2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Основы теории и устройства судна_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории и устройства судна»
23.03.01 – Б1.В.14 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории и устройства судна»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.14 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории и устройства судна»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы теории и устройства судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Амельченко С.Г.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы теории и устройства судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- классификацию судов, судовые устройства и системы;

- основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;

- судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;

- требования к остойчивости судна, расчеты остойчивости, крена, дифферента, осадки и т.д.;

- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;

- требования Международной морской организации (ИМО), Российского морского регистра судоходства (РМРС), Российского речного регистра (РРР) в части, касающейся мореходности судна.

Уметь:

Владеть:

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает причины, признаки, классификацию, последствия, источники и способы защиты от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализироватьобщепрофессиональную информацию

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;

- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;

- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами

Владеть:

УК-8.2 Умеет поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами теоретического и экспериментального исследования;

- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;

- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Владеет методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций и навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «Основы теории и устройства судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика. Прикладная математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация работы морского терминала
 
- Оперативное управление логистическими системами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
30
24
В том числе: 
Лекционные занятия
22
12
10
Практические занятия
32
18
14
Самостоятельная работа
144
78
66
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Лекционные занятия:

Введение. Классификация судов. Архитектурно-конструктивные типы судов. Общие сведения о классификационных обществах. Международные конвенции

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.1
Практические занятия:

Общее устройство судна. Экскурсия 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Конструкция корпуса судна. Основы прочности корпуса судна.

Классификация элементов корпуса судна. Судовая терминология. Судовые помещения. Конструкция корпуса современных грузовых судов 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.2 
Практические занятия:

Общее устройство судна. Схема внутреннего устройства судна.

Конструкция корпуса металлических судов.

Размещение и оборудование внутренних помещений на судах. Вычерчивание мидель -  шпангоута судна

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.3 
Лекционные занятия:

Судовые устройства.

Назначение. Схемы.

Элементы.

Требование Регистра и ПТЭ.

Рулевое устройство и дополнительные средства управления.

Якорное устройство.

Швартовное устройство.

Грузовое устройство.

Шлюпочное устройство и спасательные средства

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.3 
Практические занятия:

Судовые устройства.

Рулевое устройство.

Швартовное устройство.

Якорное устройство.

Схемы, расположения на судне. Требования Регистра. ПТЭ. Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Судовые системы

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4 
Практические занятия:

Судовые системы

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Изменение технического состояния корпуса и его контроль 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5 
Практические занятия:

Изменение технического состояния корпуса и его контроль 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Раздел 2. Основы теории судна. Статика
 
Лекционные занятия:

Геометрия корпуса судна. Теоретический чертёж. Коэффициенты полноты. Посадка судна 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2.1 
Практические занятия:

Теоретический чертёж судна. Расчёт площади шпангоута по теоретическому чертежу. Расчёт геометрических характеристик судна 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Плавучесть судна.

Условие плавучести и равновесия судна.

Изменение весового водоизмещения и координат центра тяжести при приёме и перемещении грузов.

Изменение средней осадки судна

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Расчет весового водоизмещения судна и координат центра тяжести судна

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Запас плавучести судна. Грузовая марка

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Определение объёмного водоизмещения судна используя судовую документацию

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Судовые документы «Информация об остойчивости и прочности судна для капитана» 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2.2 
Практические занятия:

Определение элементов теоретического чертежа с использованием КЭЧ.

Определение элементов плавучести судна

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекционным и практическим занятиям.

78
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
3 семестр
 
Раздел 3. 
 
Тема 2.3
Лекционные занятия:

Остойчивость судна.

Начальная поперечная остойчивость.

Равнообъемные наклонения. Теорема Эйлера. Элементы остойчивости.

Условия остойчивости 

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Расчёт элементов остойчивости судна 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Изменение остойчивости при приеме (расходовании) груза. Изменение остойчивости при перемещении груза

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Расчёт остойчивости судна при проведении грузовых операций

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Изменение остойчивости при наличии подвижных грузов.

Влияние на остойчивость подвешенных грузов. Влияние на остойчивость жидких грузов

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Определение элементов продольной остойчивости

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Определение остойчивости опытным путём.

Кренование судна.

Продольная остойчивость 

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2.3
Практические занятия:

Остойчивость на больших углах крена

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Практические занятия:

Остойчивость на больших углах крена.

Плечо статической остойчивости.

Пантокарены.

Диаграмма статической остойчивости и ее свойства

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Диаграмма статической остойчивости

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Динамическая остойчивость судна.

Диаграмма динамической остойчивости.

Требования Регистра к остойчивости морских судов.

Критерий погоды

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2.4
Практические занятия:

Диаграмма динамической остойчивости 

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Непотопляемость судна.

Принципы обеспечения непотопляемости судна.

Понятия о расчетах непотопляемости судна.

Нормирование и контроль непотопляемости судна в рейсе 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 2.5 
Практические занятия:

Методы расчета непотопляемости судна

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Раздел 4. Основы теории судна. Динамика
 
Лекционные занятия:

Управляемость судна.

Общие понятия об управляемости судна.

Судно как управляемая система.

Устойчивость на курсе, поворотливость

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 3.1 
Практические занятия:

Управляемость судна.

Расчет элементов циркуляции судна 

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 3.2
Лекционные занятия:

Качка судна.

Виды и параметры качки.

Качка на тихой воде. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Качка судна на волнении.

Влияние качки на мореходные качества судна.

Принципы успокоения качки 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 3.2
Практические занятия:

Определение периода бортовой и килевой качки.

Определение резонансной зоны по диаграмме Ю.В. Ремеза 

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Лекционные занятия:

Ходкость судна.

Основы механики жидкости.

Сопротивление среды движению судна.

Составляющие сопротивления. Мощность.

Судовые движители. Гребной винт

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 3.3
Практические занятия:

Ходкость судна.

Определение характеристик гребного винта

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 3.4 
Лекционные занятия:

Требование классификационных обществ и рекомендации ИМО и МАКО к основным положениям судна и остойчивости, к гребным винтам и спасательным средствам.

Ходовые испытания.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекционным и практическим занятиям.

54
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы теории и устройства судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Бибиков Ю.Г. Теория и устройство судов [Электронный ресурс]:методические рекомендации по расчету гребных винтов. - Московская государственная академия водного транспорта, 2013. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46769.html. 
 
2. В.Б. Жинкин Теория  и  устройство  корабля:. - Судостроение, 2002. - 
 
3. Статика корабля:Учебное пособие. - Судостроение, 2005. - 
 
4. Ф.М. Кацман, Б.В. Коваленко Основы остойчивости морского судна:. - Учебное пособие, 2003. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Ф.М.Кацман, Д.В.Дорогостайский Теория судна  и движители:. - Судостроение, 1979. - 
 
2. Капитану о прочности корпуса судов:. - Судостроение, 1988. - 
 
3. Правила классификации постройки морских судов. Регистр:. - Транспорт, 1989. - 
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.