2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Экономика отрасли_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика отрасли»
23.03.01 – Б1.В.07 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика отрасли»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.07 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика отрасли»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лаврушина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика отрасли»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы экономики, макро и микро экономику

Уметь:

Владеть:

УК-10.1 Знать основы экономики, макро и микро экономику
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять экономические знания в различных областях жизнедеятельности.

Владеть:

УК-10.2 Уметь применять экономические знания в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- экономическими методами для принятия и оценки решений в различных областях жизнедеятельности

УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.3 Владеет экономическими методами для принятия и оценки решений в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- систему экономических знаний в области организации и планирования и управления транспортными системами

Уметь:

Владеть:

ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.1 Знает  правила исчисления оплаты и сборов на различных видах транспорта, методику расчета стоимости перевозки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- формулировать и решать задачи технологических проблем в области планирования и управления технической эксплуатацией транспортных систем

Владеть:

ПК-3.3 Знает экономическую географию водного транспорта; особенности морской транспортной системы; основные грузопотоки и направления морских перевозок; морские порты стран мира
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами выбора оптимального варианта проекта транспортно-перегрузочных комплексов для обработки различных видов грузов;

ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.5 Умеет применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Экономика отрасли» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Экономика
 
- Единая транспортная система
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация работы морского терминала
 
- Организация транспортных услуг
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
66
66
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
 
Лекционные занятия:

Транспорт как отрасль народного хозяйства Морской транспорт и его роль в транспортной системе РФ 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Показатели транспортной обеспеченности регионов и доступности 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Оценка основных показателей работы транспорта 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Современное состояние морского транспорта, основные тенденции, проблемы и перспективы развития 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 1.1 
Самостоятельная работа:

Транспорт как отрасль народного хозяйства 

10
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Раздел 2. Производственный процесс на транспорте
 
Лекционные занятия:

Технология и организация транспортного процесса. Производственный процесс и его элементы 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Система показателей перевозочного процесса. Провозная и пропускная способность на транспорте 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 2.1
Лекционные занятия:

Надежность и качество транспортного процесса

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Производственный процесс на морском транспорте и структура его показателей 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Провозная способность судна 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Пропускная способность порта и определение резервов ее повышения 

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 2.1
Самостоятельная работа:

Производственный процесс на транспорте 

11
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Раздел 3. Производственные ресурсы транспорта
 
Лекционные занятия:

Основные фонды на транспорте

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Оборотные средства на транспорте

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Труд и заработная плата на транспорте

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Показатели использования производственных ресурсов на транспорте

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Практические занятия:

Показатели использования производственных ресурсов на транспорте

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 3.1
Самостоятельная работа:

Производственные ресурсы транспорта

11
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Раздел 4. Экономические показатели результатов деятельности транспорта
 
Лекционные занятия:

Издержки и себестоимость на транспорте

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Капитальные вложения по видам транспорта 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Особенности ценообразования, цены и тарифы на транспорте

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 4.1 
Практические занятия:

Издержки и себестоимость на транспорте

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

"Выбор типа судна, работающего на линии"

2
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 4.2 
Самостоятельная работа:

Экономические показатели результатов деятельности транспорта

12
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Раздел 5. Развитие и размещение транспорта в регионах 
 
Лекционные занятия:

Экономические показатели региона и их связь с потребностями в транспортном обслуживании 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Методы учета и прогнозирования развития транспорта в регионах 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Методы планирования перевозки грузов и пассажиров 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 5.1 
Самостоятельная работа:

Развитие и размещение транспорта в регионах 

5
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Раздел 6. Транспортные системы и их взаимодействие
 
Лекционные занятия:

Методы проектирования и реализации технологического процесса взаимодействия различных транспортных систем, комплексного их использования. 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Лекционные занятия:

Методы системного управления общетранспортным процессом и решение вопросов взаимодействия в транспортных узлах 

1
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
Тема 6.1
Самостоятельная работа:

Транспортные системы и их взаимодействие 

5
УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ПК-3.1,ПК-3.3,ПК-3.5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экономика отрасли» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.В.Винников Экономика морского транспорта (экономика морских перевозок) : учебник для вузов водного транспорта. - Феникс, 2011 . - 
 
2. В.В.Винников Экономика предприятия морского транспорта (экономика морских перевозок):учебник для вузов водного транспорта. - Латстар, 2011. - 
 
3. В.И.Краев, Т.А.Пантина Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте:учебник . - ГМА, 2003. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Н.И. Дацюк,  Л.Л. Николаева Сборник задач по экономике морских перевозок:учебное пособие. - Феникс, 2005. - 
 
6.1 Основная литература
 
4. Н.И.Дацюк Экономика морского флота. Задачи и методы их решения:учебно-методическое пособие. - Латстар, 2001. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. Е.М.Куколева, Л.А.Ротко Экономика транспорта:. - ГМА, 2006. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.