2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Механика_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
23.03.01 – Б1.О.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Громаков А.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные понятия, законы и мо- дели механики;

- материалы, конструкции деталей и узлов машин, их свойства и области применения для решения техни-ческих и технологических проблем

Уметь:

- применять основные положения статики, кинематики, динамики;

- предвидеть и объяснять явления, в основе которых лежит система фундаментальных знаний в области механики

Владеть:

- методами расчета и конструирования деталей и узлов машин, которые позволяют решать технические и технологические проблемы эксплуатации транспортных средств

ОПК-3.1 Знает существующие виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
 
 
 
 
 
Знать:

- явления, возникающие в узлах и механизмах при движении транспортных средств

Уметь:

- выполнять расчёты конструкций и узлов и механизмов при движении транспортных средств

Владеть:

- методикой определения характеристик конструкционных материалов, способами измерения параметров, определяющих состояние узлов и механизмов при движении транспортных средств

ОПК-3.2 Умеет применить различные виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
 
 
 
 
 
Знать:

- основные параметры механизмов и машин транспортного производства, методы их расчета, проектирования и технического контроля

Уметь:

- выбирать материалы конструкций и узлов механизмов и машин транспортного производства, применять проектные и проверочные расчеты

Владеть:

- методами технического контроля при конструировании узлов механизмов и машин транспортного производства

ОПК-3 Способен в сфере своей профессиональной деятельности проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные и результаты испытаний;
ОПК-3.3 Владеет методами проведения различных видов измерений и наблюдений; методов обработки и представления данных и результатов испытаний
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика. Прикладная математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Метрология, стандартизация и сертификация
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
102
102
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Теоретическая механика 
 
Лекционные занятия:

Основные понятия и определения статики. Аксиомы статики.

Связи и реакции связей.

Определение направления реакций связей. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1 
Практические занятия:

Основные понятия и определения статики. Аксиомы статики.

Связи и реакции связей.

Определение направления реакций связей. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие. Проекции силы на ось. Правило знаков. Пара сил.

Момент пары. Эквивалентные пары. Момент силы относительно точки. Теорема Вариньона 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2
Практические занятия:

Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие. Проекции силы на ось. Правило знаков. Пара сил.

Момент пары. Эквивалентные пары. Момент силы относительно точки. Теорема Вариньона 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.

Определение реакций опор. Сила тяжести, твердого тела. Центр тяжести. Координаты центров тяжести однородных тел и способы их определения. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.

Определение реакций опор. Сила тяжести, твердого тела. Центр тяжести. Координаты центров тяжести однородных тел и способы их определения. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиямпо теме: положение равновесия произвольной плоской системы сил 

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 4
Практические занятия:

Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Способы задания движения точки.

Скорость, ускорение.

Частные случаи движения точки.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Способы задания движения точки.

Скорость, ускорение.

Частные случаи движения точки.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 5
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: определение скоростей и ускорений материальной точки по заданным уравнениям движения. 

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 6
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: кинематика поступательного и вращательного движений. 

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Законы и задачи динамики точки.

Инертность тела. Материальная точка. Две задачи динамики точки

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Законы и задачи динамики точки.

Инертность тела. Материальная точка. Две задачи динамики точки

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 7
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: динамика материальной точки. 

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Движение свободной и несвободной материальных точек.

Сила инерции. Принцип Даламбера.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Движение свободной и несвободной материальных точек.

Сила инерции. Принцип Даламбера.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 8
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: общие теоремы динамики. 

6
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа силы при вращательном движении. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 9
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: динамика плоского движения твердого тела. 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 2. Сопротивление материалов 
 
Лекционные занятия:

Основные задачи сопротивления материалов. Метод сечений. Механические напряжения. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Основные задачи сопротивления материалов. Метод сечений. Механические напряжения. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 10
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Внутренние силовые факторы прирастяжении и сжатии.

Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 11
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок с учётом собственного веса 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Испытания материалов при растяжении и сжатии. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 12
Практические занятия:

Испытания материалов при растяжении и сжатии. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Понятие о сдвиге. Практические расчёты при сдвиге (срезе). 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Понятие о сдвиге. Практические расчёты при сдвиге (срезе). 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 13
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: расчёт заклёпочного и сварного соединений 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении.

Угол закручивания.

Расчеты на прочность и жесткость при кручении.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении.

Угол закручивания.

Расчеты на прочность и жесткость при кручении.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 14
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: расчет вала на кручение 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Расчеты на прочность при изгибе.

Рациональные формы поперечных сечений балок 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 15
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме:подбор поперечного сечения балки при изгибе 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 3. Детали машин 
 
Лекционные занятия:

Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Основы зубчатого зацепления. Червячные передачи

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 16
Практические занятия:

Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Основы зубчатого зацепления. Червячные передачи

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Основные характеристики ременных и цепных передач.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Основные характеристики ременных и цепных передач.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 17
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: расчет клиноременной передачи 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 18
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям по теме: расчет цепной передачи 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Ревина И.В., Коньшин Д.В. Механика [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Омский государственный институт сервиса, 2013. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18257.html 
 
2. Ю. В. Щербакова Механика [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Научная книга, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81028.html 
 
3. Перунова М. Н. Механика. Часть I. Кинематика [Электронный ресурс]:учебник. - Оренбургский государственный университет, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61376.html  
 
4. В.П. Цывильский Теоретическая механика:Высшая школа. - Высшая школа, 2008. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. М.А. Айзарман Классическая механика:учебное пособие для вузов и втузов. - Физико-математической литературы, 2005. - 
 
2. Е.Б. Постников Механика (конспект лекций):. - Приор–издат, 2007. - 
 
3. И. А. Лыков, Н. А. Скулкина, В. М. Кисеев Механика и молекулярная физика [Электронный ресурс]:практикум. - Уральский федеральный университет, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66554.html  
 
4. С.М.Тарг Краткий курс теоретической механики:учебник для вузов. - Высшая школа, 2010. - 
 
5. В.В.Добронравов, Н.Н.Никитин Курс теоретической механики:учебник для вузов. - Высшая школа, 1983. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.