ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Менеджмент»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- виды ресурсов, основные методы оценки разных способов решения задач, действующее законодательство и правовые нормы и ограничения для решения профессиональных задач
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- проводить анализ поставленной цели, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию и формулировать задачи, которые необходимо решить для достижения цели.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методиками разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта и навыками работы с нормативно-правовой документацией.
- содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
часов
1. Организация и менеджмент
2. Позиция управления внутри организации
3. Менеджмент и внешнее окружение организации
4. Процесс осуществления управления организацией
5. Роль менеджера
Менеджмент и внешнее окружение организации. Процесс осуществления управления организацией
Цель - понимание студентами практической значимости изучаемого материала, знание основных составляющих процесса управления
Общая характеристика менеджмента
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Управление и организация до 1900 г.
2. Школа научного управления
3. Классическая школа в управлении
4. Школа человеческих отношений
5. Школа науки о поведении
6. Процессный подход
7. Теория систем
8. Ситуационный подход
Общая характеристика менеджмента.
Школы управленческой мысли.
Цель - понимание студентами практической значимости изучаемого материала, знание основных школ управления
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Управление как развивающаяся система
2. Развитие взглядов на управление: "одномерные" и "синтетические" учения об управлении
Роль и место управления в организации. Развитие взглядов на управление: «одномерные» и «синтетические» учения об управлении
Цель - овладение учебным материалом, обобщение и систематизация знаний
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения
2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения
3. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
4. Ролевые конфликты и подходы к их преодолению
Проблемы установления взаимодействия человека и организационного окружения Цель – овладение навыками восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, изучение ролевого аспекта взаимодействия человека и организации
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Восприятие человеком организации
2. Критериальная основа поведения
3. Характеристика индивидуальности человека
4. Типы научению поведению. Условный и безусловный рефлекс.
5. Процесс сознательного научения поведению в организации
6. Научение поведению и модификации поведения человека в организации
Научение поведение в организации, типы научного поведения.
Цель - Понимание студентами практической значимости изучаемого материала, рассмотрение вопросов адаптации человека к организации и научного поведения в организации
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Общая характеристика мотивации и мотивационного процесса
2. Теории содержания мотивации
3. Теория иерархии потребностей Маслоу
4. Теория ЕRG Альдерфера
5. Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда
6. Теория двух факторов Герцберга
Мотивация деятельности. Теории содержания мотивации.
Цель - выбор в изучаемом материале наиболее существенных признаков, умение воспроизводить основные идеи нового материала. Знать сущность мотивации
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Теория ожидания
2. Теория постановки целей
3. Теория равенства
4. Концепция партисипативного управления
Теории процесса мотивации: теория ожидания, постановки целей, равенства, концепция партисипативного управления.
Цель - Понимание студентами практической значимости изучаемого материала, изучение теории содержания и процесса мотивации
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Сущность стратегического управления
2. Система стратегического управления
3. Анализ внешней и внутренней среды
Стратегическое управление организацией
Цель – овладение учебным материалом и практическое применение знаний, обобщение и систематизация знаний, изучение сущности и системы стратегического управления
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Миссия в организации
2. Цели организации: общие положения
3. Установление целей в организации
4. Метод "управление по целям" - УПЦ
5. Типы стратегий бизнеса
6. Выработка стратегии фирмы
7. Выполнение стратегии
Выработка стратегии фирмы, типы стратегии бизнеса.
Цель - поэтапное рассмотрение учебного материала на различных уровнях познания, знание типов стратегий бизнеса
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Функции управления организацией
2. Проектирование работы
3. Модели проектирования работы
4. Факторы проектирования организации
5. Элементы проектирования организации
Модели, факторы и элементы проектирования организации.
Цель - выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решение теоретических и практических задачи, изучение моделей проектирования работы и элементов проектирования организации
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
2. Типы организаций по взаимодействию подразделений
3. Типы организаций по взаимодействию с человеком
4. Новое в типах организаций
Типы организаций по взаимодействию с подразделениями, человеком, внешней средой.
Цель - организация познавательной деятельности студентов, направленная на применение навыков в практической деятельности, изучение типов организаций по взаимодействии с внешней средой, подразделениями и человеком
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Сущность и условия коммуникации
2. Процесс коммуникации
3. Коммуникационные сети
4. Коммуникационные стили
5. Невербальная коммуникация
Организационные процессы в управлении.
Цель - организация познавательной деятельности студентов, рассмотрение коммуникационных сетей и стилей
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Общее понятие
2. Модели принятия решения: рациональная, модель ограниченной рациональности, политическая модель
3. Процесс принятия управленческих решений: признание необходимости решения, выработка решения, выполнение решения
4. Творчество и интуиция
Модели принятия решений: рациональная, модель ограниченной рациональности, политическая модель.
Цель - овладение учебным материалом, знание моделей и процессов принятия решений
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Постановка проблемы
2. Источники власти в организации
3. Лидерство и власть
4. Основы лидерства
5. Традиционные подходы лидерства
6. Концепция ситуационного лидерства
7. Новое в теориях лидерства
Лидерство и власть: источники власти в организации, традиционные подходы лидерства, новое в теориях лидерства.
Цель - организация познавательной деятельности, рассмотрение источников власти в организации, выявление подходов к изучению лидерства
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Типы конфликтов
2. Уровни конфликтов
3. Структурные методы управления конфликтом
Уровни и типы конфликтов.
Цель - овладение учебным материалом, знание типов конфликтов и структурных методов управления конфликтами
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Концепция организационной культуры
2. Национальное в организационной культуре: системный подход, модель Хофстида, модель Лэйн и Дистефано, модель Оучи
Концепция организационной культуры.
Цель - Ознакомиться с концепциями организационной культуры
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Управление в России до правления Петра I
2. Система управления в России в XVIII-XIX вв.
3. Развитие управления в советский период
4. Управление в России и на Западе. Общее и особенное
Управление в России на разных этапах ее развития. Управление в России и на Западе. Общее и особенное.
Цель - организация познавательной деятельности, знание эволюции системы управления в России
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
1. Основные черты современной системы управления
2. Изменения в управлении в "перестроечный" и "реформенный период"
3. Социально-экономическая структура хозяйства и управление
4. Специфика отечественного управления или "западный" вариант. Проблемы оптимальности
Направления реформирования российской системы управления
Цель - организация познавательной деятельности, рассмотрение проблем системы управления в России и возможные пути их разрешения
Подготовка к семинарам; подбор материала, его анализ и систематизация
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.