ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Маркетинг»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Маркетинг»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основы экономики, макро и микро экономику
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- применять экономические знания в различных областях жизнедеятельности
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- экономическими методами для принятия и оценки решений в различных областях жизнедеятельности
часов
Понятие маркетинга.
Эволюция содержания маркетинга и эволюция его форм. Концепция интенсификации коммерческих усилий.
Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара.
Концепция маркетинга.
Концепция социально–этического маркетинга.
Сущность современной концепции маркетинга. Цели и основные функции системы маркетинга. Основные принципы маркетинга.
Соотношение интересов предприятий и общества.
Предпринимательство и проблемы повышения уровня жизни.
Основные понятия в маркетинге. Запрос. Нужда.
Потребность. Обмен. Товар.
Сделка. Рынок. Управление маркетингом.
Общая теория конкурентной рациональности. Микротеория конкурентной рациональности: удовлетворение потребителя; сокращение издержек; эффективное принятие решений.
Схема маркетинговой деятельности предприятия: анализ рынка; анализ предприятия; разработка стратегии; оперативный маркетинг и контроль.
Цель: курсант должен усвоить, что маркетинг является методом управления предприятием в условиях рыночной экономики.
Понимать логику этапов развития концепций маркетинга; разбираться в понятиях «спрос», «потребность», «нужда».
Уметь раскрыть понятия функций, принципов, методов, субъектов и объектов маркетинга. Уметь представлять основные элементы схемы маркетинговой деятельности предприятия. Знать типы и основные черты экономических систем.
Показать их наличие в современном мире.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Модель предприятия и окружающей среды в маркетинге. Понятие контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинга.
Понятие макроуровня окружающей среды предприятия. Элементы макросреды: технология; социально–культурный уровень; экономика; право и география страны.
Понятие микроуровня окружающей среды предприятия. Элементы микросреды: покупатели; конкуренты; поставщики; посредники; торговля. Анализ внутренних возможностей предприятия.
Решения, принимаемые высшим руководством фирмы: область деятельности предприятия, вид владения; общие цели; положение службы маркетинга на предприятии, корпорационная культура.
Решения, принимаемые службой маркетинга предприятия: сегменты рынка; организационная структура службы маркетинга; разработка стратегии маркетинга; претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Принятие решений в маркетинге.
Межфункциональные команды по принятию решений. Понятие глобальных маркетинговых решений. Содержание годового маркетингового плана.
Цель: в процессе изучения темы курсанты должны уяснить: что представляет предприятие с точки зрения рынка и обмена. Уметь раскрыть содержание таких понятий как «контролируемые» и «не контролируемые» факторы внешней среды предприятия.
Понимать логику взаимосвязи внутренних и внешних факторов среды предприятия, объяснить необходимость анализа состояния и перспектив развития факторов среды предприятия, проблему выбора и смысл кривой производственных возможностей. Разобраться с теорией межфункциональных команд в системе принятия маркетинговых решений.
Уметь анализировать и выявлять факторы среды предприятия.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие рынка покупателей.
Основные элементы анализа рынка покупателей: объект покупки; субъект покупки; операции, совершаемые покупателем; время покупки; место покупки.
Основные классификации товаров на потребительском рынке. Основные и дополнительные свойства товаров.
Субъекты потребительского рынка. Факторы, влияющие на поведение субъектов рынка.
Семьи потребителей и их характеристики. Модели поведения покупателей: "Общая модель" и модель "Принятия решений". Модель процесса покупки и ее основные этапы. Решения покупателя при покупке товара. Закон "О защите прав потребителей" и консьюмеризм в России.
Понятие мотивации.
Характеристика процесса покупки товара с точки зрения мотиваций. Методы анализа мотиваций: индивидуальные беседы; экстенсивные беседы, методы клинической психологии, семантический дифференциатор.
Опрос потребителей как метод исследования рынка потребителей. Составляющие опроса: постановка целей и задач, определение выборки; определение метода опроса; разработка анкеты; проведение опроса; анализ результатов и написание отчета. Понятие выборки, ее виды и методы определения.
Типы вопросов, используемых в анкетах. Методы опроса.
Формы предоставления полученных данных опроса.
Закон "О защите прав потребителей".
Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить сущность потребительского рынка, его особенности и структуру.
Разобраться с такими категориями как «покупательское поведение», его свойствами и противоречиями; Понять особенности методов изучения потребительского рынка. Рассказать о необходимости изучения мотивации поведения покупателей и используемых для этого методах.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие промышленного рынка. Основные элементы анализа данного рынка.
Особенности промышленного рынка и его отличие от потребительского рынка. Цель маркетинга на промышленном рынке и основные принципы этого рынка. Стратегия маркетинга на данном типе рынка. Основные элементы разработки стратегии: поиск возможностей развития с учетом технического, трудового и финансового потенциала предприятия; установление средне– и долгосрочных целей с учетом прогнозируемой ситуации на рынке и возможностей фирмы; определение бюджета и планирование политики в средне– и долгосрочном периоде с целью реализации поставленных задач.
Элементы оперативного маркетинга на промышленном рынке. Особенности маркетингового контроля на рынке.
Особенности продукции промышленного назначения.
Типы продуктов промышленного назначения: сырье, полуфабрикаты; комплектующие детали и узлы, тяжелое оборудование, легкое оборудование, предметы потребления для промышленности и промышленные услуги.
Характеристика субъектов промышленного рынка и их особенности.
Модель процесса покупки на промышленном рынке и ее основные этапы: возникновение, осознание и формулирование потребности; определение характеристик продукта, необходимого для удовлетворения потребности; поиск поставщиков; рассмотрение предложений и предварительные переговоры; окончательный выбор поставщика; оценка продукта.
Характеристика и особенности принятия решения о покупке на промышленном рынке.
Методы анализа данного рынка: анализ нормативных документов; анализ мотивации и поведения потребителей; анализ выпускаемых и реализуемых товаров.
Особенности мотивации и поведения покупателей на промышленном рынке. Характер анкетирования в этой сфере. Характеристика этапов анкетирования: определение задач; сбор информации внутри предприятия и за его пределами; предварительные контакты; анализ первых результатов; собственно анкетирование; применение полученных данных.
Модели поведения покупателей на промышенном рынке: модель Байгрида, модель Левитта, модель Р.
Кардозо, модель Шета.
Цель: изучая тему, курсант должен усвоить особенности промышленного рынка, структуры анализа рынка. На основе полученных знаний понимать особенности поведения покупателей рынка, мотивацию поведения покупателей, уметь применять модели поведения покупателей на практике.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Необходимость и сущность политики сегментирования рынка, возможности и методы данной стратегии. Критерии и модели сегментации рынка: сегментация по выгодам; по жизненному циклу и образу жизни; по потребительским ситуациям; по потребительским представлениям о товаре; на основе правил выбора; по приверженности торговой марке; по чувствительности к цене.
Сегментирование промышленных рынков.
Сегментация промышленных рынков предприятий с использованием стандартной классификации отраслей.
Сегментация по способу совершения покупок: закупки по наименьшей из предложенных цен; снабжение из одного источника. Система общественных связей и сегментация рынков предприятий. Ограничения сегментации рынка.
Анализ потребителей на зарубежных рынках.
Выбор целевого сегмента рынка и критерии его отбора.
Показатели привлекательности рынка и отрасли. Анализ параметров целевого сегмента.
Сущность позиционирования товара на рынке. Виды стратегии позиционирования: составление карты конкурентных позиций; атака на конкурентную позицию и ее защита; оборонительное позиционирование товара.
Проблемы позиционирования товара на мировых рынках.
Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить основы стратегии сегментирования и её составляющие элементы; должны уметь рассчитать показатели целевого сегмента рынка; уметь построить «многоугольник конкурентоспособности»; уметь выбрать метод позиционирования предприятия в конкретной ситуации.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Теоретические модели рынка.
Модель "пять сред".
Аналитические модели. Сбор данных о рынке. Методы сбора информации о рынке: контакты с потребителями; торговые выставки; копирование образцов; отчеты конкурентов; правительственные и отраслевые отчеты, информационные бюллетени; компьютерные базы данных; системы поддержки решений; фокус группы.
Анализ конкуренции.
Структура конкуренции: анализ рыночной доли, сдвиг влияния и конкурентоспособность.
Опасности, идущие от новых конкурентов. Аудит текущих конкурентов. Прогноз поведения конкурента. Анализ конкуренции на иностранных рынках.
Цель: курсанты должны усвоить структуру конкуренции; методы формирования конкурентных преимуществ. Уметь анализировать процесс производства и его результат.
Понимать природу и виды издержек, важностью данного показателя для устойчивости фирмы. Понять содержание и роль прибыли, рентабельности, факторы их роста. Основываясь на полученных знаниях, курсанты должны уметь применить их к своей будущей профессии, в частности, повышения прибыльности и рентабельности на морском транспорте.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие и виды спроса.
Факторы, влияющие на спрос.
Характеристика различных состояний спроса в маркетинге: отрицательный спрос; отсутствие спроса; скрытый спрос; падающий спрос; нерегулярный спрос; полноценный спрос; чрезмерный спрос; нерациональный спрос.
Основные методы измерения спроса на уровне предприятия. Рыночный спрос на товар и спрос на товар данной фирмы. Потенциал и прогноз спроса. Кривая рыночного спроса на товар.
Спрос на товар фирмы и способы его расчета.
Методы оценки текущего спроса: метод оценки общей емкости рынка; метод оценки территориальной емкости рынка (метод суммирования рынков, метод расчета, индекса покупательной способности).
Методы оценки перспективного спроса. Опрос покупателей как метод оценки перспективного спроса и способы его применения.
Варианты применения метода.
Метод оценок сбытовых агентов; преимущества, недостатки и варианты применения данного метода.
Метод экспертных оценок: способы применения, преимущества и недостатки.
Метод рыночного тестирования. Метод разложения временных рядов и его основные компоненты: тренд, цикл, сезонность, нерегулярные события.
Статистические методы оценки перспективного спроса.
Цель: курсанты должны усвоить систему понятий различных типов и видов рынков, их структуру, функции, особенности спроса на различных рынках и предложения. Понимать связь между ресурсами и доходами их владельцев. На этой основе показать конкретные виды доходов на ресурсы: заработную плату, прибыль ставку, процента и ренту.
Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать происходящее в окружающей действительности процессы.
Методы расчета текущего и перспективно го спроса.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие товара, его основные и дополнительные свойства.
Товар как инструмент конкурентной борьбы.
Особенности товарной политики в маркетинге.
Ассортимент товаров и его виды: товарный, торговый, производственный, широкий и узкий ассортимент. Основные показатели ассортимента: ширина, глубина, обновляемость, устойчивость, гармоничность, сопоставимость.
Основные элементы товарной политики предприятия.
Необходимость и сущность функционального анализа стоимости товара. Анализ популярности продукта и виды популярности. Образ продукта. Производство марочных товаров. Понятие марки товара, марочного знака и товарной марки.
Решение об использовании марок или многомарочного подхода. Упаковка товара, ее функции, свойства, виды.
Маркетинговые требования, предъявляемые к упаковке.
Цена как элемент товарной политики предприятия.
Разработка названия продукта.
Требования, предъявляемые к названию. Методика разработки названия.
Выработка искусства сбыта товара. Маркировка товара.
Разработка логотипа фирмы и его использование в маркировке. Требования к маркировке и ее основные элементы. Потребительская и транспортная маркировка.
Правовая база производства марочных товаров. Механизм получения лицензий на право пользоваться товарным знаком.
Необходимость товарных инноваций в маркетинге.
Понятие нового товара в маркетинге: действительно новые товары, модернизация товара, модификация товара, старый товар на новом рынке.
Типы покупателей новой продукции и их количество.
Способы разработки новых товаров. Приобретение новых продуктов и его особенности.
Цели политики разработки новых продуктов. Виды стратегии выбора продукта.
Оценочные показатели новой продукции.
Продуктовые инновации и их цикл: формирование идей, отбор идей, разработка замысла товара и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях, развертывание коммерческого производства.
Идея продукта. Замысел товара. Образ товара.
Понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ). Необходимость изучения Ж.Ц.Т. Виды ЖЦТ: традиционный, классический, кривая увлечения, кривая продолжительного увлечения, сезонная кривая, кривая возобновления, кривая провала.
Основные этапы ЖЦТ: разработка товара, внедрение товара на рынок, рост продаж, зрелость и спад.
Характеристика каждого этапа ЖЦТ.
Анализ маркетинговых стратегий, используемых
Стадия зрелости.
Маркетинговые стратегии на стадии зрелости: модификация рынка, модификация товара, модификация маркетинговых средств.
Стадия спада. Стратегия свертывания производства товара и ее целесообразность.
Стратегия сохранения производства товара и механизм ее применения.
Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с особенностями товара с точки зрения маркетинга; подходами к толкованию понятия «новый товар». Курсант должен усвоить такие понятия как ЖЦТ, виды маркетинговых стратегий, применяемых на различных этапах ЖЦТ. На основе полученных знаний уметь анализировать конкретные процессы, происходящие в российской экономике: особенности темпов развития, инфляции и т.п.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Факторы ценообразова ния. Методы ценообразова ния. Виды ценовой политики.
Понятие цены и ее функции.
Ценообразование на различных типах рынков.
Цена как фактор конкурентной борьбы.
Особенности ценообразования в России.
Факторы, влияющие на ценообразование. Методика формирования исходной цены предприятия в маркетинге: определение задач политики ценообразования; определение спроса на продукт предприятия; определение издержек производства продукции; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.
Методы ценообразования, используемые в маркетинге: "издержки + прибыль", метод обеспечения целевой прибыли; на основе ценностной значимости товара; на уровне текущих цен; на основе закрытых торгов; монопольное ценообразование.
Сущность и виды ценовой политики в маркетинге: политика "снятия сливок"; максимальная ценовая стратегия; минимальная ценовая стратегия; установление цен по географическому принципу; установление единой цены, с включением расходов по доставке; установление цен со скидками и зачетами, дискриминационные цены.
Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с особенностями формирования цены продукции с точки зрения маркетинга. Курсант должен усвоить такие понятия как методы формирования цены, виды ценовой политики.
Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать процессы, происходящее при формировании тарифов на перевозку водным транспортом.
Факторы ценообразова ния. Методы ценообразова ния. Виды ценовой политики.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие сбыта в маркетинге.
Необходимость и задачи управления сбытом на предприятии. Стратегические задачи управления сбытом.
Тактические задачи управления сбытом.
Разработка системы товародвижения и ее различные виды и сущность.
Физическое и экономическое перемещение товаров.
Показатели системы товародвижения: звенность канала, виды каналов, ширина канала, длина канала.
Понятие товарооборота и способы его расчета: валовый товарооборот (Q вал.), чистый товарооборот (Q чист.), коэффициент звенности канала товародвижения; товарооборот на душу населения (Д); индекс товарооборота (dт).
Понятие посредников и их виды. Посредники, принимающие право собственности за товар на себя: дилеры, дистрибьюторы, джобберы, оптовые торговцы, розничные торговцы.
Посредники без права собственности: брокер, комиссионер, консигнатор, оптовый агент, торговый агент.
Сбыт товара и его характеристики. Методы сбыта, используемые производителем товаров: прямой сбыт, косвенный сбыт, франчайзинг. Выбор оптимального канала сбыта.
Выбор продавца и механизм его использования. Принципы работы с посредником.
Принципы размещения торгового предприятия: выбор общей зоны размещения; выбор места для конкретного предприятия. Закон определения сферы влияния определенных регионов А. Рейли. Определение величины оттока покупателей с помощью закона Конверсэ.
Расположение товаров внутри предприятия.
Розничная торговля: сущность, функции и задачи.
Формы предприятий розничной торговли: стационарная торговля, магазины самообслуживания, универсальные магазины, специализированные магазины, торговля по каталогам; торговля со склада, передвижная торговля, посылочная торговля, торговые автоматы, торговые центры; супермаркеты.
Оптовая торговля: сущность, функции и задачи. Формы предприятий оптовой торговли: по ширине ассортимента; по способу доставки товара; прямая и косвенная оптовая торговля.
Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить особенности товародвижения, почему необходимо контролировать процесс товародвижения. В этой связи курсанты должны понять функции оптовой и розничной торговли, процесс организации коммерческой деятельности торговыми предприятиями, действующие государственные ограничения,. Показать место и роль государственного сектора в рыночной экономике, Иметь представление об этих явлениях в экономике России.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие продажи. Значение продажи в маркетинге.
Основные этапы процесса продажи товара: прием клиента; выявление потребности и выслушивание клиента; аргументация и показ товара; ответ на возражения; собственно продажа.
Маркетинговые приемы, используемые на каждом этапе процесса продажи.
Стили продажи. Понятие стиля продажи. Стиль продавца. Сетка продавца.
Стиль покупателя. Сетка покупателя. Подбор продавцов и работников торговли.
Формы продажи товаров.
Критерии идентификации форм продажи. Различные формы продажи и их характеристики: базарная продажа; продажа в магазине; продажа в магазине самообслуживания; посылочная торговля; телепродажи; продажа на дому; продажа по случаю; продажа с торгов или аукциона; продажа через торговые автоматы. Новые формы продажи: консультативные продажи, пародоксальные продажи.
Методы продажи. Понятие и характер. Типы покупок: импульсивные и рефлексивные. Факторы, влияющие на отношение к покупке. Традиционный (личный) контакт продавца с покупателем. Косвенный контакт между продавцом и покупателем. Символический диалог между продавцом и покупателем. Анонимный характер контакта между продавцом и покупателем.
Оценка эффективности работы продавца. Обучение продавцов методам продажи.
Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить особенности розничной продажи товаров, возможности, методы и способы влияния на покупателя с целью свершения покупки .В этой связи курсанты должны знать этапы процесса продажи и приё1мы, используемые на каждом из этапов для продвижения товара покупателю.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Основные способы продвижения товара на рынке: пропаганда, стимулирование сбыта и реклама.
Пропаганда как метод продвижения товара на рынке.
Средства пропаганды: установление и поддержание связей с прессой; товарная пропаганда; общефирменная коммуникация; лоббизм; консультирование.
Постановка задач пропаганды.
Выбор пропагандистских обращений и их носителей. Претворение в жизнь плана пропаганды. Оценка результатов пропагандистской деятельности.
Стимулирование сбыта как способ изменения спроса на товар. Цель, виды, формы, объекты и методы стимулирования сбыта.
Стимулирование покупателя.
Стимулирование посредника.
Стимулирование розничных торговцев. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта.
Реклама как способ продвижения товара на рынке.
Субъект и объект рекламы, ее виды. Подходы к планированию рекламных кампаний. Рекламный текст и правила его создания.
Шрифты и их виды.
Формирование бюджета рекламы. Выбор СМИ для рекламы и их характеристики.
Логотип фирмы и его использование в рекламе.
Рекламный рынок в России.
Закон "О рекламе"
Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить особенности различных методов продвижения товаров предприятия по рынку.
Студенты должны понимать особенности рекламы, знать основные этапы планирования рекламы, СМИ, используемые для рекламы.
Стимулирова ние сбыта. Реклама. Пропаганда.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие и основные элементы послепродажного обслуживания. Организация и реорганизация сетей послепродажного обслуживания. Разработка стратегии послепродажного обслуживания. Планирование сервиса: объем и качество послепродажных услуг.
Управление предложением "товара–услуги" в течение срока службы.
Послепродажное обслуживание и ценовая конкуренция. Риск, связанный с общей стратегией смешанного сервиса, цели эффективного обслуживания и его схема. Интеграция послепродажного обслуживания. Создание сети филиалов или использование субподряда.
Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить целесообразность данного инструмента маркетинга для водного транспорта. Студенты должны понимать особенности услуг, знать методы организации оказания услуг.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Понятие стратегии фирмы.
Стратегия роста фирмы.
Основные направления возможностей роста: интенсивный рост, интеграционный рост, диверсификационный рост.
Планирование маркетинга и его составляющие: сводка контрольных показателей; изложение текущей маркетинговой ситуации; перечень опасностей и возможностей; перечень задач и проблем; стратегия маркетинга; программы действий; бюджеты; порядок контроля.
Упрощенные модели разработки стратегий маркетинга предприятия: схемы Бостонской консалтинговой группы, А.Д.
Литла, Р. Портера, Мак Кинсея и др.
Система маркетинговой информации. Сущность информации и ее виды.
Источники информации.
Информационная дилемма.
Информационные технологии.
Коммуникации в маркетинге.
Коммуникационная модель.
Коммуникационные стили.
Преграды, встречающиеся на пути коммуникаций.
Цель: при изучении данной темы курсант должен понимать необходимость выбора или разработки маркетинговой стратегии предприятия. Знать существующие в отечественной и зарубежной практиках виды применяемых стратегий; уметь оценить преимущества и недостатки выбираемой стратегии.
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
Сущность и особенности международного маркетинга.
Основные решения, принимаемые в сфере международного маркетинга: изучение сферы международного маркетинга; решение о целесообразности выхода на внешний рынок; решение о выходе на конкретный рынок; решение о методах выхода на рынок; решение о структуре комплекса маркетинга; решение о структуре службы маркетинга.
Стратегии выхода на зарубежный рынок: экспорт, совместная предпринимательская деятельность, прямое инвестирование.
Изучение среды международного маркетинга.
Система международной торговли. Экономическая среда: страны с экономикой типа натурального хозяйства; промышленно развитые страны; развивающиеся страны. Политико–правовая среда: отношение к закупкам из–за рубежа; политическая стабильность; валютные ограничения; государственная машина. Культурная среда.
Структура комплекса маркетинга: стандартизированный и индивидуализированный комплекс маркетинга.
Стратегии адаптации товара к внешнему рынку: распространение в неизменном виде; адаптированные коммуникаций; приспособление товара; двойное адаптирование; изобретение новинки.
Стимулирование. Цена.
Каналы распределения.
Общая структура канала распределения при международном маркетинге: продавец; служба международного маркетинга; межгосударственные каналы; внутригосударственные каналы; конечные пользователи или покупатели.
Цель: при изучении данной темы курсант должен знать правовые основы организации коммерческой деятельности в различных странах; понимать национальные и религиозные различия в поведении покупателей; уметь анализировать такие состояние национальных экономик, уровень инфляции, темп роста и др. индексы национальных экономик
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.