ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
23.03.01 – Б1.О.21 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
23.03.01 – Б1.О.21 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- возможности системы фундаментальных математических, естественнонаучных, инженерных и экономических знаний для решения технических и технологических проблем коммерческой эксплуатации транспортных систем.
Уметь:
Владеть:
ОПК-3.1 Знает существующие виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
Знать:
Уметь:
- самостоятельно и в составе коллектива идентифицировать технические и технологические проблемы в организации, планировании технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем.
Владеть:
ОПК-3.2 Умеет применить различные виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
Знать:
Уметь:
Владеть:
- приемами и методиками фундаментальных знаний для обоснования решений технических и технологических проблем в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем.
ОПК-3 Способен в сфере своей профессиональной деятельности проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные и результаты испытаний;
ОПК-3.3 Владеет методами проведения различных видов измерений и наблюдений; методов обработки и представления данных и результатов испытаний
Знать:
- содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Уметь:
Владеть:
ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации с использованием стандартов, норм и правил, связанных с профессиональной деятельностью.
ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Знать:
Уметь:
- разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
Владеть:
ОПК-6.2 Умеет разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации с использованием стандартов, норм и правил, связанных с профессиональной деятельностью.
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Знать:
- основные определения управления качества по ГОСТ Р и ИСО 9000 (17 определений);
- 8 принципов менеджмента качества, теоретические основы построения СМК – процессный подход, 7 инструментов качества, принципы и методы стандартизации, сертификации, метрологии и самооценки, основы экономики качества, модели самооценки;
Уметь:
Владеть:
ПК-15.1 Знает: основные определения управления качества по ГОСТ Р и ИСО 9000 (17 определений); 8 принципов менеджмента качества, теоретические основы построения СМК – процессный подход, 7 инструментов качества, принципы и методы стандартизации, сертификации, метрологии и самооценки, основы экономики качества, модели самооценки
Знать:
Уметь:
- решать задачи с помощью 7 инструментов качества, иметь навыки построения программ корректирующих и предупреждающих мероприятий, аудита и самооценки СМК, а также применения теории вероятностей для оценки уровня брака;
Владеть:
ПК-15 Способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования
ПК-15.2 Умеет: решать задачи с помощью 7 инструментов качества, иметь навыки построения программ корректирующих и предупреждающих мероприятий, аудита и самооценки СМК, а также применения теории вероятностей для оценки уровня брака
Знать:
Уметь:
Владеть:
- принципами менеджмента качества; навыками работы с нормативно-правовой документацией, включая технические регламенты, стандарты, документы о подтверждении соответствия; навыками работ в СМК;
- навыками реализации процессного подхода; методами статистического анализа процессов организации.
ПК-15 Способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования
ПК-15.3 Владеет: принципами менеджмента качества; навыками работы с нормативно-правовой документацией, включая технические регламенты, стандарты, документы о подтверждении соответствия; навыками работ в СМК; навыками реализации процессного подхода; методами статистического анализа процессов организации
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Математика. Прикладная математика
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Производственная - технологическая (производственно-технологическая) практика
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
- Сюрвейерское инспектирование грузов
- Транспортное технологическое оборудование
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекционные занятия:
Введение в курс
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов сущности качества, и метрологии, стандартизации, сертификации, как инструментов управления им.
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Основные положения метрологии
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов содержания и структуры метрологической деятельности. Выявление смыслового значения базовых понятий метрологии. Решение типовых задач.
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Обеспечение метрологической деятельности и единства измерений
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов касающихся средств измерения и их использования
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Организация управления метрологической деятельностью
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов передачи единиц измерения от эталонов рабочим средствам измерения. Рассмотрение системы управления метрологической деятельностью на национальном и мировом уровнях.
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Основные положения стандартизации
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов касающихся смысла и значения стандартизации
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Применение и разработка стандартов
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов разработки стандартов и их использования
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Управление стандартизацией
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов уровней стандартизации и управления стандартизацией на национальном и международном уровнях
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Основные положения сертификации
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов сущности, значения сертификации и её организационной основы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Лекционные занятия:
Порядок проведения сертификации и схемы сертификации
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов проведения сертификации.
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. И.М.Лифиц Стандартизация, метрология и сертификация:учебник для вузов. - ЮРАЙТ, 2004. -
2. А.И.Аристов Стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов. - Академия, 2006. -
3. А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения:учебник для вузов. - Машиностроение, 1986. -
4. Ю.В. Димов Метрология, стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов . - Питер, 2009. -
5. А.И.Аристов Стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов. - Академия, 2006 . -
6. К. П. Латышенко Метрология и измерительная техника [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Вузовское образование, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79677.html
6.2 Дополнительная литература
1. М.И.Басаков Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов:. - Феникс, 2010. -
2. Ю.В. Димов Метрология, стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов. - Питер, 2009. -
3. Основополагающие стандарты в области метрологии:. - Изд-во стандартов, 1986. -
4. Стандартизация, метрология и сертификация :учебник для вузов. - ЮРАЙТ, 2004. -
5. А.В. Угольников Метрология. Электрические измерения [Электронный ресурс]:практикум. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82232.html
6. М. А. Карабегов Стандартизация и сертификация промышленной продукции [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Вузовское образование, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79681.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Наименование
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.