ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность транспортного процесса»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность транспортного процесса»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- классификацию судов, судовые устройства и системы;
- основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;
- судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;
- требования к остойчивости судна, расчеты остойчивости, крена, дифферента, осадки и т.д.;
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;
- требования Международной морской организации (ИМО), Российского морского регистра судоходства (РМРС), Российского речного регистра (РРР) в части, касающейся мореходности судна.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- излагать, систематизировать и критически анализироватьобщепрофессиональную информацию
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;
- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;
- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;
- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;
- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
часов
Государственное управление, регулирование, надзор и контроль на морском и внутреннем водном транспорте РФ.
КТМ, Закон о морских портах, КВВТ, Лицензирование отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Международная морская организация (IMO). Конвенции IMO. Международная Конвенция СОЛАС-74. Международная конвенция МАРПОЛ 73/78.
Разбор аварийных случаев на море: гибель парохода «Вестрис», взрыв парохода «Гранкан». Разбор аварийных случаев с танкерами: «Торри Кэньон», «Амоко Кадис», «Эксон Валдиз». Международная конвенция о грузовой марке (КГМ-66), Международная конвенция по обмеру судов (TONNAGE-69) Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов Международная конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС)
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ПДНВ 78/95
Международные правила предупреждения столкновения судов в море МППСС-72 Международный кодекс по управлению безопасностью
(МКУБ)
Штурманские обязанности капитана и вахтенных помощников капитана.
Подготовка судна к выходу в море. Предварительный расчёт протяжённости и продолжительности рейса.
Подбор и корректура карт, руководств и пособий для плавания.
Изучение района плавания.
Предварительная прокладка в прибрежном плавании и при плавании в стеснённых водах.
Рекомендации по выбору безопасной скорости.
Планирование перехода с использованием электронных карт (ECDIS).
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации судна и предотвращению загрязнения окружающей среды.
Основы судовой организации.
Расписания по тревогам.
Основные мероприятия по подготовке экипажа судна. Основные мероприятия по конструктивному обеспечению живучести судна. Мероприятия по охране морской окружающей среды и предотвращению загрязнения с судов.
Борьба за непотопляемость судна и борьба с обледенением.
Борьба с пожарами. Затопление трюма.
Плавание в штормовых и ледовых условиях Плавание в узкостях и на мелководье.
Преднамеренная посадка судна на мель. Снятие с мели.
Борьба с разливами нефтепродуктов. Борьба за живучесть на специализированных судах.
Буксировка судна.
Судовой перечень контрольных проверок для обеспечения безопасности. Медицинские чрезвычайные происшествия.
Сбрасывание с палубы судна каравана леса. Оставление судна.
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Организация поиска и спасение в РФ. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности
(ГМССБ).
Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасению. Координация поисково-спасательных операций. Меры, предпринимаемые судном, терпящим бедствие. Действия судов, оказывающих помощь.
Планирование и проведение поиска. Завершение поиска.
Спасение человека из воды.
Оказание помощи поисково- спасательным воздушным судном. Ориентировка и наблюдение в море.
Спасение пассажиров и членов экипажа пассажирского лайнера
«Михаил Лермонтов». Спасение членов экипажа
теплохода «Механик Тарасов».
Тестирование по предыдущим темам
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Международный Кодекс ОСПС Федеральный закон о транспортной безопасности.
Цели и задачи транспортной безопасности.
Действия экипажа при угрозе захвата судна пиратами (террористами) Разбор действий экипажа
танкера «Московский университет»
Действия экипажа при угрозе возникновения военных действий. Защита экипажа судна от средств массового поражения.
Разбор действий экипажей советских судов, захваченных в портах Германии в 1941 году.
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Виды и причины загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов Международные и национальные требования по предотвращению загрязнения с судов.
Предупредительные меры экологической безопасности.
Эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности.
Общие требования и принципы передачи сообщений о загрязнении морской среды.
Послеаварийные меры экологической безопасности.
Локализация и ликвидация пятен загрязнения. Ответственность за загрязнение морской среды.
Судовая документация и свидетельства по вопросам предотвращения загрязнения с судов.
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Общая характеристика договора морского страхования. Договор страхования судов.
Договор страхования груза.
Страхование ответственности судовладельца.
Тестирование по предыдущим темам
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
Аварии морских судов. Порядок расследования аварий и инцидентов на море Аварии речных судов.
Положение о расследовании транспортных происшествий на ВВП РФ
Гибель парохода «Адмирал
Нахимов»
Организация безопасного плавания и стоянки судна в морских портах.
Авария теплохода «Александр
Суворов»
Правила плавания по ВВП РФ.
Лоцманская проводка на море и внутренних водных путях.
Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.