2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Технология организации перевозок_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология организации перевозок»
23.03.01 – Б1.О.18 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология организации перевозок»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.18 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология организации перевозок»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технология организации перевозок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Лаврушина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технология организации перевозок»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- виды ресурсов, основные методы оценки разных способов решения задач, действующее законодательство и правовые нормы   и ограничения для решения профессиональных задач

Уметь:

Владеть:

УК-2.1 Знает виды ресурсов, основные методы оценки разных способов решения задач, действующее законодательство и правовые нормы   и ограничения для решения профессиональных задач
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- проводить анализ поставленной цели, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно- правовую документацию и формулировать задачи, которые необходимо решить для  достижения цели.

Владеть:

УК-2.2 Умеет проводить анализ поставленной цели, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию и  формулировать задачи, которые необходимо решить для  достижения цели
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методиками разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта и навыками работы с нормативно-правовой документацией.

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.3 Владеет методиками разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта и навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- существующие экономические, экологические и социальные ограничения транспортно-технологических машин и комплексов на различных этапах их жизненных циклов.

Уметь:

Владеть:

ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов;
ОПК-2.1 Знает существующие  экономические, экологические и социальные ограничения транспортно-технологических машин и комплексов на различных этапах их жизненных циклов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять существующие экономические, экологические и социальные ограничения транспортно-технологических машин и комплексов на различных этапах их жизненных циклов.

Владеть:

ОПК-2.2 Умеет применять существующие  экономические, экологические и социальные ограничения транспортно-технологических машин и комплексов на различных этапах их жизненных циклов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками применения существующих экономических, экологических и социальных ограничений транспортно- технологических машин и комплексов на различных этапах их жизненных циклов.

ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов;
ОПК-2.3 Владеет навыками применения существующих  экономических, экологических и социальных ограничений транспортно-технологических машин и комплексов на различных этапах их жизненных циклов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы типов и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках; правила перевозки грузов по видам транспорта.

Уметь:

Владеть:

ПК-4.1 Знает основы типов и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках; правила перевозки грузов по видам транспорта
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- принимать и проверять документы, необходимые для перевозки грузов, на правильность и полноту заявляемых сведений и наличие сопроводительных документов.

Владеть:

ПК-4 Способен к решению задач определения потребности в: развитии транспортной сети; подвижном составе с учётом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
ПК-4.2 Умеет принимать и проверять документы, необходимые для перевозки грузов, на правильность и полноту заявляемых сведений и наличие сопроводительных документов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами составления графиков грузопотоков, определением способов доставки, видами транспорта.

ПК-4 Способен к решению задач определения потребности в: развитии транспортной сети; подвижном составе с учётом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
ПК-4.3 Владеет методами составления графиков грузопотоков, определением способов доставки, видами транспорта
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Технология организации перевозок» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Грузоведение
 
- Порты и гидротехнические сооружения
 
- Основы теории и устройства судна
 
- Транспортные узлы и пути
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
 
- Производственная - технологическая (производственно-технологическая) практика
 
- Транспортная логистика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
132
132
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
216
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Общие понятия транспортного процесса
 
Лекционные занятия:

Транспортная продукция.

Транспортное пространство.

Транспортная техника.

Основные виды транспорта.

Транспортный процесс на морском транспорте и его участники. Архитектура системы технологий морской отрасли. Понятие транспортного процесса.

Предмет транспортного производства. Средства транспортного производства.

Исполнители транспортного производства. Транспортные коммуникации и технологические комплексы. Транспортные (подвижные) средства. Техника транспортно-технологических терминалов. Техника управления транспортными потоками. Участники транспортного процесса 

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.1
Самостоятельная работа:

Общие понятия транспортного процесса.

21
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 2. Особенности организации и функционирования материально-технической базы процесса перевозок
 
Тема 2.1
Лекционные занятия:

Состав и основные признаки деления морских судов. Судно как основная производственная структурная единица. Суда морского флота по назначению, роду перевозимого груза и уровня специализации. Класс российского морского регистра судоходства и классификационные признаки морских судов

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Технико-эксплуатационные характеристики судов и их соответствие условиям эксплуатации 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 2.1
Самостоятельная работа:

Особенности организации и функционирования материально-технической базы процесса перевозок 

21
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Конструктивные особенности грузовых судов.

Грузовые помещения и грузовые средства судов, их приспособленность к грузовым операциям.

Особенности грузовых помещений и грузовых средств различных типов судов.

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 2.2
Практические занятия:

Регламентация высоты надводного борта судна.

Грузовые марки. 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 3. Обязанности перевозчика и грузоотправителя по обеспечению сохранности груза
 
Лекционные занятия:

Формы документов связанных с морской перевозкой. 

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 3.1
Лекционные занятия:

Санитарный, карантинный, таможенный и пограничный режимы. 

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Регулирование теплообмена грузов с окружающей средой.

Колебания температуры и влажности окружающей среды при морской перевозке.

Свойства воздуха и определение его параметров.

Микроклимат грузовых помещений судна.

Регулирование температуры и влажности в трюмах.

Технические средства вентиляции и регулирования микроклимата грузовых помещений.

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 3.2
Самостоятельная работа:

Обязанности перевозчика и грузоотправителя по обеспечению сохранности груза 

22
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 4. Нормативная база технологии перевозки грузов
 
Лекционные занятия:

Международно-правовое обеспечение безопасности мореплавания и правила перевозки различных грузов.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года. (Safety of Life at Sea), и дополненная Протоколами 1978 и 1988 годов (СОЛАС-74).

Международная Конвенция о грузовой марке 1966 года. Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978-1995 гг. и одноименный Кодекс (ПДНВ-78/95).

Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнений (МКУБ);

Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (IAMSAR).

Международный кодекс по охране судов и портовых средств 2002 года (Кодекс ОСПС). Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (МАРПОЛ 73/78). Кодекс безопасной практики размещения и крепления грузов, Рез. А.714 (17). Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесной груз на палубе, Рез.А.715(17). Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов, (Рез.А.434 (XI)). Международный кодекс по перевозке зерна насыпью, (Peз.MSC.23 (59).

Международная конвенция по безопасным контейнерам 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 4.1
Самостоятельная работа:

Нормативная база технологии перевозки грузов 

22
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 5. Технология перевозок различных видов грузов морем 
 
Лекционные занятия:

Перевозка навалочных грузов. Классификация и физические свойства навалочных грузов.

Нормативные документы, регламентирующие перевозку незерновых навалочных грузов. Типы судов для перевозки навалочных грузов и порядок их загрузки.

Свойства зерновых грузов.

Документы, регламентирующие перевозку зерновых навалочных грузов Остойчивость судов, перевозящих зерно навалом.

Загрузка судна и методы крепления зерна в грузовых помещениях Практическое использование нормативных документов при перевозке зерна навалом.

Производственная санитария и техника безопасности при перевозке зерна 

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Расчет и составление грузового плана судна. 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Перевозка лесных грузов 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 5.1
Практические занятия:

Расчет сил, действующих на груз в условиях морской качки и системы крепления груза на судне. 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 5.1
Практические занятия:

Перевозка контейнерных грузов морским транспортом 

6
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Перевозка подвижной техники, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Перевозка подвижной техники. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 5.2
Самостоятельная работа:

Технология перевозок различных видов грузов морем

22
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3,УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технология организации перевозок» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.Г.Андреенков, А.В.Самохвалов Технология перевозки грузов морем: Ч.2:учебное пособие. - НГМА, 2001. - 
 
2. В.С.Болгарчук Технология морской перевозки генеральных грузов. Общие требования:учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2012. - 
 
3. В.В.Винников, Е.Крушкин, Е.Быкова Системы технологий на морском транспорте (перевозка и перегрузка):учебное пособие. - Феникс, 2010. - 
 
4. В.Я.Шевелев Технология и организация перевозок:учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта. - ГМА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2011. - 
 
5. Кудачкин Н.И., Орлов А.В. Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010.. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46338.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. С.Незавитин Перевозка опасных грузов водным транспортом:учебное пособие в вопросах и ответах. - ОМТУ, 2005. - 
 
2. Хауз, Д.Дж. (Авторский перевод Д.Д.Соколова) Морские грузовые работы и операции :практическое пособие. - Моркнига, 2010. - 
 
3. В.Я.Шевелев, С.А.Лутков, А.А.Сапунов Технология и организация перевозок:учебное пособие. - ГМА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2011. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.