2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Транспортно-складские комплексы_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортно-складские комплексы»
23.03.01 – Б1.В.15 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортно-складские комплексы»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.15 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортно-складские комплексы»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Транспортно-складские комплексы» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Таперечкина Ю.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Транспортно-складские комплексы»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- план-график обработки судна;

- рабочие технологические карты;

- мероприятия по подготовке складов, сепарационные и крепежные материалы.

Уметь:

Владеть:

ПК-10.1 Знает план-график обработки судна; рабочие технологические карты; мероприятия по подготовке складов, сепарационные и крепежные материалы
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- определять объем работы с каждым грузом по прямому и складскому вариантам;

- необходимое количество рабочей силы;

- потребное количество механизированных линий

Владеть:

ПК-10.2 Умеет определять объем работы с каждым грузом по прямому и складскому вариантам; необходимое количество рабочей силы; потребное количество механизированных линий
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками осмотра груза на предмет готовности его к отгрузке или выгрузке;  

- руководства вспомогательными операциями по обработке судов, железнодорожного подвижного состава и автотранспорта в порту.

ПК-10 Способен организовать подготовительные и вспомогательные операции в порту перед  обработкой судна
ПК-10.3 Владеет навыками осмотра груза на предмет готовности его к отгрузке или выгрузке;  руководства вспомогательными операциями по обработке судов, железнодорожного подвижного состава и автотранспорта в порту
 
 
 
 
 
 
Знать:

- перевозки грузов по видам транспорта;

- методику определения основных параметров склада;

- план организации погрузочно-разгрузочных работ;

- технические средства и сооружения для обработки транспортных средств на предприятиях водного транспорта

Уметь:

Владеть:

ПК-13 Способен к организации общей последовательности погрузочно-разгрузочных и складских работ в порту
ПК-13.1 Знает правила перевозки грузов по видам транспорта; методику определения основных параметров склада; план организации погрузочно-разгрузочных работ; технические средства и сооружения для обработки транспортных средств на предприятиях водного транспорта 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- определять необходимые складские площади;

- потребное количество механизированных линий;

- хранить, штабелировать и накапливать грузы;

- руководить подготовкой причала к приему судна, креплением судна у причала и плавсредств у борта судна

Владеть:

ПК-13.2 Умеет определять необходимые складские площади; потребное количество механизированных линий; хранить, штабелировать и накапливать грузы; руководить подготовкой причала к приему судна, креплением судна у причала и плавсредств у борта судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- разработкой эффективных схем перевозки груза в цепи поставок в рамках порта, как транспортного узла водного транспорта;

- координацией всех систем перегрузочных процессов

ПК-13 Способен к организации общей последовательности погрузочно-разгрузочных и складских работ в порту
ПК-13.3 Владеет разработкой эффективных схем перевозки груза в цепи поставок в рамках порта, как транспортного узла водного транспорта; координацией всех систем перегрузочных процессов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы логистики и управления цепями поставок;

- методологию организации перевозок грузов в цепи поставок;

- нормативные правовые акты, регламентирующие перевозки;

- особенности перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта;

- правила перевозки грузов по видам транспорта; правила и порядок оформления транспортно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных документов.

Уметь:

Владеть:

ПК-14 Способен к поиску путей повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения
ПК-14.1 Знает: основы логистики и управления цепями поставок; методологию организации перевозок грузов в цепи поставок; нормативные правовые акты, регламентирующие перевозки; особенности перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта;

правила перевозки грузов по видам транспорта; правила и порядок оформления транспортно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных документов

 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки;

- анализировать и проверять документы на соответствие правилам и порядку оформления транспортно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных, страховых и претензионных документов, договоров, соглашений, контрактов

Владеть:

ПК-14 Способен к поиску путей повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения
ПК-14.2 Умеет анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки; анализировать и проверять документы на соответствие правилам и порядку оформления транспортно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных, страховых и претензионных документов, договоров, соглашений, контрактов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками постановки целей, задач работникам подразделений, участвующим в процессе перевозки груза в цепи поставок;

- контроля выполнения операционных заданий, своевременного выполнения поручений работниками, вовлеченными в оказание логистической услуги;

- разработки эффективных схем взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок;

- систематизации документов, регламентирующих взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза;

- получения и анализа информации о планируемых мероприятиях по приемке и отправке грузов, их периодичности, количественных характеристиках;

- составления графиков грузопотоков, определения способов доставки, вида транспорта;

- организации планирования услуг, этапов, сроков доставки; организация формирования пакета документов для отправки груза;

- контроля поступления информации о прибытии груза.

ПК-14 Способен к поиску путей повышения качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения
ПК-14.3 Владеет навыками постановки целей, задач работникам подразделений, участвующим в процессе перевозки груза в цепи поставок; контроля выполнения операционных заданий, своевременного выполнения поручений работниками, вовлеченными в оказание логистической услуги; разработки эффективных схем взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок;  систематизации документов, регламентирующих взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза; получения и анализа информации о планируемых мероприятиях по приемке и отправке грузов, их периодичности, количественных характеристиках; -составления графиков грузопотоков, определения способов доставки, вида транспорта; организации планирования услуг, этапов, сроков доставки; организация формирования пакета документов для отправки груза; контроля поступления информации о прибытии груза
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Транспортно-складские комплексы» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Технология терминальных операций
 
- Транспортное технологическое оборудование
 
- Единая транспортная система
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
- Технология терминальных операций
 
- Управление деятельностью судоходной компании
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Транспортно-складские комплексы в логистических системах: классификация и оборудование
 
Лекционные занятия:

Системный подход к организации перевозки грузов.

Понятие транспортно-складских комплексов. Транспортно-складские комплексы как технические системы 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Виды и классификация транспортно-складских комплексов

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Выбор и расчет стального каната для стропа и строповка конструкций 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 1. Введение. Транспортно-складские комплексы в логистических системах
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Лекционные занятия:

Назначение и классификация технических средств. Грузоподъемные машины. Погрузочно-разгрузочные машины. Транспортирующие машины. Грузозахватные устройства 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 2. Технические средства транспортно-складских комплексов 
Практические занятия:

Технические и эксплуатационные параметры подъемно-транспортных машин 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Пакетирование грузовых единиц: подбор средств укрупнения

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 2. Технические средства транспортно-складских комплексов 
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Лекционные занятия:

Внешнее складское оборудование. Стеллажное оборудование. Специальное оборудование для работы с товарами 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Порядок эксплуатации и установки складского оборудования 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Определение общего коэффициента использования объема стеллажей 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 3. Оборудование транспортно-складских комплексов
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Раздел 2. Организация функционирования, проектирование и управление транспортно-складскими системами
 
Лекционные занятия:

Организация технологического процесса на ТСК. Организация работы на технологических участках ТСК

Показатели эффективности организации погрузочно-разгрузочных и складских работ 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Применение принципов логистики в организации погрузочно-разгрузочных и складских работ 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Определение нормы выработки и оптимального состава бригады грузчиков 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 4. Организация работы на транспортно-складских комплексах 
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Лекционные занятия:

Управление транспортно-складскими операциями как элемент управления логистическим процессом. Концептуальные решения складских систем управления. Основные критерии при выборе автоматизированной системы управления ТСК 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Оборудование автоматизированных складов АВС анализ. Определение оптимального размера заказа. 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 5. Автоматизированная система управления ТСК
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Лекционные занятия:

Стадии проектирования транспортно-складского комплекса. Требования к проектированию складов. Запасы товаров и емкость складов. Определение размеров склада. Расчет погрузочно-разгрузочного пункта ТСК 

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Определение пропускной способности погрузочно-разгрузочного пункта 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Определение площади, необходимой для складирования контейнеров 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Практические занятия:

Требования пожарной безопасности и охраны труда при эксплуатации ТСК. 

6
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
Тема 6. Основы проектирования транспортно-складских комплексов
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач

3
ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3,ПК-14.1,ПК-14.2,ПК-14.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Транспортно-складские комплексы» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.В.Анищенко Экономика и организация портового хозяйства:учебное пособие. - МГА им. адм.Ф.Ф.Ушакова, 2011. - 
 
2. Н.И.Каминская, А.П.Шрамко Грузоведение и стивидорные операции:учебное пособие. - МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2011. - 
 
3. В.Е.Николайчук Транспортно-складская логистика:учебное пособие. - ИТК Дашков и К, 2009. - 
 
4. Е. В. Рачков Специальное перегрузочное оборудование транспортных терминалов.

Часть 1 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46839.html 

 
5. Е. Е. Баржанский Автоматизированные склады [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2008. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49212.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Н. В. Юдаев Элеваторы, склады, зерносушилки [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Гиорд, Ай Пи Эр Медиа, 2008. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/749.html 
 
2. В.В. Алфёров, Ю.М. Миронов Автоматизация системы управления складской деятельностью [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2017. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76704.html 
 
3. Е.Е. Баржанский Автоматизированные склады [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2008. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49212.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.