2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Грузоведение_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Грузоведение»
23.03.01 – Б1.О.19 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Грузоведение»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.19 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Грузоведение»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Грузоведение» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Парасотченко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Грузоведение»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные принципы принятия технических, технологических и управленческих решений в профессиональной деятельности решений

Уметь:

Владеть:

ОПК-5.1 Знает основные принципы принятия технических, техно-логических и управленческих решений в профессиональной деятельности решений
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- принимать технические, тех- нологические и управленческие решения в профессиональной деятельности

Владеть:

ОПК-5.2 Умеет принимать технические, технологические и управленческие решения в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками принятия технических, технологических и управленческих решений в профессиональной деятельности решений

ОПК-5 Способен принимать обоснованные технические решения, выбирать эффективные и безопасные технические средства и технологии при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-5.3 Владеет навыками принятия технических, технологических и управленческих решений в профессиональной деятельности решений
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Грузоведение» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
- Экология
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Организация транспортных услуг
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
126
126
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
180
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Введение в грузоведение
 
Лекционные занятия:

Понятие продукта, товара и груза. Объекты изучения дисциплины. Общая классификация грузов

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Груз и его транспортная характеристика

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 1.1 Предмет и метод дисциплины
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Специфические свойства грузов. Понятие транспортабельности груза. Понятие кондиционности груза. Правила перевозки грузов, нормативные и регулирующие документы. Физико-химические свойства грузов.

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Специфические свойства грузов.

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Правила перевозки грузов.

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 1.2 Транспортная характеристика и классификация грузов.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Требования, предъявляемы к таре. Стандартизация тары и упаковки. Классификация тары и упаковки. Тестирование упаковки. Маркировка груза.

Методы исследования свойств грузов. 

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Виды тары. Выбор тары для транспортировки груза. Маркировка. 

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 1.3 Тара и упаковка грузов.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Методы определения количества груза. Технические средства, используемые для определения количества груза и их основные характеристики. Способы определения количества груза.

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 1.4 Определение количества груза.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Определение объема навалочного груза в штабелях разной геометрической формы. Определение количества наливного груза.

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 1.5 Определение массы груза по осадке судна.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Раздел 2. Специфические свойства грузов
 
Тема 2.1 Объемно-массовые характеристики.
Лекционные занятия:

Системы  единиц измерения. Плотность жидкого  груза. Плотность и насыпная масса. навалочного и насыпного груза. Удельный объем и удельный погрузочный объем груза. 

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Вязкость и давление грузов. Абсолютная вязкость. Плотность. Влияние температуры, давления на плотность и вязкость.

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 2.2 Специфические свойства жидких грузов.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Сыпучесть и разжижаемость. Слеживаемость, смерзаемость и спекаемость.  Гидрометрические свойства. Свойства грузов растительного и животного происхождения. Совместимость. 

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Методы хранения грузов, условии на портовых складах и условия перевозки. 

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 2.3 Специфические свойства навалочных грузов
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Раздел 3. Виды грузов 
 
Лекционные занятия:

Сырая нефть и нефтепродукты. Жидкие химические грузы. Реакционные свойства. Прочие наливные грузы. Хранение наливных грузов. Противопожарный и санитарный режимы. 

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Охрана окружающей среды и предотвращение загрязнения моря.

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 3.1 Наливные грузы.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Транспортные характеристики отдельных незерновых навалочных грузов.

Зерновые навалочные грузы. Продукты переработки зерновых. Режимы вентиляции, элеваторы.

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Хранение навалочных грузов в порту. 

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 3.2 Навалочные грузы. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности.

Общие требования к упаковке и маркировке опасных грузов. Требования к судам, перевозящим опасные грузы, их подготовка к погрузке. Погрузка и перевозка опасных грузов. Грузовые операции и хранение опасных грузов в портах. 

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

Обезвреживание опасных веществ, взрыво-пожаробезопасность и безопасность труда при работе с опасными грузами. 

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 3.3 Опасные грузы.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Грузы в двухфазном состоянии.

Транспортные характеристики сжиженных газов. Транспортная классификация сжиженных газов, грузовых емкостей и газовозов. Охрана труда, окружающей среды, противопожарный режим на газовозе. 

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Практические занятия:

НКП и ВКП. Расчет предела насыщения.

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 3.4 Грузы в двухфазном состоянии. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Лекционные занятия:

Транспортные характеристики генеральных грузов. Классы генеральных грузов. Особенности транспортирования длинномеров, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. УГМ, средства укрупнения грузов.

3
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 3.5 Генеральные грузы.
Практические занятия:

Генеральные грузы. Расчет грузовых мест в штабеле. 

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
Тема 3.5 Генеральные грузы.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

9
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Грузоведение» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.В.Анищенко Экономика и организация портового хозяйства:учебное пособие. - МГА им.адм. Ф.Ф.Ушакова, 2011. - 
 
2. Б.Е.Китаевич Морские грузовые операции:учебное пособие на английском языке. - Высшая школа, 1991. - 
 
3. Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов :. - Транспорт, 1983. - 
 
4. Н. А. Агешкина Грузоведение (наземный транспорт) [Электронный ресурс]:учебник. - Ай Пи Эр Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80363.html 
 
5. И. А. Ведешенков, Г. И. Шепелин Грузоведение : краткий курс лекций [Электронный ресурс]:краткий курс лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2008. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46702.html 
 
6. В. А. Корчагин, Д. И. Ушаков Грузоведение на автомобильном транспорте. Часть 1 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Липецкий государственный технический университет, 2012. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22862.html.  
 
7. В. А. Корчагин, Д. И. Ушаков Грузоведение на автомобильном транспорте. Часть 2 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Липецкий государственный технический университет, 2014. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55629.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Б.Т.Бадагуев Грузоподъёмные краны: Приказы, инструкции:. - Альфа-Пресс, 2011. - 
 
2. Д. Бенсон, Д. Уайтхед, В.В.Космина Транспорт и доставка грузов:. - Транспорт, 1990. - 
 
3. О.А.Деняк Грузоведение: информационные аспекты:. - Изд-во ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2007. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.