ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортные узлы и пути»
23.03.01 – Б1.В.02 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортные узлы и пути»
23.03.01 – Б1.В.02 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортные узлы и пути»
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Транспортные узлы и пути» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Препод., Парасотченко А.В.
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Транспортные узлы и пути»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;
- метод системного анализа
Уметь:
Владеть:
УК-1.1 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации; метод системного анализа
Знать:
Уметь:
- применять методики поиска, сбора и обработки информации;
- осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
Владеть:
УК-1.2 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;
- методикой системного подхода для решения поставленных задач
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3 Владеет методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Знать:
- технологическую документацию;
- правила обработки транспортных средств в порту;
- нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта
Уметь:
Владеть:
ПК-7.5 Знает технологическую документацию; правила обработки транспортных средств в порту; нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта
Знать:
Уметь:
- размещать грузы в соответствии с согласованным представителем судовой организации каргопланом
Владеть:
ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.9 Умеет размещать грузы в соответствии с согласованным представителем судовой организации каргопланом
Знать:
Уметь:
- перегружать грузы по прямому варианту в необходимом и рациональном объеме
Владеть:
ПК-7.12 Умеет перегружать грузы по прямому варианту в необходимом и рациональном объеме
Знать:
Уметь:
Владеть:
- основами процессного управления, целями компании, информацией о распределение обязанностей в подразделении;
- основами системного анализа;
- приемами перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта;
- правилами перевозки грузов по видам транспорта
ПК-7.13 Владеет основами процессного управления, целями компании, информацией о распределение обязанностей в подразделении;
основами системного анализа; приемами перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта; правилами перевозки грузов по видам транспорта
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками координации складских, трюмных, вагонных, транспортных перегрузочных процессов;
- проверки качества и объема выполненных работ
ПК-7.14 Владеет навыками координации складских, трюмных, вагонных, транспортных перегрузочных процессов; проверки качества и объема выполненных работ
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками расчета технико-эксплуатационных и экономических показателей работы различных видов транспорта;
- принципами выбора вида транспорта для перевозки грузов и обслуживания пассажиров;
- основными понятиями, определениями и специальной терминологией данной дисциплины
ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.15 Владеет: навыками расчета технико-эксплуатационных и экономических показателей работы различных видов транспорта; принципами выбора вида транспорта для перевозки грузов и обслуживания пассажиров; основными понятиями, определениями и специальной терминологией данной дисциплины
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками координа- ции всех систем перегрузочных процессов;
- оптимизации систем складирования и складской переработки
ПК-7.16 Владеет навыками координации всех систем перегрузочных процессов; оптимизации систем складирования и складской переработки
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками руководства погрузочно-разгрузочными работами вагонов и автотранспорта;
- контроля обработки вагонов и автотранспорта
ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.17 Владеет навыками руководства погрузочно-разгрузочными работами вагонов и автотранспорта; контроля обработки вагонов и автотранспорта
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Транспортные узлы и пути» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Организация транспортных услуг
- Оперативное управление логистическими системами
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Общие сведения о транспортных узлах и путях
Лекционные занятия:
Функции путей сообщения, транспортных узлов их классификация.
Портовые железнодорожные станции. Характеристика вагонного и автомобильного парка. Планирование и организация обработки железнодорожных вагонов в порту. Безрельсовый подвижной состав.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Основные эксплуатационные показатели работы транспортного узла.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 1.1 Понятие транспортных путей и узлов
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Лекционные занятия:
Пропускная способность, судооборот, грузооборот, стояночное время судов
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 1.2 Транспортная работа портов
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Раздел 2. Общее устройство морского транспортного узла
Тема 2.1 Морской транспортный узел, общие понятия
Лекционные занятия:
Классификация портов. Районы тяготения. Компоновка территории и требования к ней. Взаимное расположение районов транспортного узла.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Анализ обработки железнодорожных вагонов в транспортных узлах. Анализ работы автотранспортных средств
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 2.1 Морской транспортный узел, общие понятия
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Лекционные занятия:
Взаимное расположение города и транспортного узла. Акватория и территория порта. Основные и вспомогательные участки. Перегрузочное оборудование.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 2.2 Районирование транспортного узла
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Лекционные занятия:
Порты на открытых и приглубых берегах.
Порты на открытых отмелых берегах.
Устьевые порты. Виды причальных фронтов.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Расчет пропускной способности причала порта. Расчет и анализ стояночного времени судов в порту.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 2.3 Устройство портов в различных природных условиях.
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Раздел 3. Внешние условия эксплуатации транспортных узлов и путей
Лекционные занятия:
Топографические условия. Гидрографические условия. Метеорологические условия. Гидрологические условия. Средства навигационного оборудования.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Характеристика внешних условий эксплуатации судна. Расчет основных показателей.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 3.1 Естественный режим морских побережий.
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Лекционные занятия:
Основные элементы и характеристики каналов Классификация каналов. Требования к трассе канала. Заносимость и борьба с заносимостью каналов. Навигационная обстановка на судоходных путях и каналах.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Морские судоходные каналы и проливы. Расчет пропускной способности канала.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 3.2 Водные пути и каналы
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 3.3 Виды оградительных сооружений
Лекционные занятия:
Специализация причалов. Причалы для генеральных грузов. Причалы для контейнеров. Причалы для навалочных грузов. Причалы для нефти и нефтепродуктов. Причалы для лихтеровозов. Причалы паромных переправ.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Стационарные рейдовые причалы, их виды. Комбинированные рейдовые причалы.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 3.3 Виды оградительных сооружений
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Раздел 4. Морские пути и сооружения на них
Лекционные занятия:
Назначение судопропускных сооружений. Виды судопропускных сооружений.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Расчет пропускной способности причала порта. Расчет возникающих простоев судна.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 4.1 Морские судопропускные сооружения.
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Лекционные занятия:
Крытые склады для штучных грузов. Склады для леса и пиломатериалов. Склады для массовых навалочных. грузов. Склады для жидких грузов. Склады для химических грузов. Портовые элеваторы. Склады для скоропортящихся грузов. Склады для металлов и оборудования. Вспомогательные здания и сооружения.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Практические занятия:
Основные морские транспортные узлы России и мира.
Их значение в глобальной транспортной системе.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
Тема 4.2 Классификация портовых складов.
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-7.5,ПК-7.9,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Транспортные узлы и пути» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В. М. Маркуц Транспортные потоки автомобильных дорог [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Инфра-Инженерия, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78242.html
2. Д. Н. Власов Транспортно-пересадочные узлы [Электронный ресурс]:монография. - Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60776.html
3. В. Ф. Ботвинов Порты и транспортные терминалы [Электронный ресурс]:курс лекций . - Московская государственная академия водного транспорта, 2013. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46506.html
6.2 Дополнительная литература
1. И.Я.Аксенов Единая транспортная система:учебник для вузов. - Транспорт, 1980. -
2. И.Я.Аксенов Единая транспортная система:учебник для вузов. - Высшая школа, 1991. -
3. С. В. Милославская, Ю. А. Почаев Транспортные системы и технологии перевозок [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2013. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46872.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Наименование
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.