2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_География водных путей_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
23.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «География водных путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Таперечкина Ю.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География водных путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

Владеть:

УК-1.1 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации; метод системного анализа
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

УК-1.2 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

-  методикой системного подхода для решения поставленных задач

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3 Владеет методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
Знать:

- экономическую географию водного транспорта;

- особенности морской транспортной системы;

- основные грузопотоки и направления морских перевозок;

- морские порты стран мира

Уметь:

Владеть:

ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.3 Знает экономическую географию водного транспорта; особенности морской транспортной системы; основные грузопотоки и направления морских перевозок; морские порты стран мира
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем

Владеть:

ПК-3.5 Умеет применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками использования навигационных морских пособий, выбора безопасного маршрута

ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.9 Владеет навыками использования навигационных морских пособий, выбора безопасного маршрута
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «География водных путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Единая транспортная система
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Организация транспортных услуг
 
- Оперативное управление логистическими системами
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
28
28
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
80
80
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Экономическая география как наука
 
Лекционные занятия:

Определение экономической географии. Цели и задачи науки.

Экономическая география транспорта как часть общего курса Экономической географии

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 1. Экономическая география – определение и цели науки
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

12
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Лекционные занятия:

Компоненты географического положения.

Геополитическое положение России.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 2. Особенности географического положения России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 2. Характеристика природных ресурсов России
 
Лекционные занятия:

Природные факторы, влияющие на жизнь и хозяйственную деятельность человека в России.

Рельеф: равнины и горные массивы.

Климат и климатообразующие факторы: солнечная радиация, воздушные массы и рельеф

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 3. Природные условия и их влияние на развитие России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Лекционные занятия:

Полезные ископаемые.

Виды горных пород. Месторождения полезных ископаемых.

Водные ресуры: реки, озёра, моря, подземные воды.

Лесные ресурсы России и их многообразие.

Рекреационные ресурсы районов России.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 4. Минеральные и водные ресурсы. Лесные и рекреационные ресурсы.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 3. Население России
 
Лекционные занятия:

Субъекты федерации. Размещение населения России. Урбанизация и крупнейшие агломерации расселения жителей. Трудовые ресурсы.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 5. Политико-административное деление, население и трудовые ресурсы России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 4. Характеристика хозяйства России
 
Лекционные занятия:

Состав и структура хозяйства. Отрасли хозяйства. Факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 6. Общая характеристика хозяйства России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

12
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 7. Топливно-энергетический комплекс России
Лекционные занятия:

Нефтегазовая промышленность.

Угольная промышленность.

Электроэнергетика.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение нефтегазовой промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение угольной промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение электроэнергетических предприятий 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами

0,74
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 8. Металлургический и машиностроительный комплексы России.
Лекционные занятия:

Чёрная металлургия, цветная металлургия.

Машиностроение и его структура. Отрасли машиностроения.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение металлургического комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение машиностроительного комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 9. Химико-лесной комплекс России. 
Лекционные занятия:

Отрасли химической промышленности: горно-химическая, основная химия, химия органического синтеза.

Отрасли лесной промышленности: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение химического комплекса и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение лесного комплекса и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 10. Агропромышленный комплекс, лёгкая и пищевая промышленность России. 
Лекционные занятия:

Агропромышленный комплекс России.

Лёгкая и пищевая промышленность России. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение агропромышленного комплекса и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение предприятий лёгкой и пищевой промышленности и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 5. Транспортная система России
 
Тема 11. Характеристика транспортной системы России
Лекционные занятия:

Структура транспортной системы России. Виды транспорта и транспортные узлы.

Международные транспортные коридоры проходящие по территории Российской Федерации. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 12. Железнодорожный транспорт России
Лекционные занятия:

История развития железных дорог в России. ОАО «РЖД» и другие предприятия железнодорожного транспорта.

Структура грузооборота железных дорог в России. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Железные дороги – филиалы АО «РЖД».

Их центры, протяжённость и значение для экономики регионов России.

Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 13. Автомобильный транспорт России.
Лекционные занятия:

История развития автомобильного транспорта в России.

Основные автомагистрали Российской Федерации.

Структура грузооборота автомобильного транспорта России. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Магистральные автодороги России, их протяжённость и значение для экономики регионов России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 14. Авиационный транспорт России. 
Лекционные занятия:

История развития авиационного транспорта в России.

Основные аэропорты Российской Федерации.

Структура грузооборота авиационного транспорта России. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Аэропорты России и их значение для экономики регионов России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 15. Трубопроводный транспорт России. 
Лекционные занятия:

Нефтепроводы и газопроводы: направления, протяжённость, грузооборот. Значение трубопроводного транспорта России в мировой экономике и геополитике. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 16. Речной транспорт России. 
Лекционные занятия:

Единая глубоководная система европейской части России и речные бассейны Сибири и Дальнего Востока. Речные порты страны.

Структура грузоперевозок на речном транспорте. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Речные порты европейской и восточной части России, их значение для экономики регионов России. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 17. Морской транспорт России. 
Лекционные занятия:

Морской транспорт и его значение в обеспечении внешней торговли России.

Морские порты России и их грузооборот.

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Азово-Черноморский морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Балтийский морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,76
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Арктический морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Дальневосточный морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 6. География международных морских путей сообщения
 
Тема 18. Мировые морские пути.
Лекционные занятия:

Навигационно-географическая характеристика Атлантического, Тихого, Индийского и северного Ледовитого океанов. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Морские пути и судоходство в Средиземном море 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Морские пути и судоходство в Балтийском и Северном морях
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Морские пути и судоходство в Охотском, Японском, восточно-Китайском и Южно-Китайском морях
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Основные международные маршруты перевозок наливных, навалочных и контейнерных грузов 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Крупнейшие судоходные компании мира. Их специализация и состав флота. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Крупнейшие торговые порты мира. Их специализация и грузооборот. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География водных путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики:учебное пособие для вузов. - Феникс, 2000. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Экономическая география:учебное пособие для студентов вузов. - Феникс, 2001 . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.