возможностей. Разобраться с теорией межфункциональных команд в системе принятия маркетинговых решений.

Уметь анализировать и выявлять факторы среды предприятия. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 2. Модель предприятия и окружающей среды в системе маркетинга
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Понятие рынка покупателей.

Основные элементы анализа рынка покупателей: объект покупки; субъект покупки; операции, совершаемые покупателем; время покупки; место покупки.

Основные классификации товаров на потребительском рынке. Основные и дополнительные свойства товаров.

Субъекты потребительского рынка. Факторы, влияющие на поведение субъектов рынка.

Семьи потребителей и их характеристики. Модели поведения покупателей: "Общая модель" и модель "Принятия решений". Модель процесса покупки и ее основные этапы. Решения покупателя при покупке товара. Закон "О защите прав потребителей" и консьюмеризм в России.

Понятие мотивации.

Характеристика процесса покупки товара с точки зрения мотиваций. Методы анализа мотиваций: индивидуальные беседы; экстенсивные беседы, методы клинической психологии, семантический дифференциатор.

Опрос потребителей как метод исследования рынка потребителей. Составляющие опроса: постановка целей и задач, определение выборки; определение метода опроса; разработка анкеты; проведение опроса; анализ результатов и написание отчета. Понятие выборки, ее виды и методы определения.

Типы вопросов, используемых в анкетах. Методы опроса.

Формы предоставления полученных данных опроса.

Закон "О защите прав потребителей". 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить сущность потребительского рынка, его особенности и структуру.

Разобраться с такими категориями как «покупательское поведение», его свойствами и противоречиями; Понять особенности методов изучения потребительского рынка. Рассказать о необходимости изучения мотивации поведения покупателей и используемых для этого методах.

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 3. Потребительские рынки и поведение покупателей. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

3
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Понятие промышленного рынка. Основные элементы анализа данного рынка.

Особенности промышленного рынка и его отличие от потребительского рынка. Цель маркетинга на промышленном рынке и основные принципы этого рынка. Стратегия маркетинга на данном типе рынка. Основные элементы разработки стратегии: поиск возможностей развития с учетом технического, трудового и финансового потенциала предприятия; установление средне– и долгосрочных целей с учетом прогнозируемой ситуации на рынке и возможностей фирмы; определение бюджета и планирование политики в средне– и долгосрочном периоде с целью реализации поставленных задач.

Элементы оперативного маркетинга на промышленном рынке. Особенности маркетингового контроля на рынке.

Особенности продукции промышленного назначения.

Типы продуктов промышленного назначения: сырье, полуфабрикаты; комплектующие детали и узлы, тяжелое оборудование, легкое оборудование, предметы потребления для промышленности и промышленные услуги.

Характеристика субъектов промышленного рынка и их особенности.

Модель процесса покупки на промышленном рынке и ее основные этапы: возникновение, осознание и формулирование потребности; определение характеристик продукта, необходимого для удовлетворения потребности; поиск поставщиков; рассмотрение предложений и предварительные переговоры; окончательный выбор поставщика; оценка продукта.

Характеристика и особенности принятия решения о покупке на промышленном рынке.

Методы анализа данного рынка: анализ нормативных документов; анализ мотивации и поведения потребителей; анализ выпускаемых и реализуемых товаров.

Особенности мотивации и поведения покупателей на промышленном рынке. Характер анкетирования в этой сфере. Характеристика этапов анкетирования: определение задач; сбор информации внутри предприятия и за его пределами; предварительные контакты; анализ первых результатов; собственно анкетирование; применение полученных данных.

Модели поведения покупателей на промышенном рынке: модель Байгрида, модель Левитта, модель Р.

Кардозо, модель Шета. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 4. Промышленн ый рынок и особенности поведения покупателей от имени предприятия
Практические занятия:

Цель: изучая тему, курсант должен усвоить особенности промышленного рынка, структуры анализа рынка. На основе полученных знаний понимать особенности поведения покупателей рынка, мотивацию поведения покупателей, уметь применять модели поведения покупателей на практике.

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 4. Промышленн ый рынок и особенности поведения покупателей от имени предприятия
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

3
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Необходимость и сущность политики сегментирования рынка, возможности и методы данной стратегии. Критерии и модели сегментации рынка: сегментация по выгодам; по жизненному циклу и образу жизни; по потребительским ситуациям; по потребительским представлениям о товаре; на основе правил выбора; по приверженности торговой марке; по чувствительности к цене.

Сегментирование промышленных рынков.

Сегментация промышленных рынков предприятий с использованием стандартной классификации отраслей.

Сегментация по способу совершения покупок: закупки по наименьшей из предложенных цен; снабжение из одного источника. Система общественных связей и сегментация рынков предприятий. Ограничения сегментации рынка.

Анализ потребителей на зарубежных рынках.

Выбор целевого сегмента рынка и критерии его отбора.

Показатели привлекательности рынка и отрасли. Анализ параметров целевого сегмента.

Сущность позиционирования товара на рынке. Виды стратегии позиционирования: составление карты конкурентных позиций; атака на конкурентную позицию и ее защита; оборонительное позиционирование товара.

Проблемы позиционирования товара на мировых рынках. 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить основы стратегии сегментирования и её составляющие элементы; должны уметь рассчитать показатели целевого сегмента рынка; уметь построить «многоугольник конкурентоспособности»; уметь выбрать метод позиционирования предприятия в конкретной ситуации. 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 5. Сегментирова ние рынка. Особенности сегментирова ния на различных рынках
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

3
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Теоретические модели рынка.

Модель "пять сред".

Аналитические модели. Сбор данных о рынке. Методы сбора информации о рынке: контакты с потребителями; торговые выставки; копирование образцов; отчеты конкурентов; правительственные и отраслевые отчеты, информационные бюллетени; компьютерные базы данных; системы поддержки решений; фокус группы.

Анализ конкуренции.

Структура конкуренции: анализ рыночной доли, сдвиг влияния и конкурентоспособность.

Опасности, идущие от новых конкурентов. Аудит текущих конкурентов. Прогноз поведения конкурента. Анализ конкуренции на иностранных рынках. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Самостоятельная работа:

Цель: курсанты должны усвоить структуру конкуренции; методы формирования конкурентных преимуществ. Уметь анализировать процесс производства и его результат.

Понимать природу и виды издержек, важностью данного показателя для устойчивости фирмы. Понять содержание и роль прибыли, рентабельности, факторы их роста. Основываясь на полученных знаниях, курсанты должны уметь применить их к своей будущей профессии, в частности, повышения прибыльности и рентабельности на морском транспорте. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 6. Модели рынка и создание модели конкуренции на рынке 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

3
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Понятие и виды спроса.

Факторы, влияющие на спрос.

Характеристика различных состояний спроса в маркетинге: отрицательный спрос; отсутствие спроса; скрытый спрос; падающий спрос; нерегулярный спрос; полноценный спрос; чрезмерный спрос; нерациональный спрос.

Основные методы измерения спроса на уровне предприятия. Рыночный спрос на товар и спрос на товар данной фирмы. Потенциал и прогноз спроса. Кривая рыночного спроса на товар.

Спрос на товар фирмы и способы его расчета.

Методы оценки текущего спроса: метод оценки общей емкости рынка; метод оценки территориальной емкости рынка (метод суммирования рынков, метод расчета, индекса покупательной способности).

Методы оценки перспективного спроса. Опрос покупателей как метод оценки перспективного спроса и способы его применения.

Варианты применения метода.

Метод оценок сбытовых агентов; преимущества, недостатки и варианты применения данного метода.

Метод экспертных оценок: способы применения, преимущества и недостатки.

Метод рыночного тестирования. Метод разложения временных рядов и его основные компоненты: тренд, цикл, сезонность, нерегулярные события.

Статистические методы оценки перспективного спроса.  

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: курсанты должны усвоить систему понятий различных типов и видов рынков, их структуру, функции, особенности спроса на различных рынках и предложения. Понимать связь между ресурсами и доходами их владельцев. На этой основе показать конкретные виды доходов на ресурсы: заработную плату, прибыль ставку, процента и ренту.

Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать происходящее в окружающей действительности процессы. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 7. Рыночный спрос на товар и спрос на товары данного предприятия.

Методы расчета текущего и перспективно го спроса. 

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 8. Товарная политика предприятия с точки зрения маркетинга: особенности и основные элементы. 
Лекционные занятия:

Понятие товара, его основные и дополнительные свойства.

Товар как инструмент конкурентной борьбы.

Особенности товарной политики в маркетинге.

Ассортимент товаров и его виды: товарный, торговый, производственный, широкий и узкий ассортимент. Основные показатели ассортимента: ширина, глубина, обновляемость, устойчивость, гармоничность, сопоставимость.

Основные элементы товарной политики предприятия.

Необходимость и сущность функционального анализа стоимости товара. Анализ популярности продукта и виды популярности. Образ продукта. Производство марочных товаров. Понятие марки товара, марочного знака и товарной марки.

Решение об использовании марок или многомарочного подхода. Упаковка товара, ее функции, свойства, виды.

Маркетинговые требования, предъявляемые к упаковке.

Цена как элемент товарной политики предприятия.

Разработка названия продукта.

Требования, предъявляемые к названию. Методика разработки названия.

Выработка искусства сбыта товара. Маркировка товара.

Разработка логотипа фирмы и его использование в маркировке. Требования к маркировке и ее основные элементы. Потребительская и транспортная маркировка.

Правовая база производства марочных товаров. Механизм получения лицензий на право пользоваться товарным знаком.

Необходимость товарных инноваций в маркетинге.

Понятие нового товара в маркетинге: действительно новые товары, модернизация товара, модификация товара, старый товар на новом рынке.

Типы покупателей новой продукции и их количество.

Способы разработки новых товаров. Приобретение новых продуктов и его особенности.

Цели политики разработки новых продуктов. Виды стратегии выбора продукта.

Оценочные показатели новой продукции.

Продуктовые инновации и их цикл: формирование идей, отбор идей, разработка замысла товара и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях, развертывание коммерческого производства.

Идея продукта. Замысел товара. Образ товара.

Понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ). Необходимость изучения Ж.Ц.Т. Виды ЖЦТ: традиционный, классический, кривая увлечения, кривая продолжительного увлечения, сезонная кривая, кривая возобновления, кривая провала.

Основные этапы ЖЦТ: разработка товара, внедрение товара на рынок, рост продаж, зрелость и спад.

Характеристика каждого этапа ЖЦТ.

Анализ маркетинговых стратегий, используемых 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
на этапах ЖЦТ. Маркетинговые стратегии, используемые на этапе внедрения: стратегия интенсивного маркетинга, стратегия пассивного маркетинга, стратегия широкого проникновения, стратегия выборочного проникновения. Стадия роста и ее маркетинговые стратегии.

Стадия зрелости.

Маркетинговые стратегии на стадии зрелости: модификация рынка, модификация товара, модификация маркетинговых средств.

Стадия спада. Стратегия свертывания производства товара и ее целесообразность.

Стратегия сохранения производства товара и механизм ее применения. 

 
Практические занятия:

Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с особенностями товара с точки зрения маркетинга; подходами к толкованию понятия «новый товар». Курсант должен усвоить такие понятия как ЖЦТ, виды маркетинговых стратегий, применяемых на различных этапах ЖЦТ. На основе полученных знаний уметь анализировать конкретные процессы, происходящие в российской экономике: особенности темпов развития, инфляции и т.п.

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 8. Товарная политика предприятия с точки зрения маркетинга: особенности и основные элементы. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 9. Ценовая политика предприятия с точки зрения маркетинга.

Факторы ценообразова ния. Методы ценообразова ния. Виды ценовой политики. 

Лекционные занятия:

Понятие цены и ее функции.

Ценообразование на различных типах рынков.

Цена как фактор конкурентной борьбы.

Особенности ценообразования в России.

Факторы, влияющие на ценообразование. Методика формирования исходной цены предприятия в маркетинге: определение задач политики ценообразования; определение спроса на продукт предприятия; определение издержек производства продукции; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.

Методы ценообразования, используемые в маркетинге: "издержки + прибыль", метод обеспечения целевой прибыли; на основе ценностной значимости товара; на уровне текущих цен; на основе закрытых торгов; монопольное ценообразование.

Сущность и виды ценовой политики в маркетинге: политика "снятия сливок"; максимальная ценовая стратегия; минимальная ценовая стратегия; установление цен по географическому принципу; установление единой цены, с включением расходов по доставке; установление цен со скидками и зачетами, дискриминационные цены. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с особенностями формирования цены продукции с точки зрения маркетинга. Курсант должен усвоить такие понятия как методы формирования цены, виды ценовой политики.

Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать процессы, происходящее при формировании тарифов на перевозку водным транспортом. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 9. Ценовая политика предприятия с точки зрения маркетинга.

Факторы ценообразова ния. Методы ценообразова ния. Виды ценовой политики. 

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Понятие сбыта в маркетинге.

Необходимость и задачи управления сбытом на предприятии. Стратегические задачи управления сбытом.

Тактические задачи управления сбытом.

Разработка системы товародвижения и ее различные виды и сущность.

Физическое и экономическое перемещение товаров.

Показатели системы товародвижения: звенность канала, виды каналов, ширина канала, длина канала.

Понятие товарооборота и способы его расчета: валовый товарооборот (Q вал.), чистый товарооборот (Q чист.), коэффициент звенности канала товародвижения; товарооборот на душу населения (Д); индекс товарооборота (dт).

Понятие посредников и их виды. Посредники, принимающие право собственности за товар на себя: дилеры, дистрибьюторы, джобберы, оптовые торговцы, розничные торговцы.

Посредники без права собственности: брокер, комиссионер, консигнатор, оптовый агент, торговый агент.

Сбыт товара и его характеристики. Методы сбыта, используемые производителем товаров: прямой сбыт, косвенный сбыт, франчайзинг. Выбор оптимального канала сбыта.

Выбор продавца и механизм его использования. Принципы работы с посредником.

Принципы размещения торгового предприятия: выбор общей зоны размещения; выбор места для конкретного предприятия. Закон определения сферы влияния определенных регионов А. Рейли. Определение величины оттока покупателей с помощью закона Конверсэ.

Расположение товаров внутри предприятия.

Розничная торговля: сущность, функции и задачи.

Формы предприятий розничной торговли: стационарная торговля, магазины самообслуживания, универсальные магазины, специализированные магазины, торговля по каталогам; торговля со склада, передвижная торговля, посылочная торговля, торговые автоматы, торговые центры; супермаркеты.

Оптовая торговля: сущность, функции и задачи. Формы предприятий оптовой торговли: по ширине ассортимента; по способу доставки товара; прямая и косвенная оптовая торговля. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 10. Сбытовая политика предприятия. Сбытовая политика промышленн ых предприятий. Сбытовая политика торгового предприятия. Стратегия размещения торгового предприятия. Розничная торговля. Оптовая торговля. 
Практические занятия:

Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить особенности товародвижения, почему необходимо контролировать процесс товародвижения. В этой связи курсанты должны понять функции оптовой и розничной торговли, процесс организации коммерческой деятельности торговыми предприятиями, действующие государственные ограничения,. Показать место и роль государственного сектора в рыночной экономике, Иметь представление об этих явлениях в экономике России. 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 10. Сбытовая политика предприятия. Сбытовая политика промышленн ых предприятий. Сбытовая политика торгового предприятия. Стратегия размещения торгового предприятия. Розничная торговля. Оптовая торговля. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Понятие продажи. Значение продажи в маркетинге.

Основные этапы процесса продажи товара: прием клиента; выявление потребности и выслушивание клиента; аргументация и показ товара; ответ на возражения; собственно продажа.

Маркетинговые приемы, используемые на каждом этапе процесса продажи.

Стили продажи. Понятие стиля продажи. Стиль продавца. Сетка продавца.

Стиль покупателя. Сетка покупателя. Подбор продавцов и работников торговли.

Формы продажи товаров.

Критерии идентификации форм продажи. Различные формы продажи и их характеристики: базарная продажа; продажа в магазине; продажа в магазине самообслуживания; посылочная торговля; телепродажи; продажа на дому; продажа по случаю; продажа с торгов или аукциона; продажа через торговые автоматы. Новые формы продажи: консультативные продажи, пародоксальные продажи.

Методы продажи. Понятие и характер. Типы покупок: импульсивные и рефлексивные. Факторы, влияющие на отношение к покупке. Традиционный (личный) контакт продавца с покупателем. Косвенный контакт между продавцом и покупателем. Символический диалог между продавцом и покупателем. Анонимный характер контакта между продавцом и покупателем.

Оценка эффективности работы продавца. Обучение продавцов методам продажи.

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить особенности розничной продажи товаров, возможности, методы и способы влияния на покупателя с целью свершения покупки .В этой связи курсанты должны знать этапы процесса продажи и приё1мы, используемые на каждом из этапов для продвижения товара покупателю. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 11. Продажа товара как процесс. Формы, стили и методы продажи. Организация процесса обучения продавцов. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

3
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Основные способы продвижения товара на рынке: пропаганда, стимулирование сбыта и реклама.

Пропаганда как метод продвижения товара на рынке.

Средства пропаганды: установление и поддержание связей с прессой; товарная пропаганда; общефирменная коммуникация; лоббизм; консультирование.

Постановка задач пропаганды.

Выбор пропагандистских обращений и их носителей. Претворение в жизнь плана пропаганды. Оценка результатов пропагандистской деятельности.

Стимулирование сбыта как способ изменения спроса на товар. Цель, виды, формы, объекты и методы стимулирования сбыта.

Стимулирование покупателя.

Стимулирование посредника.

Стимулирование розничных торговцев. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта.

Реклама как способ продвижения товара на рынке.

Субъект и объект рекламы, ее виды. Подходы к планированию рекламных кампаний. Рекламный текст и правила его создания.

Шрифты и их виды.

Формирование бюджета рекламы. Выбор СМИ для рекламы и их характеристики.

Логотип фирмы и его использование в рекламе.

Рекламный рынок в России.

Закон "О рекламе" 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить особенности различных методов продвижения товаров предприятия по рынку.

Студенты должны понимать особенности рекламы, знать основные этапы планирования рекламы, СМИ, используемые для рекламы. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 12. Особенности организации процесса продвижения товаров по рынку.

Стимулирова ние сбыта. Реклама. Пропаганда. 

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 13. Сервисное обслуживание покупателей 
Лекционные занятия:

Понятие и основные элементы послепродажного обслуживания. Организация и реорганизация сетей послепродажного обслуживания. Разработка стратегии послепродажного обслуживания. Планирование сервиса: объем и качество послепродажных услуг.

Управление предложением "товара–услуги" в течение срока службы.

Послепродажное обслуживание и ценовая конкуренция. Риск, связанный с общей стратегией смешанного сервиса, цели эффективного обслуживания и его схема. Интеграция послепродажного обслуживания. Создание сети филиалов или использование субподряда. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить целесообразность данного инструмента маркетинга для водного транспорта. Студенты должны понимать особенности услуг, знать методы организации оказания услуг. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 13. Сервисное обслуживание покупателей 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Понятие стратегии фирмы.

Стратегия роста фирмы.

Основные направления возможностей роста: интенсивный рост, интеграционный рост, диверсификационный рост.

Планирование маркетинга и его составляющие: сводка контрольных показателей; изложение текущей маркетинговой ситуации; перечень опасностей и возможностей; перечень задач и проблем; стратегия маркетинга; программы действий; бюджеты; порядок контроля.

Упрощенные модели разработки стратегий маркетинга предприятия: схемы Бостонской консалтинговой группы, А.Д.

Литла, Р. Портера, Мак Кинсея и др.

Система маркетинговой информации. Сущность информации и ее виды.

Источники информации.

Информационная дилемма.

Информационные технологии.

Коммуникации в маркетинге.

Коммуникационная модель.

Коммуникационные стили.

Преграды, встречающиеся на пути коммуникаций. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: при изучении данной темы курсант должен понимать необходимость выбора или разработки маркетинговой стратегии предприятия. Знать существующие в отечественной и зарубежной практиках виды применяемых стратегий; уметь оценить преимущества и недостатки выбираемой стратегии. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 14. Стратегия предприятия. Виды маркетинговы х стратегий. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Лекционные занятия:

Сущность и особенности международного маркетинга.

Основные решения, принимаемые в сфере международного маркетинга: изучение сферы международного маркетинга; решение о целесообразности выхода на внешний рынок; решение о выходе на конкретный рынок; решение о методах выхода на рынок; решение о структуре комплекса маркетинга; решение о структуре службы маркетинга.

Стратегии выхода на зарубежный рынок: экспорт, совместная предпринимательская деятельность, прямое инвестирование.

Изучение среды международного маркетинга.

Система международной торговли. Экономическая среда: страны с экономикой типа натурального хозяйства; промышленно развитые страны; развивающиеся страны. Политико–правовая среда: отношение к закупкам из–за рубежа; политическая стабильность; валютные ограничения; государственная машина. Культурная среда.

Структура комплекса маркетинга: стандартизированный и индивидуализированный комплекс маркетинга.

Стратегии адаптации товара к внешнему рынку: распространение в неизменном виде; адаптированные коммуникаций; приспособление товара; двойное адаптирование; изобретение новинки.

Стимулирование. Цена.

Каналы распределения.

Общая структура канала распределения при международном маркетинге: продавец; служба международного маркетинга; межгосударственные каналы; внутригосударственные каналы; конечные пользователи или покупатели.

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Практические занятия:

Цель: при изучении данной темы курсант должен знать правовые основы организации коммерческой деятельности в различных странах; понимать национальные и религиозные различия в поведении покупателей; уметь анализировать такие состояние национальных экономик, уровень инфляции, темп роста и др. индексы национальных экономик 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
Тема 15. Международный маркетинг.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Маркетинг» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М.М. Егорова, Е.Ю. Логинова, И.Г. Швайко Маркетинг [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Научная книга, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81021.html  
 
2. М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И. Г. Швайко Маркетинг [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Научная книга, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81021.html 
 
3. Е.И. Мазилкина Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Электронный ресурс]:учебник. - Ай Пи Эр Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83143.html 
 
4. Филип Котлер Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер [Электронный ресурс]:. - Альпина Паблишер, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43688.html 
 
5. Филип Котлер Десять смертных грехов маркетинга [Электронный ресурс]:. - Альпина Паблишер, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42070.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Т. И. Григорьева Маркетинг в профессиональной сфере: сборник практических заданий и кейсов [Электронный ресурс]:. - Московский гуманитарный университет, 2017. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74730.html  
 
2. Е.Б. Комлев Маркетинговые стратегии и маркетинговый анализ в управлении проектами [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московский гуманитарный университет, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74706.html 
 
3. И.В. Арженовский Маркетинг регионов [Электронный ресурс]:учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» . - ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52497.html  
 
4. Г.А. Васильев Поведение потребителей (2-е издание) [Электронный ресурс]:учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция (торговое дело)». - ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52533.html  
 
5. Управление маркетинговыми коммуникациями [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие (для студентов III курса факультета международного бизнеса, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», профили «Маркетинг», «Международный менеджмент», «Реклама и связи с общественностью»). - Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59666.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.