2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Психологические особенности управления на транспорте_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические особенности управления на транспорте»
23.03.01 – Б1.О.27 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические особенности управления на транспорте»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.27 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические особенности управления на транспорте»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Психологические особенности управления на транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Роженко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психологические особенности управления на транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы организации социального взаимодействия, в т.ч. с учетом возрастных, гендерных особенностей

- современные технологии взаимодействия, с учетом основных закономерностей возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных различий, особенностей социализации личности

Уметь:

Владеть:

УК-3.1 Знает основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- организовывать и управлять ситуациями общения, сотрудничества, развивая активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности участников социального взаимодействия

- создавать безопасную и психологически комфортную среду, защищая достоинство и интересы участников социального взаимодействия

Владеть:

УК-3.2 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия,  обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами организации конструктивного социального взаимодействия

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы самоанализа и самооценки собственных сил и возможностей; способы самоанализа и самооценки собственных сил и стратегии личностного развития

Уметь:

- определять задачи саморазвития и профессионального роста, распределять их на долго-, средне- и краткосрочные с обоснованием их актуальности и определением необходимых ресурсов

Владеть:

- приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности

УК-6.1 Знает основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
 
 
Знать:

- методы эффективного планирования времени

Уметь:

- планировать свою жизнедеятельность на период обучения в образовательной организации

Владеть:

- приемами оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач

УК-6.2 Умеет эффективно планировать, контролировать собственное время, а также методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
 
 
Знать:

- эффективные способы самообучения и критерии оценки успешности личности

Уметь:

- анализировать и оценивать собственные силы и возможности; выбирать конструктивные стратегии личностного развития на основе принципов образования и самообразования

Владеть:

- инструментами и методами управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.3 Владеет методами управления собственным временем и технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-9.1 Знать виды физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Владеть:

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Уметь оказывать безопасную транспортную услугу с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками использования базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3 Владеть методами безопасной перевозки с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Психологические особенности управления на транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Философия
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Менеджмент
 
- Безопасность транспортного процесса
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Теоретические основы транспортной психологии 
 
Лекционные занятия:

Традиции отечественной психологии управления на транспорте

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Предмет психологии управления как психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций

5
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 1.1 Предмет, методы и задачи дисциплины
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

14
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

Психологическая сущность управления на водном транспорте.

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Проблема человека в психологии 

5
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 1.2 Современные психологические концепции и теории развития личности 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

14
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Раздел 2. Личность и ее потенциал в системе управления водным транспортом
 
Тема 2.1 Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста водного транспорта 
Лекционные занятия:

Темперамент. Теории темперамента. Свойства и типы темперамента. Темперамент и характер.

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Задатки и способности. Виды способностей. Одаренность, талант. 

5
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 2.1 Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста водного транспорта 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

12
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Ощущения и восприятие как непосредственные источники познания окружающего мира

2. Память и мышление как высшие психические процессы рационального познания. 

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

1. Мышление и речь.

2. Воображение

4
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 2.2 Чувственное и рациональное познание в изучении личности 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

12
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Раздел 3. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике инженера водного транспорта
 
Лекционные занятия:

Теории лидерства в психологии (теория черт, поведенческая и ситуационная) и их приложение к управленческой деятельности.

4
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Разведение понятий лидер и руководитель. Подходы к исследованию стилей лидерства и управленческой деятельности.

5
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.1 Стиль и социально-психологические проблемы руководства  на водном транспорте 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

14
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

Понятие циклов управленческого взаимодействия. Ситуационный подход к управленческому взаимодействию.

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.2 Психологические процессы в социальных группах и их влияние на профессиональную деятельность специалиста водного транспорта
Практические занятия:

Совместная деятельность и управленческое взаимодействие. Стресс в управленческом взаимодействии 

5
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.2 Психологические процессы в социальных группах и их влияние на профессиональную деятельность специалиста водного транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

14
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

Проблема межличностных отношений и общения

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Источники и причины возникновения межличностных конфликтов 

5
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.3 Конфликты и пути их разрешения в профессиональной деятельности специалиста водного транспорта 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

14
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психологические особенности управления на транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.Н. Абрамова Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47502.html  
 
2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2005. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46359.html  
 
3. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2014. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32147.html  
 
4. Г. Б. Хасанова, Р. Р. Исхакова Психология управления трудовым коллективом [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62253.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.Н. Абрамова Социальная психология труда. Теория и практика. Том 1 [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2010. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47572.html 
 
2. Я. Брукс Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация:. - Дело и Сервис, 2008. - 
 
3. А.А. Алдашева Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51961.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.