2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Безопасность транспортного процесса_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность транспортного процесса»
23.03.01 – Б1.О.20 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность транспортного процесса»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.20 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность транспортного процесса»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность транспортного процесса» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность транспортного процесса»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- классификацию судов, судовые устройства и системы;

- основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;

- судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;

- требования к остойчивости судна, расчеты остойчивости, крена, дифферента, осадки и т.д.;

- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;

- требования Международной морской организации (ИМО), Российского морского регистра судоходства (РМРС), Российского речного регистра (РРР) в части, касающейся мореходности судна.

Уметь:

Владеть:

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает причины, признаки, классификацию, последствия, источники и способы защиты от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализироватьобщепрофессиональную информацию

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;

- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;

- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;

- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;

- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами  

Владеть:

УК-8.2 Умеет поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами теоретического и экспериментального исследования;

- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;

- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Владеет методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций и навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Безопасность транспортного процесса» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информационные технологии на транспорте
 
- Транспортные узлы и пути
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Организация транспортных услуг
 
- Оперативное управление логистическими системами
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
144
144
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
216
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Государственное управление, регулирование, надзор и контроль на морском и внутреннем водном транспорте РФ. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

КТМ, Закон о морских портах, КВВТ, Лицензирование отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1. Правовые основы и регулирование безопасности на водном транспорте в РФ
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.

12
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2. Основные международные нормативные акты, относящиеся к безопасной эксплуатации судов 
Лекционные занятия:

Международная морская организация (IMO). Конвенции IMO. Международная Конвенция СОЛАС-74. Международная конвенция МАРПОЛ 73/78. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Разбор аварийных случаев на море: гибель парохода «Вестрис», взрыв парохода «Гранкан». Разбор аварийных случаев с танкерами: «Торри Кэньон», «Амоко Кадис», «Эксон Валдиз». Международная конвенция о грузовой марке (КГМ-66), Международная конвенция по обмеру судов (TONNAGE-69) Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов Международная конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС) 

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2. Основные международные нормативные акты, относящиеся к безопасной эксплуатации судов 
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. 

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ПДНВ 78/95

Международные правила предупреждения столкновения судов в море МППСС-72 Международный кодекс по управлению безопасностью

(МКУБ)

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Штурманские обязанности капитана и вахтенных помощников капитана.

Подготовка судна к выходу в море. Предварительный расчёт протяжённости и продолжительности рейса.

Подбор и корректура карт, руководств и пособий для плавания.

Изучение района плавания.

Предварительная прокладка в прибрежном плавании и при плавании в стеснённых водах.

Рекомендации по выбору безопасной скорости.

Планирование перехода с использованием электронных карт (ECDIS).

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 3. Организация безопасного плавания и стоянки судов
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. 

12
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 4. Действия экипажа в аварийных и нештатных ситуациях 
Лекционные занятия:

Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации судна и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Основы судовой организации.

Расписания по тревогам.

Основные мероприятия по подготовке экипажа судна. Основные мероприятия по конструктивному обеспечению живучести судна. Мероприятия по охране морской окружающей среды и предотвращению загрязнения с судов. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Борьба за непотопляемость судна и борьба с обледенением.

Борьба с пожарами. Затопление трюма.

Плавание в штормовых и ледовых условиях Плавание в узкостях и на мелководье.

Преднамеренная посадка судна на мель. Снятие с мели.

Борьба с разливами нефтепродуктов. Борьба за живучесть на специализированных судах.

Буксировка судна.

Судовой перечень контрольных проверок для обеспечения безопасности. Медицинские чрезвычайные происшествия.

Сбрасывание с палубы судна каравана леса. Оставление судна.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 4. Действия экипажа в аварийных и нештатных ситуациях 
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. 

12
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Организация поиска и спасение в РФ. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности

(ГМССБ).

Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасению.  Координация поисково-спасательных операций. Меры, предпринимаемые судном, терпящим бедствие. Действия судов, оказывающих помощь.

Планирование и проведение поиска. Завершение поиска.

Спасение человека из воды.

Оказание помощи поисково- спасательным воздушным судном. Ориентировка и наблюдение в море. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Спасение пассажиров и членов экипажа пассажирского лайнера

«Михаил Лермонтов». Спасение членов экипажа

теплохода «Механик Тарасов».

Тестирование по предыдущим темам 

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 5. Поиск и спасение на море
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.

12
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Международный Кодекс ОСПС Федеральный закон о транспортной безопасности.

Цели и задачи транспортной безопасности.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Действия экипажа при угрозе захвата судна пиратами (террористами) Разбор действий экипажа

танкера «Московский университет»

Действия экипажа при угрозе возникновения военных действий. Защита экипажа судна от средств массового поражения.

Разбор действий экипажей советских судов, захваченных в портах Германии в 1941 году. 

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 6. Охрана судов и портовых средств 
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. 

14
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Виды и причины загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов Международные и национальные требования по предотвращению загрязнения с судов.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Предупредительные меры экологической безопасности.

Эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности.

Общие требования и принципы передачи сообщений о загрязнении морской среды.

Послеаварийные меры экологической безопасности.

Локализация и ликвидация пятен загрязнения. Ответственность за загрязнение морской среды.

Судовая документация и свидетельства по вопросам предотвращения загрязнения с судов. 

7
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 7. Предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации морского транспорта
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. 

12
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Общая характеристика договора морского страхования. Договор страхования судов.

Договор страхования груза.

Страхование ответственности судовладельца.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Тестирование по предыдущим темам 

7
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 8. Страхование на водном транспорте 
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям.

14
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Аварии морских судов. Порядок расследования аварий и инцидентов на море Аварии речных судов.

Положение о расследовании транспортных происшествий на ВВП РФ

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Гибель парохода «Адмирал

Нахимов»

Организация безопасного плавания и стоянки судна в морских портах.

Авария теплохода «Александр

Суворов»

Правила плавания по ВВП РФ.

Лоцманская проводка на море и внутренних водных путях.

7
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 9. Расследование аварий, инцидентов и транспортных происшествий
Самостоятельная работа:

Изучение лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. 

14
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность транспортного процесса» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах:Справочник. - Транспорт, 2000. - 
 
2. А.Н.Страшко Безопасность плавания:учебное пособие в 2-х ч. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2001. - 
 
3. А. С. Афанасьев, И. В. Таневицкий, Т. А. Менухова Организация перевозок и безопасность движения [Электронный ресурс]:учебник. - Санкт-Петербургский горный университет, 2017. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78144.html 
 
4. Н. Н. Белокобыльский Транспортная безопасность. Термины. Понятия. Определения [Электронный ресурс]:словарь. - Статут, 2017. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58289.html 
 
5. В. В. Мотин, А. В. Целуйко, О. В. Моховиков Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры [Электронный ресурс]:монография. - ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66256.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Л.А.Михайлова Безопасность жизнедеятельности:учебник для вузов. - Питер, 2003. - 
 
2. Ю.В. Буравлев, Е.И. Павлова Безопасность жизнедеятельности на транспорте:учебник для вузов. - Транспорт, 1999. - 
 
3. В.С.Гаврилов Техническое обеспечение безопасности судов:конспект лекций. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2000. - 
 
4. М.Графкина, В.Михайлов Безопасность жизнедеятельности:учебник для вузов. - Велби, 2008. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.