2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Организация доступной среды для инвалидов на транспорте_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация доступной среды для инвалидов на транспорте»
23.03.01 – Б1.В.13 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация доступной среды для инвалидов на транспорте»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.13 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация доступной среды для инвалидов на транспорте»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Организация доступной среды для инвалидов на транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бугакова Е.С. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация доступной среды для инвалидов на транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии.

Уметь:

Владеть:

УК-3.1 Знает основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия, обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды.

Владеть:

УК-3.2 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия,  обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды физических и психологических дефектов у взрослых и детей.

Уметь:

Владеть:

УК-9.1 Знать виды физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- оказывать безопасную транспортную услугу с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей.

Владеть:

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Уметь оказывать безопасную транспортную услугу с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами безопасной перевозки с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей.

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3 Владеть методами безопасной перевозки с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные требования по обслуживанию маломобильных пассажиров и инвалидов на транспорте, установленные законодательством РФ и нормативными документами по разным видам транспорта;

- требования к ответственности перевозчика или оператора терминала в отношении инвалидов  и МГН,  в том числе к объему оказываемой помощи, способах общения и применении специального оборудования в соответствии с потребностями таких пассажиров;

Уметь:

Владеть:

ПК-5.2 Знает основные требования по обслуживанию маломобильных пассажиров и инвалидов на  транспорте, установленные   законодательством РФ и  нормативными документами по разным видам транспорта; требования к ответственности перевозчика или оператора терминала в отношении инвалидов  и МГН,  в том числе к объему оказываемой помощи, способах общения и применении специального оборудования в соответствии с потребностями таких пассажиров
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- организовать работу персонала предприятия по перевозке и оказанию других услуг инвалидам и другим МГН;

- идентифицировать нестандартные и чрезвычайные ситуации, самостоятельно принимать ответственные решения по оказанию помощи и обеспечению безопасности инвалидам и МГН;

Владеть:

ПК-5 Способен выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности к проектированию логистических систем доставки грузов и пассажиров, выбора логистического посредника, перевозчика и экспедитора на основе многокритериального подхода
ПК-5.4 Умеет организовать работу персонала предприятия по перевозке и оказанию других услуг инвалидам и другим МГН; идентифицировать нестандартные и чрезвычайные ситуации, самостоятельно принимать ответственные решения по оказанию помощи и обеспечению безопасности инвалидам и МГН
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками работы с правоустанавливающими документами федерального и регионального уровней, уставными документами и другими нормативными актами и Умеет применять их на практике;

- навыками оценки качества доступности и качества услуг  транспортной инфраструктуры для пассажиров с инвалидностью и МГН

ПК-5 Способен выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности к проектированию логистических систем доставки грузов и пассажиров, выбора логистического посредника, перевозчика и экспедитора на основе многокритериального подхода
ПК-5.6 Владеет навыками работы с правоустанавливающими документами федерального и регионального уровней, уставными документами и другими нормативными актами и Умеет применять их на практике; навыками оценки качества доступности и качества услуг  транспортной инфраструктуры для  пассажиров с инвалидностью и МГН
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Организация доступной среды для инвалидов на транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Транспортное право
 
- Менеджмент
 
- Правоведение
 
- Психологические особенности управления на транспорте
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная складская логистика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
16
16
В том числе: 
Лекционные занятия
6
6
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
56
56
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Основные сведения о требованиях законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта
 
Тема 1. Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта 
Лекционные занятия:

Основные положения и принципы Конвенции о правах инвалидов по обеспечению прав инвалидов на доступные объекты и услуги пассажирского транспорта (определение инвалидности, права инвалидов, принцип отсутствия «дискриминации по признаку инвалидности» при обеспечении доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для населения, принципы «разумного приспособления», принцип  «универсального дизайна»).

Требования Федеральных законов № 181–ФЗ, № 46– ФЗ,  № 419-ФЗ,

Государственной программа РФ «Доступная среда».

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Ответственность организаций и персонала пассажирского транспорта за обеспечение доступа инвалидов к объектам и услугам 
Лекционные занятия:

Обязанности организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам. Права инвалидов на доступ к объектам и услугам транспорта и на получение «ситуационной помощи».

Права общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги и объекты пассажирского транспорта

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Требования законодательства по обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 2. Модель взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и МГН на транспорте 
 
Тема 1. Участники процесса организации доступной среды для инвалидов и МГН на пассажирском транспорте 
Лекционные занятия:

Состав участников  процесса организации доступной среды. Функции участников: органов исполнительной власти по координации работ обеспечения доступности пассажирских перевозок; общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги пассажирского транспорта; организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступности объектов и услуг пассажирского транспорта для МГН. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема. 2 Модель взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организаций инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН
Лекционные занятия:

Состав участников  процесса организации доступной среды. Функции участников: органов исполнительной власти по координации работ обеспечения доступности пассажирских перевозок; общественных организаций инвалидов по защите прав инвалидов на доступные услуги пассажирского транспорта; организаций пассажирского транспорта по обеспечению доступности объектов и услуг пассажирского транспорта для МГН. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Модель взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организаций инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 3. Понимание потребностей инвалидов в помощи на объектах транспортной инфраструктуры
 
Тема 1. Группы инвалидов
Лекционные занятия:

Классификация групп инвалидов, определения скрытых и явных признаков инвалидности. Потребности разных групп инвалидов и МГН 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН 
Лекционные занятия:

Определение барьеров для каждой группы инвалидов: по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату, перемещающихся на креслах-колясках, нуждающихся в получении информации и перемещении при осуществлении пассажирской перевозки

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Группы инвалидов. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 4. Общение с инвалидами и МГН. Действия работников транспортного комплекса при оказании ситуационной помощи
 
Тема 1. Этика и способы общения с инвалидами
Лекционные занятия:

Особенности обслуживания пассажиров-инвалидов с различными нарушениями.

Этика и фразеология общения с инвалидами.

Способы общения с инвалидами по слуху, по зрению, по интеллекту, передвигающимися на кресле-коляске, в сопровождении с собакой - поводырем, с нарушением внешности. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Оказание ситуационной помощи 
Лекционные занятия:

Потребности различных групп инвалидов в информации для принятия решения о поездке на транспорте. Информирование различных групп инвалидов о направлениях перемещения и порядке обслуживания на пассажирском транспорте.

Потребности в «ситуационной помощи» различных групп инвалидов на объектах наземной транспортной инфраструктуры и борту пассажирских транспортных средств. Технологии оказания «ситуационной помощи» различным группам инвалидов. Оборудование, используемое инвалидами в поездках (назначение, правила технической эксплуатации).

Оборудование, используемое на объектах наземной инфраструктуры и борту пассажирского транспортного средства, для преодоления барьеров различными группами инвалидами (назначение, правила технической эксплуатации)  

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Этика и способы общения с инвалидами

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 5. Организация перевозки инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте (по видам транспорта) 
 
Тема 1. Организация пассажирских перевозоки технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте
Лекционные занятия:

Организация пассажирских перевозки технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Технические и функциональные требования к объектам транспортной инфраструктуры, информационному обеспечению процессов и услуг
Лекционные занятия:

Технические и функциональные требования к объектам транспортной инфраструктуры, информационному обеспечению процессов и услуг

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Организация пассажирских перевозок и технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 6. Стандарты качества доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН организаций пассажирского транспорта 
 
Тема 1. Показатели эффективности и качества доступности 
Лекционные занятия:

Приоритеты инвалидов и МГН к качеству обеспечения доступности объектов пассажирского транспорта иуслуг пассажирских перевозок. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Стандарты качества доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов и МГН 
Лекционные занятия:

Показатели эффективности и качества лучшей отраслевой практики обеспечения доступности для МГН объектов и услуг пассажирского транспорта.

Лучший зарубежный опыт создания доступной среды на транспорте Структура, цели и задачи, содержание и основные параметры стандартов качества доступности 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Показатели эффективности и качества доступности 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 7. Методика оценки доступности, паспортизации доступности объектов и услуг организаций пассажирского транспорта
 
Тема 1. Оценка доступности 
Лекционные занятия:

Методика обследования и оценки доступности для МГН объектов и услуг наземной инфраструктуры пассажирского транспорта и пассажирских транспортных средств 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Паспортизация 
Лекционные занятия:

Методика проведения паспортизации доступности для МГН объектов и услуг организаций пассажирского транспорта 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Оценка доступности

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 8. Применение принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и МГН 
 
Тема 1. «Универсальный дизайн» 
Лекционные занятия:

Введение в принцип «универсальный дизайн». Применение принципа «универсального дизайна»: при разработке технологий организации обслуживания пассажирских перевозок; при разработке технологий оказания ситуационной помощи различным группам инвалидов; при обеспечении доступности объектов транспорта 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. «Разумное приспособление»
Лекционные занятия:

Введение в концепцию разумного приспособления. Практика применения принципа  «разумного приспособления» для обеспечения доступности услуг пассажирского транспорта для МГН 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

«Универсальный дизайн». «Разумное приспособление» 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Раздел 9. Подготовка персонала для оказания «ситуационной помощи» инвалидам и МГН
 
Тема 1. Типовые программы обучения 
Лекционные занятия:

Типовые программы подготовки (инструктажа) персонала предприятий и учреждений  пассажирского транспорта для оказания ситуационной помощи МГН.

Классификация категорий персонала для обучения по программам обучения. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Тема 2. Методика обучения по программам подготовки персонала 
Лекционные занятия:

Методические материалы для проведения подготовки (инструктажа) персонала для оказания «ситуационной помощи». Контрольные тесты для проверки уровня освоения персоналом программы обучения 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Практические занятия:

Типовые программы обучения 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
Самостоятельная работа:

Изучить нормативные акты и теоретический материал по рекомендуемой литературе, конспекту лекций и презентациям 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,ПК-5.2,ПК-5.4,ПК-5.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация доступной среды для инвалидов на транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Российская Федерация. Законы. ФЗ-419. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014 /12/05/invalididok.html  
 
2. Российская Федерация. Законы. ФЗ-419. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.rg.ru.2014/12/05/invalididok.html  
 
3. ГОСТ Р 51090-97. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов:. - , . - 
 
4. ГОСТ Р 53059-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам :. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.

Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ 

 
2. Российская Федерация. Законы.  Федеральный закон от 24.11.1995 N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9014513  
 
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/83b /transstrateg_22112008_1734_r.zip  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.