ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические особенности управления на транспорте»
23.03.01 – Б1.О.27 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические особенности управления на транспорте»
23.03.01 – Б1.О.27 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические особенности управления на транспорте»
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Психологические особенности управления на транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психологические особенности управления на транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- основы организации социального взаимодействия, в т.ч. с учетом возрастных, гендерных особенностей
- современные технологии взаимодействия, с учетом основных закономерностей возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных различий, особенностей социализации личности
Уметь:
Владеть:
УК-3.1 Знает основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии
Знать:
Уметь:
- организовывать и управлять ситуациями общения, сотрудничества, развивая активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности участников социального взаимодействия
- создавать безопасную и психологически комфортную среду, защищая достоинство и интересы участников социального взаимодействия
Владеть:
УК-3.2 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия, обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами организации конструктивного социального взаимодействия
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
Знать:
- способы самоанализа и самооценки собственных сил и возможностей; способы самоанализа и самооценки собственных сил и стратегии личностного развития
Уметь:
- определять задачи саморазвития и профессионального роста, распределять их на долго-, средне- и краткосрочные с обоснованием их актуальности и определением необходимых ресурсов
Владеть:
- приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности
УК-6.1 Знает основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
Знать:
- методы эффективного планирования времени
Уметь:
- планировать свою жизнедеятельность на период обучения в образовательной организации
Владеть:
- приемами оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач
УК-6.2 Умеет эффективно планировать, контролировать собственное время, а также методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
Знать:
- эффективные способы самообучения и критерии оценки успешности личности
Уметь:
- анализировать и оценивать собственные силы и возможности; выбирать конструктивные стратегии личностного развития на основе принципов образования и самообразования
Владеть:
- инструментами и методами управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.3 Владеет методами управления собственным временем и технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни
УК-9.1 Знать виды физических и психологических дефектов у взрослых и детей
Знать:
Уметь:
- использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
Владеть:
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Уметь оказывать безопасную транспортную услугу с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками использования базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3 Владеть методами безопасной перевозки с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Психологические особенности управления на транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Русский язык и культура речи
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность транспортного процесса
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Теоретические основы транспортной психологии
Лекционные занятия:
Традиции отечественной психологии управления на транспорте
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Практические занятия:
Предмет психологии управления как психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 1.1 Предмет, методы и задачи дисциплины
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Лекционные занятия:
Психологическая сущность управления на водном транспорте.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Практические занятия:
Проблема человека в психологии
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 1.2 Современные психологические концепции и теории развития личности
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Раздел 2. Личность и ее потенциал в системе управления водным транспортом
Тема 2.1 Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста водного транспорта
Лекционные занятия:
Темперамент. Теории темперамента. Свойства и типы темперамента. Темперамент и характер.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Практические занятия:
Задатки и способности. Виды способностей. Одаренность, талант.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 2.1 Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста водного транспорта
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Лекционные занятия:
1. Ощущения и восприятие как непосредственные источники познания окружающего мира
2. Память и мышление как высшие психические процессы рационального познания.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Практические занятия:
1. Мышление и речь.
2. Воображение
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 2.2 Чувственное и рациональное познание в изучении личности
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Раздел 3. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике инженера водного транспорта
Лекционные занятия:
Теории лидерства в психологии (теория черт, поведенческая и ситуационная) и их приложение к управленческой деятельности.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Практические занятия:
Разведение понятий лидер и руководитель. Подходы к исследованию стилей лидерства и управленческой деятельности.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 3.1 Стиль и социально-психологические проблемы руководства на водном транспорте
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Лекционные занятия:
Понятие циклов управленческого взаимодействия. Ситуационный подход к управленческому взаимодействию.
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 3.2 Психологические процессы в социальных группах и их влияние на профессиональную деятельность специалиста водного транспорта
Практические занятия:
Совместная деятельность и управленческое взаимодействие. Стресс в управленческом взаимодействии
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 3.2 Психологические процессы в социальных группах и их влияние на профессиональную деятельность специалиста водного транспорта
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Лекционные занятия:
Проблема межличностных отношений и общения
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Практические занятия:
Источники и причины возникновения межличностных конфликтов
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
Тема 3.3 Конфликты и пути их разрешения в профессиональной деятельности специалиста водного транспорта
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психологические особенности управления на транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В.Н. Абрамова Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2009. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47502.html
2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2005. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46359.html
3. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2014. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32147.html
4. Г. Б. Хасанова, Р. Р. Исхакова Психология управления трудовым коллективом [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62253.html
6.2 Дополнительная литература
1. В.Н. Абрамова Социальная психология труда. Теория и практика. Том 1 [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2010. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47572.html
2. Я. Брукс Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация:. - Дело и Сервис, 2008. -
3. А.А. Алдашева Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2015. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51961.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Наименование
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.