2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Метрология_ стандартизация и сертификация_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
23.03.01 – Б1.О.21 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.21 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Семергей С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- возможности системы фундаментальных математических, естественнонаучных, инженерных и экономических знаний для решения технических и технологических проблем коммерческой эксплуатации транспортных систем.

Уметь:

Владеть:

ОПК-3.1 Знает существующие виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- самостоятельно и в составе коллектива идентифицировать технические и технологические проблемы в организации, планировании технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем.

Владеть:

ОПК-3.2 Умеет применить различные виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- приемами и методиками фундаментальных знаний для обоснования решений технических и технологических проблем в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем.

ОПК-3 Способен в сфере своей профессиональной деятельности проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные и результаты испытаний;
ОПК-3.3 Владеет методами проведения различных видов измерений и наблюдений; методов обработки и представления данных и результатов испытаний
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью

Уметь:

Владеть:

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации с использованием стандартов, норм и правил, связанных с профессиональной деятельностью.
ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью

Владеть:

ОПК-6.2 Умеет разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации с использованием стандартов, норм и правил, связанных с профессиональной деятельностью.
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные определения управления качества по ГОСТ Р и ИСО 9000 (17 определений);

- 8 принципов менеджмента качества, теоретические основы построения СМК – процессный подход, 7 инструментов качества, принципы и методы стандартизации, сертификации, метрологии и самооценки, основы экономики качества, модели самооценки;

Уметь:

Владеть:

ПК-15.1 Знает: основные определения управления качества по ГОСТ Р и ИСО 9000 (17 определений); 8 принципов менеджмента качества, теоретические основы построения СМК – процессный подход, 7 инструментов качества, принципы и методы стандартизации, сертификации, метрологии и самооценки, основы экономики качества, модели самооценки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- решать задачи с помощью 7 инструментов качества, иметь навыки построения программ корректирующих и предупреждающих мероприятий, аудита и самооценки СМК, а также применения теории вероятностей для оценки уровня брака;

Владеть:

ПК-15 Способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования
ПК-15.2 Умеет: решать задачи с помощью 7 инструментов качества, иметь навыки построения программ корректирующих и предупреждающих мероприятий, аудита и самооценки СМК, а также применения теории вероятностей для оценки уровня брака
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- принципами менеджмента качества; навыками работы с нормативно-правовой документацией, включая технические регламенты, стандарты, документы о подтверждении соответствия; навыками работ в СМК;

- навыками реализации процессного подхода; методами статистического анализа процессов организации.

ПК-15 Способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования
ПК-15.3 Владеет: принципами менеджмента качества; навыками работы с нормативно-правовой документацией, включая технические регламенты, стандарты, документы о подтверждении соответствия; навыками работ в СМК; навыками реализации процессного подхода; методами статистического анализа процессов организации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Философия
 
- Экономика
 
- Физика
 
- Математика. Прикладная математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная - технологическая (производственно-технологическая) практика
 
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
 
- Сюрвейерское инспектирование грузов
 
- Транспортное технологическое оборудование
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
84
84
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Введение в курс

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов сущности качества, и метрологии, стандартизации, сертификации, как инструментов управления им.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 1
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Основные положения метрологии

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов содержания и структуры метрологической деятельности. Выявление смыслового значения базовых понятий метрологии. Решение типовых задач. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Обеспечение метрологической деятельности и единства измерений

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов касающихся средств измерения и их использования

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Организация управления метрологической деятельностью

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов передачи единиц измерения от эталонов рабочим средствам измерения. Рассмотрение системы управления метрологической деятельностью на национальном и мировом уровнях.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 2. 
 
Лекционные занятия:

Основные положения стандартизации 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов касающихся смысла и значения стандартизации

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 5
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Применение и разработка стандартов 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов разработки стандартов  и их использования 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 6
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Управление стандартизацией

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов уровней стандартизации и управления стандартизацией на национальном и международном уровнях 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 7
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 3. 
 
Лекционные занятия:

Основные положения сертификации

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов сущности, значения сертификации и её организационной основы 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 8
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Порядок проведения сертификации и схемы сертификации 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов проведения сертификации. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 9
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

8
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-15.1,ПК-15.2,ПК-15.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. И.М.Лифиц Стандартизация, метрология и сертификация:учебник для вузов. - ЮРАЙТ, 2004. - 
 
2. А.И.Аристов Стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов. - Академия, 2006. - 
 
3. А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения:учебник для вузов. - Машиностроение, 1986. - 
 
4. Ю.В. Димов Метрология, стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов . - Питер, 2009. - 
 
5. А.И.Аристов Стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов. - Академия, 2006 . - 
 
6. К. П. Латышенко Метрология и измерительная техника [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Вузовское образование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79677.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. М.И.Басаков Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов:. - Феникс, 2010. - 
 
2. Ю.В. Димов Метрология, стандартизация сертификация:учебное пособие для вузов. - Питер, 2009. - 
 
3. Основополагающие стандарты в области метрологии:. - Изд-во стандартов, 1986. - 
 
4. Стандартизация, метрология и сертификация :учебник для вузов. - ЮРАЙТ, 2004. - 
 
5. А.В. Угольников Метрология. Электрические измерения [Электронный ресурс]:практикум. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82232.html 
 
6. М. А. Карабегов Стандартизация и сертификация промышленной продукции [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Вузовское образование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79681.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.