2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Основы транспортного экспедирования и агентирования_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы транспортного экспедирования и агентирования»
23.03.01 – Б1.В.06 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы транспортного экспедирования и агентирования»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.06 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы транспортного экспедирования и агентирования»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы транспортного экспедирования и агентирования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Скворцова Е.А. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы транспортного экспедирования и агентирования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- виды ресурсов, основные методы оценки разных способов решения задач, действующее законодательство и правовые нормы   и ограничения для решения профессиональных задач

Уметь:

Владеть:

УК-2.1 Знает виды ресурсов, основные методы оценки разных способов решения задач, действующее законодательство и правовые нормы   и ограничения для решения профессиональных задач
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- проводить анализ поставленной цели, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию и  формулировать задачи, которые необходимо решить для  достижения цели

Владеть:

УК-2.2 Умеет проводить анализ поставленной цели, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию и  формулировать задачи, которые необходимо решить для  достижения цели
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методиками разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта и навыками работы с нормативно-правовой документацией.

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.3 Владеет методиками разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта и навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии.

Уметь:

Владеть:

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия, обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды.

Владеть:

УК-3.2 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия,  обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила перевозки на различных видах транспорта;

- нормы и нормативы операций по погрузке или выгрузке груза;

- основы типологии и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках.

Уметь:

Владеть:

ПК-6.1 Знает правила перевозки на различных видах транспорта; нормы и нормативы операций по погрузке или выгрузке груза;  основы типологии и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- разрабатывать оптимальные схемы прохождения груза от пункта отправления до пункта назначения в короткие сроки и при оптимальных затратах.

Владеть:

ПК-6 Способен к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ
ПК-6.2 Умеет разрабатывать оптимальные схемы прохождения груза от пункта отправления до пункта назначения в короткие сроки и при оптимальных затратах
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- проработкой, при необходимости, альтернативных вариантов коммерческого предложения, если оно не согласовано с клиентом;

- методами организации заказа транспортного средства на основе данных клиента.

ПК-6 Способен к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ
ПК-6.3 Владеет проработкой, при необходимости, альтернативных вариантов коммерческого предложения, если оно не согласовано с клиентом; методами организации заказа транспортного средства на основе данных клиента
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Основы транспортного экспедирования и агентирования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Оперативное управление логистическими системами
 
- Технология терминальных операций
 
- Организация транспортных услуг
 
- Основы логистики
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Оперативное управление логистическими системами
 
- Управление деятельностью судоходной компании
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
66
66
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Система договорных отношений на транспорте. Место договора экспедирования и агентирования
 
Лекционные занятия:

1. Понятие системы. Элементы системы «транспортный процесс» при перевозке грузов морским транспортом.

2. Взаимосвязь между отдельными элементами системы «транспортный процесс». Осуществление платежей в данной системе.

3. Применение логистических методов при оптимизации системы «транспортный процесс»

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практические занятия:

Система договорных отношений на транспорте.

Место договора экспедирования и агентирования. 

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 1.1 Система договорных отношений при перевозке грузов. Место договора экспедирования и агентирования
Самостоятельная работа:

Закрепление, анализ, систематизация и углубление знаний по договорам между участниками транспортного процесса. 

8
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Раздел 2. Основы транспортно-экспедиторского обслуживания грузов
 
Тема 2.1 Определение экспедиторской деятельности 
Лекционные занятия:

1. Определение экспедиторской деятельности. Исторические аспекты развития.

2. Классификация экспедиторских компаний.

3. Нормативно-правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности.

Экспедиторские документы FIATA.

4. Основные положения Закона о транспортно- экспедиционной деятельности

5. Договор транспортной экспедиции.

6. Основные экономические показатели работы ТЭК. 

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Выбор оптимальной схемы доставки и внешнее экспедирование.

2. Внутрипортовое экспедирование.

3. Вопросы сертификационного оформления груза в порту с помощью экспедитора.

4. Экспедиторское поручение на организацию стивидорных операций

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практические занятия:

Расчет экономических показателей работы порта. 

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 2.2 Процесс предоставления транспортно-экспедиторских услуг 
Самостоятельная работа:

Закрепление, анализ, систематизация и углубление лекционных материалов,  приобретение умения самостоятельно переводить тарифы портовых сборов и рассчитывать стоимость судозахода 

14
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Раздел 3. Основы агентирования на морском транспорте. Процесс оказания агентских услуг
 
Тема 3.1 Основы агентирования морских судов
Лекционные занятия:

1. Исторические аспекты развития морского агентирования

2. Правовое положение агента

3. Договорные отношения

4. Договор морского агентирования

5. Классификация морских агентов

6. Агентское вознаграждение 

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Лекционные занятия:

1. Функции агента по обслуживанию судна.

2. Оформление прихода судна в порт.

3. Оформление отхода судна из порта.

4. Составление акта стояночного времени.

5. Особенности работы линейного агента.  

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практические занятия:

Расчет тарифов и премий за страхование грузов 

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 3.2 Процесс агентирования на морском транспорте 
Самостоятельная работа:

Закрепление, анализ, систематизация и углубление знаний о перевозочных документах и коммерческих условиях мультимодальных перевозок, изучение функции агента по обслуживанию судна, изучение оформление прихода/отхода  судна в порт, изучение методики начисления страховых платежей 

14
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Раздел 4. Стивидорные операции и их оплата
 
Тема 4.1 Организация стивидорных операций и их оплата 
Лекционные занятия:

1. Стивидорные работы. Стивидорный контракт.

2. Оплата стивидорных и тальманских работ.

3. Стивидорные операции в российских портах. 

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практические занятия:

Расчет стивидорных расходов.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 4.1 Организация стивидорных операций и их оплата 
Самостоятельная работа:

Закрепление, анализ, систематизация и углубление знаний об особенностях стивидорных работ, стивидорного контракта 

8
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Раздел 5. Судовые сборы и плата за услуги в портах. Дисбурсментский счет 
 
Лекционные занятия:

1. Понятие, классификация портовых сборов

2. Практика начисления cудовых сборов и плат в иностранных портах

3. Дисбурсментский счет и его проверка

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практические занятия:

Расчет сборов и плат за услуги в портах

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 5.1 Судовые сборы и платы за услуги в портах
Самостоятельная работа:

Закрепление, анализ, систематизация и лекционных материалов,изучение понятия, классификации портовых сборов, особенности практики начисления судовых сборов и плат в портах

10
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы транспортного экспедирования и агентирования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г.А.Левиков Логистика, транспорт и экспедирование:краткий словарь-справочник. - Транслит, 2008. - 
 
2. А.Ф.Луговцов, Г.А.Маслов Агентирование морских судов:учебник. - Транспорт, 1988. - 
 
3. Г. И. Шепелин Транспортное страхование [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65686.html 
 
4. А. И. Бибиков, Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников [и др.] ; под редакцией П. В. Крашенинников Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия.

Агентирование [Электронный ресурс]:постатейный комментарий глав 39, 49–52 Гражданского кодекса Российской Федерации. - Статут, 2011. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29134.html 

 
6.2 Дополнительная литература
 
1. К.И.Плужников Транспортное экспедирование:учебник для студентов транспортных вузов. - РосКонсульт, 1999. - 
 
2. А. Л. Казаков Основы управления цепями поставок. Математические модели и алгоритмы [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86676.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.